ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2007 г. N 4-2
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
Во исполнение Постановления Исполкома ФНПР от 16.05.2007 N 2-2 и в связи с внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда и утвердить его в новой редакции согласно Приложению N 1.
2. Утвердить формы N 1-ПИ (представление), N 2-ПИ (требование), N 3-ПИ (образец удостоверения правового инспектора труда), N 4-ПИ (отчет о правозащитной работе), N 5-ПИ (карточка регистрации нарушений прав профсоюзов) согласно Приложениям N 1 - 5 к Типовому положению о правовой инспекции труда профсоюзов.
3. Утвердить Методические рекомендации о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе (Приложение N 2).
4. Членским организациям ФНПР:
ежегодно до конца I квартала следующего за отчетным года направлять в ФНПР сведения о результатах проделанной правозащитной работы за истекший год согласно форме N 4-ПИ с пояснительной запиской;
при отсутствии в аппарате правовых инспекторов труда, иных юристов представлять отчет о правозащитной работе, выполненной первичными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, аппаратами территориальных организаций профсоюзов и их объединений;
обратить особое внимание на ежегодное направление в Правовой департамент Аппарата ФНПР решений судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для работников и профсоюзов проблемам.
5. Признать утратившими силу Постановления Исполкома ФНПР от 22.05.2002 N 3-3, от 17.12.2003 N 8-8 и от 20.12.2006 N 1-7.
Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ
Приложение N 1
к Постановлению Исполкома ФНПР
от 26 сентября 2007 г. N 4-2
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ
Утратило силу. - Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.
Приложение N 2
к Постановлению Исполкома ФНПР
от 26 сентября 2007 г. N 4-2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЧЛЕНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФНПР ОТЧЕТОВ
И ИНФОРМАЦИИ ПО ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЕ
В соответствии с установленным порядком ежегодно до конца I квартала следующего за отчетным года отчеты членских организаций ФНПР по правозащитной работе по форме N 4-ПИ, пояснительные записки к ним, а также другие материалы о правозащитной работе и борьбе с нарушениями прав профсоюзов представляются в ФНПР.
При отсутствии в аппарате членской организации правовых инспекторов труда, иных юристов представляются сведения о правозащитной работе, проведенной первичными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, штатными работниками аппаратов членских организаций, исходя из того, что правозащитная деятельность является главной уставной обязанностью всех профсоюзных органов и организаций по защите прав объединяемых ими членов профсоюза.
1. В первых строках отчета указывается численность штатных правовых инспекторов труда и иных юристов, работающих в профсоюзных органах, а также общественных и внештатных правовых инспекторов труда. При этом в строках 1.1 и 2.1 приводится численность указанных работников в аппарате соответствующего общероссийского профсоюза или территориального объединения организаций профсоюзов, представляющего отчет.
2. Комплексной проверкой, указываемой в строке 4.1 отчета, следует считать проверку, в результате которой осуществлен контроль за соблюдением работодателем законодательства по основным вопросам (институтам) трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, дисциплина труда).
3. В число проверок совместно с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда включаются проверки, оформленные подписью профсоюзного представителя с указанием его участия в данной проверке.
4. В строке 5 формы N 4-ПИ следует указывать количество представлений, направленных работодателям, с требованиями устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Представления правовых инспекторов труда имеют установленную для профсоюзных инспекторов труда форму (N 1-ПИ). Другие профсоюзные органы вправе предъявлять требования произвольной формы (часть 2 ст. 370 ТК РФ).
5. В строке 5.1 указывается количество выявленных нарушений, упомянутых в представлениях (требованиях). Нарушения учитываются в отношении конкретного работника. Например, при установлении незаконного удержания из заработной платы 40 работников вносится представление о начислении им конкретных сумм с приложением списка работников и размера выплат каждому. В этом случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указывается 40 нарушений. Если при проверке выявлено, что с работником не заключен трудовой договор в письменной форме, ему отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание, в представление включаются требования о заключении письменного трудового договора, предоставлении отпуска и отмене дисциплинарного взыскания. В данном случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указываются 3 нарушения.
6. Соответственно отражается в отчете и количество устраненных нарушений (п. 5.1.1). Если работодатель в установленный срок выплатил зарплату лишь 40 работникам из 64, то в пункте 5.1.1 в строке "из них устранено" указывается 40.
7. В число восстановленных на работе по требованию профсоюзных органов (строка 5.1.2) включаются работники, в отношении которых предпринимались различные формы помощи и защиты, кроме судебной (письмо работодателю, представление о восстановлении на работе, направление материалов в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда и т.д.).
Количество работников, восстановленных на работе в судебном порядке, как при поддержке профсоюзных органов, так и по заявлениям органов прокуратуры или федеральной инспекции труда указывается в строке 10.2 отчета.
8. В строке 6 указывается количество обращений в органы прокуратуры. О принятых мерах прокурорского реагирования указывается в строке 6.1. Если по результатам таких обращений (требований по форме N 2-ПИ для правовых инспекторов труда) возбуждались уголовные дела и должностные лица привлечены к уголовной ответственности, то об этом указывается в строках 6.1.1 и 6.1.1.1 соответственно. В пояснительной записке к отчету следует указать, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и в отношении каких должностных лиц были возбуждены уголовные дела, кто был осужден судом, назначенные наказания.
Строки 6.1.2 и 6.1.2.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных органов прокурором возбуждались дела об административных правонарушениях (ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и должностные лица привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.
9. В строке 7 указывается количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда.
Строки 7.1, 7.1.1 и 7.1.1.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных органов (требованиям правовых инспекторов труда по форме N 2-ПИ) должностные лица федеральной инспекции труда возбуждали дела об административных правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ, пункт 16 части второй ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица работодателя привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.
10. Сведения о количестве руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций и их заместителей, привлеченных по требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных, указываются на основании удовлетворенных работодателями заявлений профсоюзных органов согласно ст. 195 ТК РФ.
В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.
11. В пункте 9.2 формы N 4-ПИ следует учитывать правовую помощь, оказанную в связи с проведением приостановок работы на основании статьи 142 ТК РФ. В этой строке в числителе указывается количество работодателей (организаций), где при правовой поддержке профсоюзов проводились приостановки, в знаменателе - число работников, заявивших в письменной форме о приостановке работы.
В пояснительной записке к отчету излагаются возникшие проблемы и приводятся примеры приостановок. Если имеются решения судов, переписка с органами по труду и другими органами по вопросам приостановок, копии этих документов направляются в ФНПР.
12. В строках 9.3, 9.4 и 10 указывается количество работников, которым оказана правовая помощь в оформлении документов и рассмотрении их заявлений в комиссиях по трудовым спорам и судах.
13. В строках 11, 11.1 в числителе указывается число работодателей (организаций), где при участии либо правовой помощи профсоюзных органов проводились коллективные трудовые споры, забастовки. В знаменателе - число участвовавших в них работников.
Участие профсоюзных представителей в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров может осуществляться путем консультаций, предоставления необходимых образцов документов, участия в примирительных процедурах и т.д.
В пояснительной записке приводятся примеры коллективных трудовых споров и забастовок, раскрываются возникшие трудности при их проведении.
14. В строке 12 указывается количество проведенных профсоюзными органами экспертиз законов и иных нормативных правовых актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. ст. 5, 6 ТК РФ). В строке 13 указывается количество проведенных экспертиз коллективных договоров, различного вида соглашений и локальных нормативных актов работодателя (ст. 8 ТК РФ).
15. В строке 15, кроме количества членов профсоюзов, принятых на личном приеме в приемных, юридических консультациях профсоюзных органов, а также непосредственно на рабочих местах при организации выездных приемных в первичных профсоюзных организациях, могут указываться устные обращения (по телефону и др.), сведения о которых имеются в соответствующих журналах (карточках) учета писем и обращений граждан.
16. В профсоюзных органах всех уровней необходимо собирать и систематизировать информацию о нарушениях прав профсоюзов. Карточка регистрации нарушений прав профсоюзов по форме N 5-ПИ составляется и хранится в органе, чьи права нарушены. При составлении ежегодного отчета сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях прав профсоюзов указываются в строках 17.1 - 17.3 формы N 4-ПИ. Сводный отчет по форме N 5-ПИ в ФНПР не представляется.
В случаях незаконной приостановки и ликвидации профсоюзной организации (п. 13), насильственных действий в отношении профсоюзных лидеров и актива (п. п. 15 - 17) карточки по форме N 5-ПИ направляются вышестоящему профсоюзному органу безотлагательно с приложением копий документов и подробной информации о принятых мерах. В дальнейшем устанавливается двусторонняя оперативная связь с извещением о правозащитных действиях, изменении ситуации. Членские организации немедленно представляют информацию о подобных случаях в ФНПР для принятия соответствующих мер на федеральном уровне, уведомления международных организаций.
Подобная информация необходима также для включения в Ежегодный обзор о случаях нарушения профсоюзных прав, составляемый Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), которая предлагает представлять примеры к началу следующего за отчетным года.
В пояснительной записке указывается о проблемах взаимодействия профсоюзных органов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, сообщаются примеры наиболее грубых нарушений прав профсоюзов, принятые профсоюзными органами меры по защите своих прав и их результаты. Прилагаются также копии решений по рассмотрению заявлений о нарушениях прав профсоюзов.
17. В строке 18 указывается экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, которую возможно выразить в денежной форме. Этот показатель включает общую сумму дополнительных выплат работникам, а также членам их семей в результате:
инициированных профсоюзами изменений и дополнений законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и различных видов соглашений;
удовлетворения требований профсоюзов при проведении массовых акций, коллективных трудовых споров; в результате организованных профсоюзами забастовок (приостановок работы); после переговоров профсоюзов с работодателями и органами исполнительной власти; в результате обжалования профсоюзами правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выполнения работодателями представлений правовых инспекторов труда профсоюзов, других профсоюзных органов об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
подготовки необходимых документов и участия правовых инспекторов труда, юристов, профсоюзного актива в рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам и в судах;
обращений в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, другие государственные органы исполнительной власти, органы надзора и контроля;
правовой помощи членам профсоюзов на личном приеме и при рассмотрении их жалоб.
Подтверждающими документами являются финансовые расчеты по принятым законопроектам, иным нормативным правовым актам, протоколы переговоров, справки бухгалтерии о выплаченных работникам суммах, сообщения работодателей о выполнении представлений, решения судов и комиссий по трудовым спорам, служебные записки профсоюзных работников, журналы и карточки учета приема посетителей (рассмотрения жалоб).
18. К отчету по форме N 4-ПИ прилагается пояснительная записка, в которой примеры правозащитной работы членских организаций рекомендуется группировать по разделам: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора, рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, нарушения прав профсоюзов.
К отчетам прилагаются копии решений судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для членов профсоюзов вопросам.