МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПРИКАЗ
от 5 декабря 2018 г. N 230

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ СКУПКУ, КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ
И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ, ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Во исполнение пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 687 "Об утверждении Устава федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления контроля за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).

2. Начальникам государственных инспекций пробирного надзора обеспечить неукоснительное и своевременное выполнение настоящего Положения, а также ознакомление и изучение ответственными сотрудниками под роспись.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Д.В. Замышляева.

Руководитель
А.В.МАРКИН

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ СКУПКУ, КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ
И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ, ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и абзацем 3 пункта 15 Устава ФКУ "Пробирная палата России", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 687, ФКУ "Пробирная палата России" (далее - Учреждение) осуществляет контроль за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее - организации), требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. В целях контроля за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Учреждение и государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции) в пределах своей компетенции проводят проверки организаций.

Учреждение вправе осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки. Контрольные мероприятия, проводимые Учреждением, могут осуществляться в форме выездной или документарной проверки. В соответствии с подпунктом 15 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к контролю за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3. Проверки проводятся с применением риск-ориентированного подхода уполномоченными работниками Учреждения в пределах компетенции на основании распоряжений (приказов), подписанных руководителем или заместителем руководителя Учреждения, если проверка проводится Учреждением, либо начальником или заместителем начальника госинспекции, если проверка проводится госинспекцией.

Срок проведения каждой проверки не может превышать 30 календарных дней. В случае необходимости срок проведения проверки может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Учреждения, если проверка проводится Учреждением, либо начальником или заместителем начальника госинспекции, если проверка проводится госинспекцией, но не более чем на 30 календарных дней, на основании мотивированного предложения сотрудника Учреждения, осуществляющего проверку. Продление сроков проведения проверки оформляется соответствующим распоряжением (приказом), подписанным руководителем или заместителем руководителя Учреждения, если проверка проводится Учреждением, либо начальником или заместителем начальника госинспекции, если проверка проводится госинспекцией.

4. Сотрудники Учреждения и госинспекций, осуществляющие контроль за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, вправе:

- находиться на территории и в помещениях, принадлежащих проверяемому лицу и получать беспрепятственный доступ в такие помещения в течение всего срока контрольных мероприятий в соответствии с режимом работы проверяемого лица;

- требовать представления документов, необходимых для оценки исполнения субъектом проверки требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- получать объяснения, в том числе письменные, от сотрудников проверяемого субъекта по вопросам, относящимся к исполнению требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- вносить предложение о продлении срока проверки в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Положения.

5. Сотрудники Учреждения и госинспекций, осуществляющие контроль за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, обязаны:

- при нахождении на территории и в помещениях, принадлежащих проверяемому лицу, соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие у такого лица;

- при выявлении нарушений законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, если срок привлечения к административной ответственности по ним не истек, составить протокол об административном правонарушении и направить его на рассмотрение в суд в соответствии с правилами подведомственности и подсудности;

- при выявлении нарушений законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые могут быть устранены, составить предписание о необходимости устранения выявленных нарушений;

- контролировать исполнение выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

- при обнаружении в ходе проверки признаков совершения иного правонарушения, не относящегося к подведомственности Учреждения, направить соответствующую информацию в компетентный орган.

6. Предметом проверки является вопрос соблюдения или несоблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и/или должностным лицом требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

7. При проведении проверок по вопросу исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма проверяются:

- наличие в организации утвержденных правил внутреннего контроля и их соответствие действующему законодательству;

- наличие в организации назначенного специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления и отвечающего установленным квалификационным требованиям;

- внутренние документы организации, позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- соблюдение требований Федерального закона по идентификации лица (клиента), находящегося на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также о предпринимаемых мерах по установлению и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев и обновления такой информации в установленный срок;

- соблюдение требований Федерального закона по получению информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, а также о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

- соблюдение требований Федерального закона по документальному фиксированию сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также о сделках, основания документального фиксирования информации по которым перечислены в пункте 2 статьи 7 Федерального закона;

- соблюдение порядка направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- соблюдение требований по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом;

- соблюдение требований по проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, об информировании о результатах такой проверки и о направлении такой информации в уполномоченный орган;

- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных Федеральным законом;

- обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации и совершаемых с ними операциях, соблюдение порядка и сроков хранения указанной информации и документов;

- соблюдение требований по противодействию финансирования распространения оружия массового уничтожения;

- соблюдение иных обязанностей, установленных Федеральным законом.

8. По результатам проверки сотрудником Учреждения, проводившим проверку, составляется акт, содержащий сведения о ее результатах, в том числе о перечне и характере выявленных нарушений, а также о лицах, допустивших указанные нарушения, в двух экземплярах. Один из экземпляров акта вручается под расписку руководителю организации (его представителю). В случае отказа руководителя проверяемой организации (его представителя) поставить свою подпись в акте об ознакомлении с ним, проверяющий должен в конце акта сделать соответствующую запись об отказе, при этом один экземпляр акта направляется в проверяемую организацию или индивидуальному предпринимателю заказным письмом с уведомлением о вручении с сопроводительным письмом за подписью руководителя или заместителя руководителя Учреждения либо начальника или заместителя начальника госинспекции.

Если руководителем проверяемой организации в ходе проверки не обеспечено устранение всех выявленных нарушений и недостатков или их устранение в ходе проверки невозможно. Учреждение или госинспекция направляет в организацию обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

9. Контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляется путем проведения внеплановой выездной проверки либо запроса документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, с учетом риск-ориентированного подхода.

10. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, должностное лицо Учреждения или госинспекции, проводившее проверку, принимает решение о составлении протокола об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

11. Привлечение лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.