МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ" МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 2014 г. N АЗ/04-718
Письмо по вопросу учета договоров найма (коммерческого найма) жилого помещения, заключенных гражданами, признанными в установленном порядке вынужденными переселенцами, с собственниками жилых помещений, являющимися их ближайшими родственниками, при определении нуждаемости в жилых помещениях, рассмотрено.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищного кодекса РФ) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения (пункт 13 указанного Постановления Пленума).
Исходя из изложенных положений Жилищного кодекса РФ и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при отнесении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, к членам семьи собственников жилых помещений необходимо в первую очередь руководствоваться положениями статьи 31 Жилищного кодекса РФ.
При рассмотрении аналогичных дел суды различных инстанций, в основном, исходят из изложенной позиции (например определение Судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 августа 2013 г. по делу N 33-2102/2013, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 июля 2013 г. по делу N 11-7613/2013 и другие).
Обращаем внимание, что ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России не наделено полномочиями официального толкования нормативных правовых актов. Настоящее письмо является позицией ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России и носит информативный характер.
Заместитель начальника -
главный бухгалтер
О.Ю.ЕВДОКИМОВ