ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ АКЦИИ
"ЧИСТЫЙ ЛЕС - ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ ОГНЯ"

1. Нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации";

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах";

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";

Нормативные документы МЧС России

2. Перечень используемых сокращений

ГУ - Главное управление МЧС России

ДДС - дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба

ОИВ - органы исполнительной власти

ОМСУ - органы местного самоуправления

ПБ - пожарная безопасность

РФ - Российская Федерация

СМИ - средства массовой информации

ТО ФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

ЧС - чрезвычайная ситуация

3. Основные положения

Профилактическая акция "Чистый лес - территория без огня" проводится в рамках борьбы за чистую экологическую среду, а также в целях реализации дополнительных мер по предупреждению возникновения ЧС, усиления мер по защите населенных пунктов, объектов различных видов собственности от угрозы перехода на них природных пожаров (загораний), пропаганды бережного отношения среди местного населения к лесным угодьям.

Анализ причин возникновения и распространения природных пожаров в предыдущие годы показал, что захламленность территорий, примыкающих к лесным массивам, автомобильным и железным дорогам, линиям электропередач, а также территорий в границах населенных пунктов является существенным и негативным фактором, влияющим на безопасность (безопасность от пожаров, экологическую безопасность).

К участию в Акции привлекаются ОИВ, ТО ФОИВ и ОМСУ, учреждения и организации всех форм собственности, юридические и физические лица, владеющие, использующие и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесным массивам, общественные объединения и волонтерские организации, старосты населенных пунктов.

Акция проводится в три этапа:

первый этап - сентябрь - октябрь (исходя из местных географических и климатических условий, до установления снежного покрова);

второй этап - март - апрель (за исключением территорий, на которых проведение Акции возможно только на третьем этапе);

третий этап - май (для территорий, на которых проведение второго этапа Акции невозможно в связи с поздним сходом снежного покрова).

4. Мероприятия, проводимые в рамках Акции

4.1. На территории населенных пунктов ОМСУ, председателями садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, общественными организациями, предприятиями, обслуживающими автомобильные дороги, патрульно-контрольными группами, старостами населенных пунктов проводится:

очистка территории от мусора, тары и сухой растительности, предотвращение свалок горючих отходов;

проверка исправного содержания дорог общего пользования, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям;

проверка наличия и работоспособности звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

проверка исправности источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные пожарные водоемы), очистки и оборудования подъездов, съездов к естественным и искусственным водоисточникам, местам забора воды (реки, озера, пруды и др.);

разъяснительная работа среди населения о мерах ПБ, требованиях законодательства в области защиты лесов от пожаров с распространением памяток и проведением сходов граждан;

контроль за соблюдением гражданами установленного порядка выжигания сухой травянистой растительности на придомовых территориях и приусадебных участках;

оказание помощи пожилым и маломобильным гражданам по очистке придомовых территорий и приусадебных участков от бытового мусора, остатков сухой растительности;

смотры готовности патрульно-маневренных и маневренных групп (укомплектованность и оснащенность);

практические тренировки по доведению информации от старост населенных пунктов, патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп до ЕДДС муниципальных образований;

проверка вопросов взаимодействия ЕДДС муниципальных образований с ДДС организаций и учреждений;

практические тренировки по эвакуации населения, в том числе маломобильной категории граждан в населенных пунктах, подверженных переходу природных пожаров, проверка готовности пунктов временного размещения населения.

4.2. На территориях, расположенных вблизи населенных пунктов и прилегающих к лесным массивам, ОМСУ, предприятиями, обслуживающими автомобильные дороги, подразделениями полиции, патрульно-маневренными, маневренными и патрульно-контрольными группами, лицами, владеющими и пользующимися территорией, прилегающей к лесу, проводится:

очистка противопожарных разрывов шириной не менее 10 метров от леса от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, либо создание противопожарных минерализованных полос шириной не менее 0,5 метра или иных противопожарных барьеров;

очистка мест массового отдыха людей и пешеходных зон; патрулирование территорий в местах массового отдыха населения; контроль за выполнением требований порядка выжигания сухой травянистой растительности на землях различных категорий;

перекрытие несанкционированных съездов в лесной массив (траншеи, насыпи и т.п.), установка шлагбаумов и аншлагов;

уборка горючего мусора с прилегающих территорий к основным дорогам (кюветы), съездам в лесной массив.

4.3. В лесных массивах, находящихся вблизи населенных пунктов (до 5 км), ОМСУ, лицами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, подразделениями полиции, природоохранной прокуратуры, лесной охраны, патрульными, патрульно-контрольными группами проводится:

расчистка лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, и посадочных вертолетных площадок;

расчистка просек, противопожарных разрывов и противопожарных минерализованных полос;

подготовка пожарных наблюдательных пунктов (комплексов видеонаблюдения, вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

патрулирование лесов на предмет выявления незаконных вырубок (точек лесозаготовок) и вывоза древесины, незаконных пунктов приема древесины;

очистка от мусора и других горючих материалов территории объектов по переработке древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение, заготовление живицы и др.).

4.4. Освещение в СМИ:

анонсирование Акции с учетом специфики подготовки населенных пунктов к пожароопасному периоду;

привлечение журналистов муниципальных СМИ совместно с представителями других организаций к непосредственному участию в мероприятиях Акции (распространение памяток, разъяснительная работа с населением, помощь пожилым и маломобильным гражданам в очистке прилегающей территории от сухостоя, мусора и т.д.)

освещение на сайтах ГУ и в СМИ мероприятий Акции.