МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 24 июня 2016 г. N 10-2527-КЛ

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И УЧЕТА В РАБОТЕ

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) направляет для сведения и учета в работе копию письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2016 N 14-03808/16 по вопросу государственной регистрации прав, а также постановки на государственный кадастровый учет объектов вспомогательного использования, не обладающих признаками недвижимого имущества.

Поручается довести позицию, изложенную в направленном письме, до сведения сотрудников филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".

Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, направляется для сведения.

Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 13 мая 2016 г. N 14-03808/16

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России" от 12.04.2016 N 64/2305, учитывая информацию, представленную Управлением Росреестра по Астраханской области (далее - Управление) и ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает следующее.

В апреле 2015 г. в орган кадастрового учета поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением технического плана сооружения (Периметровое ограждение аэродрома), подготовленного в том числе на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - Технический план), по результатам рассмотрения которых органом кадастрового учета принято решение от 28.04.2015 N 3015/116/2015-7772 о приостановлении осуществления кадастрового учета по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). (Впоследствии в связи с истечением срока приостановления и неустранением обстоятельств, послуживших принятию решения о приостановлении, органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре было принято решение от 28.07.2015 об отказе в осуществлении кадастрового учета.)

При рассмотрении вышеуказанных документов органом кадастрового учета в том числе выявлено следующее:

Технический план не прошел форматно-логический контроль (согласно представленным координатам сооружение расположено на территории кадастровых кварталов с кадастровыми номерами 30:01:170201 и 30:01:150103, однако в Техническом плане указан кадастровый квартал 30:01:1170201);

в соответствии с содержащимися в Техническом плане координатами характерных точек контура заявленного на государственный кадастровый учет сооружения оно располагается в том числе в пределах земельных участков кадастровыми номерами 30:01:170201:31, 30:01:170201:49, 30:01:170201:63, однако в нарушение пунктов 40, 56, 57 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 (далее - Требования), данные сведения не отражены в разделах "Характеристики сооружения" и "Схема расположения сооружения на земельном участке" Технического плана (в Техническом плане указано, что сооружение расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 30:01:000000:3 (обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:01:170201:65); кроме того, в разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана в нарушение пункта 52 Требований отсутствует информация о возможных причинах расположения названного сооружения в том числе на вышеуказанных земельных участках (в том числе о возможном наличии ошибки в местоположении границ данных земельных участков).

При этом согласно частям 4 и 5 статьи 41 Закона о кадастре:

в графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке;

местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

В связи с вышеизложенным, учитывая наименование заявленного на кадастровый учет сооружения ("Периметровым ограждением аэродрома"), возможно наличие ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 30:01:170201:31, 30:01:170201:49, 30:01:170201:63 или ошибки, допущенной кадастровым инженером при определении координат характерных точек контура заявленного на кадастровый учет сооружения (однако, как указано выше, какие-либо пояснения в Техническом плане (в его разделе "Заключение кадастрового инженера") отсутствуют).

По вопросу осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные в обращении земельные участки с кадастровыми номерами 30:01:170201:49, 30:01:170201:63 Управление и ФГБУ "ФКП Росреестра" доложили следующее:

сведения о земельном участке с кадастровым номером 30:01:170201:49 площадью 6205 кв. м, расположенном по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, примерно 2,5 км по направлению на северо-восток от ж/д станции "Владимировская", внесены в государственный земельный кадастр в 2006 г. на основании заявки и Описания земельных участков;

в 2008 г. на основании распоряжений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, датированных 2007, 2008 гг., передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса, датированного 2008 г. на земельный участок с кадастровым номером 30:01:170201:49 было зарегистрировано право собственности юридического лица;

сведения о земельном участке с кадастровым номером 30:01:170201:63 площадью 9225 кв. м, расположенном по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, внесены в государственный кадастр недвижимости в 2010 г. на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана, подготовленного в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 30:01:170201:5 (в настоящее время имеет статус кадастровых сведений "архивный");

в 2010 г. на основании акта приема-передачи на земельный участок с кадастровым номером 30:01:170201:63 было зарегистрировано право собственности иного юридического лица.

При этом отмечаем, что Росреестр законодательством Российской Федерации не уполномочен принимать решения о законности (незаконности) действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, государственной регистрации прав на них, признавать недействительными проведенные государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, давать территориальным органам и подведомственному учреждению указания об отмене принятых решений о государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете. Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд; в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Также сообщаем, что для получения сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о земельных участках с кадастровым номером 30:01:170201:49, 30:01:170201:63 в виде копий документов, на основании которых сведения об объектах недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, заинтересованное лицо вправе в соответствии со статьей 14 Закона о кадастре в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75, обратиться в орган кадастрового учета (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) с соответствующим запросом.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Закона о кадастре за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата установлен приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343. Безвозмездно указанные сведения предоставляются в случаях, указанных в части 12 статьи 14 Закона о кадастре.

Дополнительно полагаем необходимым обратить внимание на следующее:

Пунктом 1 статьи 130 ГК предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Объектами кадастрового учета (объектами недвижимости) являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре); при этом Закон о кадастре для целей постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет не предусматривает классификацию сооружений на основные и вспомогательные.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют в том числе Конституция Российской Федерации, ГК, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК), Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона о кадастре).

Определение объекта в качестве объекта недвижимости и подтверждение его существования в качестве такового осуществляется органом кадастрового учета при рассмотрении документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, с учетом положений нормативных правовых актов, составляющих правовую основу регулирования кадастровых отношений.

Кроме того, для целей государственной регистрации прав недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (статья 1 Закона о регистрации).

ГрК не дает определение понятию "строение (сооружение) вспомогательного использования". При этом согласно статье 1 ГрК строения и сооружения, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, относятся к объектам капитального строительства.

Минрегион России в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 отметил, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. В соответствии с пунктом 1.6 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, при проведении технической инвентаризации организации технической инвентаризации с учетом сведений, содержащихся в проектной, разрешительной и правоустанавливающей документации, выявляют и определяют основное строение, образующее инвентарный объект и определяющее его назначение, выявляют и определяют вспомогательные служебные строения и сооружения, входящие в состав инвентарного объекта.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

В силу раздела 2.5 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, ограждения относятся к элементам благоустройства территории.

Такие объекты, как ограждения, не обладая признаками недвижимого имущества, не могут выступать в качестве самостоятельных объектов гражданских прав; они носят вспомогательный характер и выполняют в том числе декоративные, защитные функции.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При этом согласно статье 135 ГК по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

В этой связи государственная регистрация права собственности на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, на наш взгляд, также подтверждает факт возникновения права собственности и на объект вспомогательного использования.

Объекты вспомогательного использования, не обладающие признаками недвижимого имущества, например, сборно-разборные и иные подобные вещи с ограниченными сроками службы, не могут, не являясь недвижимостью, подлежать государственному кадастровому учету, на них, соответственно, не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права.

Также отмечаем, что согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО