МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 31 марта 2016 г. N 10-1106-КЛ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение), рассмотрев обращение о постановке на кадастровый учет земельного участка, предоставленного гражданину постановлением Администрации <...> района Новгородской области от <...> N 676 (далее - Постановление N 676), сообщает следующее.
1. Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В пункте 22 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 (далее - Требования), указаны документы, которые могут использоваться для подготовки межевого плана в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки, иные предусмотренные законодательством документы.
Исходя из изложенного, Учреждение полагает, что межевой план в отношении образуемого земельного участка может быть подготовлен на основании документов, предусмотренных законодательством, действовавшим в момент образования такого земельного участка, и определявших местоположение границ образуемого земельного участка.
Поскольку издание Постановления N 676 и предоставление (формирование) указанных в нем земельных участков осуществлено до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Учреждение полагает допустимым использовать при подготовке межевого плана не схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а иные предусмотренные Требованиями документы.
Однако, учитывая, что Постановление N 676 не содержит информацию о местоположении границ и площади указанных в нем земельных участков, образуемых, по мнению Учреждения, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Учреждение считает, что в состав межевого плана, подготовленного в связи с образованием таких земельных участков, должен быть включен документ, определяющий (определявший) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельных участков при их образовании.
При отсутствии такого документа, по мнению Учреждения, кадастровому инженеру необходимо предоставить дополнительные обоснования указанных в межевом плане местоположения границ и площади земельного участка, в отношении которого издано Постановление N 676, в том числе с использованием картографических материалов.
2. О возможности внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании Постановления N 676.
2.1. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре к ранее учтенным земельным участкам относятся земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, либо земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Также согласно части 18 статьи 45 Закона о кадастре сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) по правилам, предусмотренным статьей 45 Закона о кадастре для внесения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
При этом из содержания Постановления N 676 не усматривается, что ранее был осуществлен государственный учет указанных в нем земельных участков. Кроме того, с учетом даты его издания (после вступления в силу Закона о регистрации), Постановление N 676 не подтверждает возникновения права на указанные в нем земельные участки.
2.2. В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре, а также пунктом 2 Порядка и сроков направления органом кадастрового учета в органы государственной власти, органы местного самоуправления или органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации запросов о предоставлении сведений и документов о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 177 (далее - Порядок направления запроса), орган кадастрового учета направляет запрос о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в органы, осуществляющие хранение сведений и документов, в случае отсутствия сведений о таком ранее учтенном объекте недвижимости ГКН или сведений и документов о таком объекте недвижимости в органе кадастрового учета для их включения в ГКН, в том числе при поступлении в орган кадастрового учета:
- предусмотренного статьей 14 Закона о кадастре запроса или межведомственного запроса о представлении сведений, внесенных в ГКН;
- заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости без приложения к нему документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 Закона о кадастре), устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости, либо если прилагаемый к такому заявлению документ не содержит сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, предусмотренные пунктами 1, 6 части 1, пунктами 7, 25 части 2 статьи 7 Закона о кадастре.
Таким образом, при поступлении в орган кадастрового учета запроса или заявления, указанных в пункте 2 Порядка направления запросов, в отношении земельных участков, указанных в Постановлении N 676, орган кадастрового учета направляет запрос о предоставлении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в органы, осуществляющие хранение сведений и документов в соответствии с Порядком направления запросов.
При этом с учетом пунктов 2 и 4 части 17 статьи 45 Закона о кадастре в случае, если в поступивших в ответ на запрос органа кадастрового учета документах будут отсутствовать сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости, то органом кадастрового учета будет принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
При отсутствии оснований, указанных в части 17 статьи 45 Закона о кадастре, орган кадастрового учета включит поступившие в ответ на запрос документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы ГКН.
Позиция Учреждения, изложенная в настоящем письме, согласована с Росреестром (письмо 17.03.2016 N 14-01888/16@).
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ