МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 января 2022 г. N 1500.ФБ.77/2022

ОБЗОР
ПОЛОЖЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ГОСТ Р 52877-2021,
ГОСТ Р 53872-2021, ГОСТ Р 53873-2021, ГОСТ Р 54738-2021

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Федеральное бюро) доводит до сведения, что приказами Росстандарта от 27 мая 2021 г. N 467-ст, от 21 апреля 2021 г. N 246-ст, от 4 июня 2021 г. N 520-ст, от 25 мая 2021 г. N 439-ст с 01.12.2021 введены в действие:

- "ГОСТ Р 52877-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения";

- "ГОСТ Р 53873-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов";

- "ГОСТ Р 54738-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов";

- "ГОСТ Р 53872-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации и абилитации инвалидов".

Федеральным бюро подготовлен обзор положений в части определения основных терминов и понятий, содержащихся в положениях вышеуказанных документов, их структуры, обозначения основных видов, состава и содержания услуг, предоставляемых в процессе реализации реабилитационных и абилитационных мероприятий, выделения методов и показателей качества по результатам их проведения.

Рекомендуем Вашим специалистам ознакомиться с положениями указанных документов с целью повышения профессиональной компетенции в рамках межведомственного взаимодействия с организациями, в обязанности которых входит реализация реабилитационных и абилитационных мероприятий, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов (далее - ИПРА), разработанной по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

Руководитель -
главный федеральный эксперт
по медико-социальной экспертизе
М.А.ДЫМОЧКА

Приложение

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ПО ОБЗОРУ ПОЛОЖЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Обзор положений ГОСТ Р 52877-2021. Национальный стандарт
Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации
инвалидов. Основные положения

Впервые ГОСТ Р 52877 был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 555-ст (ГОСТ Р 52877-2007 "Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения"), дата введения в действие - 1 января 2009 года.

Вышеуказанный ГОСТ распространялся на услуги по медицинской реабилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), предоставляемые предприятиями, учреждениями и организациями, и устанавливал основные виды и содержание этих услуг. В документе были определены основные виды (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение, обеспечение инвалидов лекарственными средствами, обеспечение инвалидов техническими средствами медицинской реабилитации, динамическое наблюдение за инвалидами) и содержание услуг по медицинской реабилитации инвалидов.

1 декабря 2021 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. N 467-ст введен в действие ГОСТ Р 52877-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения".

Настоящий стандарт заменяет ГОСТ Р 52877-2007, в то же время область его применения аналогична: распространяется на услуги по медицинской реабилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), предоставляемые предприятиями, учреждениями и организациями, и устанавливает основные виды, состав и содержание этих услуг.

ГОСТ Р 52877-2021 содержит перечень стандартов, которые являются нормативными ссылками для настоящего стандарта, в том числе:

- ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг;

- ГОСТ Р 55138 Реабилитация и абилитация инвалидов. Качество реабилитационных и абилитационных услуг. Основные положения.

В разделе 3 настоящего ГОСТ Р 52877-2021 дается предметное определение понятия услуг по медицинской реабилитации. Услуги по медицинской реабилитации - это действия медицинских организаций по проведению медицинских мероприятий с целью компенсации или снятия ограничений жизнедеятельности инвалида, не связанные с необходимостью лечения возникающих заболеваний, не обусловленных инвалидностью.

Содержание общих положений национального стандарта разъясняет такое понятие, как "предоставление комплекса реабилитационных услуг инвалидам", а именно: "использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов информацией по вопросам реабилитации инвалидов", что соответствует концепции Главы IV "Обеспечение жизнедеятельности инвалида" Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).

Также в содержании ГОСТ Р 52877-2021 перечислены задачи оказания услуг по медицинской реабилитации, определены критерии эффективности услуг по медицинской реабилитации, акцентировано внимание на профилактическую направленность вышеуказанных услуг, а также определена этапность планирования и предоставления услуг по медицинской реабилитации инвалидов.

Обращаем Ваше внимание, что в документе указано на право инвалидов на предоставление комплекса оптимальных для них реабилитационных медицинских услуг, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей к выполнению определенных видов деятельности.

В данном разделе подробно охарактеризованы факторы, оказывающие значительное влияние на качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы организации:

а) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует организация:

- положение об организации и/или устав организации;

- руководства, правила, инструкции, методики;

- эксплуатационные документы на имеющиеся в организации оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации;

- национальные стандарты Российской Федерации.

б) условия размещения организации - расположение, доступность помещений для всех категорий граждан, коммунальное обслуживание, оснащение телефонной и электронной связью, соответствие требованиям безопасности, предотвращение воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг.

в) укомплектованность организации специалистами и соответствующий уровень их квалификации - наличие достаточного количества специалистов с соответствующими образованием, квалификацией, с высокими моральными и нравственно-этическими качествами.

г) специальное и табельное техническое оснащение организации (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации, должно обеспечить надлежащее качество всего комплекса услуг по медицинской реабилитации, предоставляемых инвалидам, и отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий, других документов;

д) состояние информации об организации, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг инвалидам - клиентам организации, которая должна соответствовать необходимым требованиям, ее доступность, своевременность и достоверность.

е) наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг, которые, в том числе, должны охватывать этапы планирования, работы с инвалидами - клиентами организации, включая проведение оценки качества и безопасности предоставляемых организацией услуг по медицинской реабилитации согласно действующему законодательству.

Раздел 5 определяет основные виды и содержание услуг по медицинской реабилитации инвалидов, которые включают в себя:

- восстановительную терапию, реализуемую в следующих видах: медикаментозная терапия, физиотерапия, механотерапия, кинезотерапия, психотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура, массаж, мануальная терапия, логопедическая помощь;

- реконструктивную хирургию, предоставляемую в формах реконструктивных и реконструктивно-пластических операций, операций по пересадке органов и тканей, эндопротезирования;

- протезирование, состоящее из следующих этапов:

- обследование инвалида, оценка его приспособляемости к новым условиям жизни, анализ его индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;

- составление акта медико-технической комиссии;

- предоставление инвалид) информации о конструкции протеза, его функциональных возможностях и т.д.:

- оформление карты протезирования, бланка заказа протеза;

- оперативная и консервативная подготовка к протезированию;

- снятие слепка (изготовление негатива) усеченного сегмента, примерка и подгонка;

- изготовление модели усеченного сегмента (позитива);

- изготовление индивидуальной приемной гильзы или иного средства соединения усеченного сегмента с протезом;

- примерка приемной гильзы (промежуточной или постоянной);

- подбор функциональных модулей и других частей протеза, обеспечивающих заданные характеристики, свойства протеза;

- сборка протеза;

- примерка, установка и подгонка креплений протеза, пробная носка;

- обучение инвалида пользованию протезом и выдача протеза.

- ортезирование (состав предоставления услуг аналогичен "протезированию");

- санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с медицинскими показаниями, при отсутствии противопоказаний;

- обеспечение инвалидов лекарственными средствами согласно федеральным и региональным нормативным актам на основании выписанных рецептов;

- обеспечение инвалидов техническими средствами медицинской реабилитации, предоставляемыми в соответствии с ИПРА;

- динамическое наблюдение за инвалидами.

Из анализа вышеуказанного документа следует, что в настоящем стандарте подробно рассмотрены основные виды оказываемых специализированными предприятиями, учреждениями и организациями услуг по медицинской реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, детализирован состав предоставляемых услуг, определен их понятийный аппарат, а также обозначены формы, этапы и условия их реализации.

Обзор положений ГОСТ Р 53873-2021. Национальный
стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов.
Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов

Впервые ГОСТ Р 53873-2010 был утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 17 сентября 2010 г. N 253-ст "ГОСТ Р 53873-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов", дата введения в действие 1 октября 2011 года.

Данный стандарт распространялся на услуги по профессиональной реабилитации инвалидов, предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности (далее - учреждения), и устанавливал основные виды и содержание этих услуг.

1 декабря 2021 года введен в действие ГОСТ Р 53873-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов" приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2021 г. N 246-ст (далее - ГОСТ Р 53873-2021).

Область применения настоящего стандарта аналогична замененному ГОСТ Р 53873-2010, вместе с тем он может быть использован:

- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам;

- общественными организациями, объединениями инвалидов, участвующими в реабилитации инвалидов;

- семьями, имеющими инвалидов.

В ГОСТ Р 53873-2021 дается определение услугам по профессиональной реабилитации, которые расцениваются как комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество, в который входят:

- профессиональная ориентация;

- профессиональное образование и профессиональное обучение и (или) переобучение;

- содействие трудовому устройству;

- производственная адаптация.

В настоящем стандарте разработка программы профессиональной реабилитации инвалида распределена на следующие этапы:

- проведение реабилитационно-экспертной диагностики;

- оценка трудового потенциала и трудового прогноза;

- определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с имеющимися нарушениями функций организма, со структурой его заболевания и потребностей, кругом профессиональных интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.

Кроме того, в ГОСТ Р 53873-2021 установлен критерий завершения процесса профессиональной реабилитации - достижение в профессиональном отношении уровня, максимально возможного в соответствии с его трудовым потенциалом и приближенного к уровню, предшествующему возникновению ограничения к трудовой деятельности", а также определяется этапность планирования и предоставления услуг по профессиональной реабилитации инвалидов.

В документе особое внимание обращено на безусловное выполнение положений Закона N 181-ФЗ, в соответствии с которым объем услуг по профессиональной реабилитации не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных услуг по профессиональной реабилитации, предоставляемых инвалиду.

Условия, оказывающие значительное влияние на качество предоставления услуг по профессиональной реабилитации инвалидов, перечислены в национальном стандарте в следующем порядке:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

- условия размещения учреждения с учетом требований доступности;

- укомплектованность учреждения специалистами и соответствующий уровень их квалификации;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства профессиональной реабилитации), применяемое в процессе профессиональной реабилитации;

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг инвалидам - клиентам учреждения;

- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.

В разделе 5 ГОСТ Р 53873-2021 дается определение профессиональной ориентации инвалида, которая обозначена как система услуг (медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических), нацеленных на содействие инвалиду в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом его психофизиологического статуса, потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда и требований общества.

Профессиональная ориентация инвалидов состоит из:

- профессионального информирования;

- профориентационой диагностики (медицинская, педагогическая, психологическая, психофизиологическая, социально-экономическая);

- профориентационное консультирование;

- профориентационная психокоррекция;

- профессиональный подбор;

- профессиональный отбор;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация.

В ГОСТ Р 53873-2021 введено понятие профессионального образования инвалидов - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися с инвалидностью в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в области, рекомендуемой индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида, согласно перечням рекомендуемых профессий и специальностей, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе - на повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий обучения. В соответствии с настоящим документом профессиональное образование инвалидов осуществляется по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам.

В национальном стандарте рассматриваются:

- виды образовательных программ, по которым осуществляется профессиональное образование инвалидов (среднего профессионального образования, высшего образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы);

- содержание образования и условия организации обучения лиц с инвалидностью;

- организация образования лиц с инвалидностью;

- специальные условия для получения профессионального образования/профессионального обучения лиц с инвалидностью;

- средства, с помощью которых получение профессионального образования обучающимися с инвалидностью становится доступным;

- формы реализации профессионального образования инвалидов;

- профессиональное обучение инвалида по различным программам:

- комплексное сопровождение образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное, социальное, обеспечение техническими средствами, содействие трудоустройству);

В соответствии с положениями национального стандарта содействие трудоустройству инвалидов включает в себя:

- консультирование и информирование инвалидов по вопросам трудоустройства, информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

- содействие в поиске подходящей работы;

- психологическую поддержку;

- социальную адаптацию на рынке труда;

- формирование мотивации к труду и поддержание трудового стереотипа путем включения в оплачиваемые общественные работы, временное трудоустройство;

- развитие предпринимательских качеств, содействие самозанятости безработных граждан;

- организацию сопровождаемого содействия занятости инвалидов.

Предоставление гарантии трудовой занятости, согласно ГОСТ Р 53873-2021, осуществляется путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Также в настоящем документе перечислены составляющие таких предоставляемых услуг, как консультирование и информирование инвалида по вопросам трудоустройства, охарактеризованы услуги по содействию инвалиду в поиске подходящей работы, сопровождению при содействии занятости инвалидов, социальной адаптации инвалида на рынке труда, дистанционной работе и др.

Производственная адаптация определена как деятельность по содействию приспособления инвалида к условиям профессиональной среды (социальной и производственной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, в целях создания благоприятных условий для максимально эффективной реализации трудовых возможностей и реабилитационного потенциала.

Производственная адаптация в рамках профессиональной реабилитации может включать в себя следующие услуги:

- создание специально созданных условий труда;

- создание специального рабочего места;

- обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием;

- обеспечение техническими средствами, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности;

- социально-психологическое и социальное сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с использованием наставничества.

Обзор положений ГОСТ Р 54738-2021. Национальный
стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов

Впервые документ был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 912-ст "ГОСТ Р 54738-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов", дата введения в действие с 1 апреля 2013 года.

Вышеуказанный стандарт распространялся на услуги по социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (далее - инвалиды), предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее - учреждения) различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает основные виды, объем и содержание реабилитационных услуг данного вида.

В документе были определены основные виды (социально-средовую реабилитацию; социально-психологическую реабилитацию; социально-педагогическую реабилитацию; социокультурную реабилитацию; социально-бытовую адаптацию) услуг по социальной реабилитации инвалидов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2021 г. N 520-ст утвержден "ГОСТ Р 54738-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов", введен в действие с 1 декабря 2021 г.

Настоящий стандарт распространяется на услуги по социальной реабилитации и абилитации в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее - инвалиды).

В ГОСТ Р 54738-2021 определен перечень учреждений, для использования которыми предназначен настоящий стандарт:

- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- организациями, предприятиями и учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам;

- общественными организациями инвалидов, участвующими в реабилитации инвалидов;

- семьями, имеющими инвалидов.

Обновлен перечень стандартов, которые являются нормативными ссылками для настоящего стандарта:

- ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения;

- ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг;

- ГОСТ Р 57760 Социальное обслуживание. Коммуникативные реабилитационные услуги гражданам с ограничениями жизнедеятельности;

- ГОСТ Р 58258 Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения;

- ГОСТ Р ИСО 9999 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология.

Настоящим стандартом впервые даны определения следующим терминам:

- социальная реабилитация (абилитация) инвалида - система и процесс восстановления (компенсации) или формирования утраченных или отсутствовавших ранее способностей инвалида с целью вовлечения его в жизнь сообществ, гражданскую и общественную жизнь;

- сопровождаемое проживание инвалидов - технология предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и мероприятий по социальному сопровождению в целях устранения или профилактики обстоятельств, которые способствуют ухудшению условий жизнедеятельности гражданина;

- поставщик услуг по социальной реабилитации (абилитации) - юридическое лицо любого вида организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности деятельность по социальной реабилитации и абилитации инвалидов;

- получатель услуги - инвалид или ребенок-инвалид, которому предоставляются услуги по основным направлениям социальной реабилитации, абилитации инвалидов и детей-инвалидов;

- целевые реабилитационные группы инвалидов и детей-инвалидов - группы инвалидов (детей-инвалидов), объединенные по общему принципу нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности для наиболее эффективного устранения или компенсации нарушений этих функций и ограничений жизнедеятельности при предоставлении услуг по социальной реабилитации, абилитации;

- реабилитационный курс - законченный цикл предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалида, включающий в себя установленный по результатам диагностики инвалида перечень и объем услуг, направленный на достижение запланированного результата, соответствующего потребностям, актуальному состоянию, потенциальной возможности инвалида и имеющимся у него ограничениям жизнедеятельности.

Обращаем Ваше внимание, что специалисты по медико-социальной экспертизе по результатам экспертно-реабилитационной диагностики определяют в ИПРА нуждаемость инвалида (ребенка-инвалида) в мероприятиях по социальной реабилитации или абилитации. Положениями настоящего стандарта (пп. 4.7, 4.8, 4.9) определено, что объем, периодичность, продолжительность и условия предоставления услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов определяются региональным стандартом.

Порядок предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов определяет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, предоставляемых поставщиками услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Важно отметить, что основными показателями качества предоставления услуг по социальной реабилитации (абилитации) инвалидов являются (п. 4.13):

а) соответствие оказания услуги требованиям стандартов и других нормативных документов;

б) удовлетворенность получателей услуг и их законных представителей (при наличии) качеством предоставления социальных услуг.

В положениях ГОСТ Р 54738-2021 расширен и более подробно изложен перечень услуг, предоставляемых инвалиду по направлению социально-средовая реабилитация и абилитация, который включает:

- информирование по вопросам социально-средовой реабилитации, абилитации;

- консультирование по вопросам социально-средовой реабилитации, абилитации, в том числе по обустройству и обеспечению доступности жилого помещения инвалида (с учетом ограничений жизнедеятельности);

- обучение инвалидов навыкам пользования объектами окружающей среды, в том числе средствами транспорта, умению самостоятельно приобретать промышленные и продовольственные товары, посещать общественные места и др.;

- обучение практическим навыкам сопровождения инвалида (ребенка-инвалида);

- обучение навыкам общения;

- обучение передвижению и ориентации в пространстве, в т.ч. с помощью технических средств реабилитации;

- содействие в обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации с учетом ограничения жизнедеятельности;

- обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами;

- содействие в создании инвалидам условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным, спортивным и другим учреждениям);

- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов.

В настоящем стандарте в состав мероприятий по социально-психологической реабилитации, абилитации добавлены:

- консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации, абилитации;

- индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;

- семейное психологическое консультирование. При этом психотерапевтическая помощь из состава оказываемых в рамках социально-психологической реабилитации, абилитации мероприятий исключена.

Социально-педагогическая реабилитация, абилитация инвалидов в рамках настоящего стандарта представлена в комплексе услуг, направленных на восстановление (формирование) способности инвалида, ребенка-инвалида к обучению на основе восстановления (формирования) у него необходимых компетенций, в том числе с использованием технических средств реабилитации (ТСР) и вспомогательных устройств и включает в себя:

- социально-педагогическую диагностику;

- информирование по вопросам социально-педагогической реабилитации/абилитации;

- социально-педагогическое консультирование;

- социально-педагогическую коррекцию;

- повышение компетентности законных представителей инвалида (при наличии), ребенка-инвалида в области социально-педагогической реабилитации, абилитации.

Особое внимание в данном разделе отведено таким мероприятиям, как социально-педагогический патронаж и сопровождение, которые предоставляются инвалидам/детям-инвалидам и их семьям. Процесс оказания данной услуги представлен в виде систематизированного порядка проведения следующих мероприятий:

- курирование социально-педагогической реабилитации в семье, консультирование по уровню, месту и формам обучения;

- содействие в устройстве инвалида в соответствующее образовательное учреждение;

- содействие в освоении образовательных программ на оптимальном уровне;

- содействие в обеспечении необходимыми учебными пособиями и техническими средствами обучения, учебным оборудованием;

- посредничество между обучающимися, образовательными и реабилитационными учреждениями в реализации личных и образовательных планов.

Культурно-досуговая и/или творческая деятельность обозначены настоящим стандартом как основные средства проведения социокультурной реабилитации и абилитации, направленную на восстановление (формирование) социокультурной компетенции инвалида (ребенка-инвалида), восстановление или как можно более полную компенсацию имевшихся у него ограничений жизнедеятельности. Реализация мероприятий начинается с разработки индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации и далее включают в себя:

- информирование по вопросам социокультурной реабилитации/абилитации;

- консультирование по вопросам социокультурной реабилитации/абилитации;

- проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия);

- культурно-досуговые услуги, в том числе направленные на вовлечение инвалида в подготовку и проведение досуговых мероприятий с целью восстановления (формирования) навыков общения, межличностного взаимодействия, участия в жизни сообществ, общественной и гражданской жизни;

- услуги по формированию (развитию) мотивации инвалида на успешную социальную реабилитацию средствами культурно-досуговой и/или творческой деятельности;

- услуги по восстановлению утраченных (формированию отсутствовавших ранее) способностей инвалида средствами культурно-досуговой и творческой деятельности;

- культурно-просветительские услуги, направленные на восстановление (формирование) социокультурной компетенции инвалида через приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям.

В настоящем стандарте также более детально представлен перечень мероприятий, относящихся к услуге по социально-бытовой адаптации инвалида, реализация которой направлена на восстановление (формирование) способности инвалида к самостоятельному или сопровождаемому проживанию посредством обучения навыкам самообслуживания, бытовой деятельности и персональной сохранности в быту:

- информирование по вопросам социально-бытовой адаптации;

- обучение навыкам самообслуживания;

- обучение организации жизни в быту;

- обучение пользованию техническими средствами реабилитации;

- обучение мобильности, в т.ч. с помощью технических средств;

- обучение персональной сохранности;

- адаптационное обучение семьи инвалида по вопросам самообслуживания, бытовой деятельности и пользования техническими средствами реабилитации;

- информирование и консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам социально-бытовой адаптации;

- информирование и консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам адаптации жилья к нуждам инвалида;

- информирование инвалида и членов его семьи о возможности сопровождаемого проживания.

Таким образом, в ГОСТ Р 54738-2021 цели оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов определены в соответствии с Законом N 181-ФЗ, согласно положениям которого реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Обзор положений ГОСТ Р 53872-2021. Национальный стандарт
Российской Федерации. Услуги по психологической реабилитации
инвалидов. Основные положения

Впервые ГОСТ Р 53872 был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 252-ст (ГОСТ Р 53872-2010 "Услуги по психологической реабилитации инвалидов."), дата введения в действие - 1 октября 2011 года.

Вышеуказанный ГОСТ распространялся на услуги по психологической реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (далее - инвалиды), предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями.

Документ устанавливал виды и содержание услуг по психологической реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военных травм:

- регламентировал порядок предоставления услуг по психологической реабилитации инвалидов, в том числе выделены этапы проведения соответствующих мероприятий (психологическое обследование инвалидов; оценка психологического компонента реабилитационного потенциала инвалида; оценка психологического аспекта реабилитационного прогноза; разработка перечня услуг по психологической реабилитации и плана их реализации; предоставление услуг; мониторинг (наблюдение) реализации реабилитационных услуг; оценка эффективности услуг, определяющая степень достижения запланированного реабилитационного воздействия, улучшения психического состояния и повышения социальной активности инвалидов);

- выделял условия предоставления услуг по психологической реабилитации (наличие и состояние документов, которыми руководствуется учреждение при своем функционировании; условия размещения учреждения; укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации; специальное и табельное техническое оснащение; состояние информации о порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг в учреждении; внутренняя и внешняя системы или службы контроля качества услуг);

- обозначал основные направления работы по осуществлению психологической реабилитации инвалидов (формирование адекватной своему заболеванию внутренней картины болезни; восстановление или формирование социальных навыков; развитие личности инвалида; коррекция и профилактика психологических отклонений, включая длительное систематическое наблюдение для выявления и предотвращения негативных ситуаций; коррекция и стабилизация внутрисемейных отношений, межличностных отношений в рабочей группе и др.);

- раскрывал виды услуг по психологической реабилитации (психологическое консультирование; психодиагностика (в том числе компьютерная); психологическая коррекция: психотерапевтическая помощь; психологический тренинг; психологическая профилактика; социально-психологический патронаж);

- при недостаточности услуг по психологической реабилитации инвалидов, предусматривал из дополнение социально-психологическими услугами, которые предоставляются учреждениями социального обслуживания населения, состав и содержание которых регламентированы национальными стандартами Российской Федерации по социальному обслуживанию.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 мая 2021 г. N 439-ст утвержден "ГОСТ Р 53872-2021. Услуги по психологической реабилитации инвалидов" и введен в действие с 1 декабря 2021 г. (далее - ГОСТ Р 53872-2021).

Изменения, внесенные настоящим стандартом, коснулись следующих положений:

- детализировано определение термина "услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов";

- уточнено место психологической реабилитации/абилитации инвалидов (детей-инвалидов) среди общего комплекса реабилитационных/абилитационных услуг;

- уточнены требования к специалистам, реализующим комплекс данных услуг;

- в состав услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов (детей-инвалидов) включена услуга по "психологическому просвещению";

- скорректировано содержание услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

В соответствии с ГОСТ Р 53872-2021 услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов - это система мер, осуществляемых методами психологической работы, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением либо недостаточностью различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, ответственных за успешную адаптацию инвалида в среде и обществе, за достижение высокого уровня самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов заключаются в своевременной профилактике и коррекции психологических проблем, оказании психологической помощи инвалиду на основании гибкого подхода к формированию программы его психологической реабилитации/абилитации в соответствии с имеющимися у него психологическими трудностями, интересами и потребностями. Услуги нацелены на восстановление и компенсацию (формирование, развитие, коррекцию) нарушенных психических функций, личностных качеств и свойств; выстраивание и организацию воспитательной и развивающей среды, включая формирование средовых условий (в том числе внутрисемейного взаимодействия инвалида с родителями/членами семьи (законными представителями), стимулирующих психическое развитие инвалида; обеспечение оптимальной позиции инвалида (его родителей, членов семьи, законных представителей) в отношении реабилитационных/абилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т.п.); формирование у инвалида, его родителей (членов семьи, законных представителей) адекватного отношения к имеющемуся заболеванию, физическому дефекту; повышение способностей инвалида к решению психологических проблем, адаптации к социальному окружению (в семьях, учебных и трудовых коллективах и др.), формирование у него психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации.

Согласно новому национальному стандарту услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов (детей-инвалидов) должны предоставляться параллельно с другими видами услуг по реабилитации/абилитации и начинаться на этапе проведения медицинской реабилитации (детям-инвалидам на ранних стадиях абилитации).

Данные услуги оказываются инвалидам на базе реабилитационных предприятий, организаций и учреждений, реализуются специалистами, имеющими профильное образование, обладающими соответствующими компетенциями для реализации данных услуг, подтвержденными документами установленного образца (диплом, сертификат о профессиональной подготовке/переподготовке по специальности - по психологии). При предоставлении услуг по психологической реабилитации и абилитации инвалидам необходимо руководствоваться соблюдением конфиденциальности как важного принципа психологической работы, соблюдением прав потребителей данных услуг на неразглашение персональных данных и частной информации сторонним лицам и организациям; правилами получения разрешения реабилитируемого/абилитируемого (его родителей, законных представителей) на использование средств записи, и согласования особенностей обработки, хранения и сроков уничтожения полученной личной информации.

Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки проведения психологических реабилитационных/абилитационных мероприятий определяют в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Процесс психологической реабилитации/абилитации считается завершенным, когда инвалид достиг в психологическом отношении уровня, максимально возможного в приближении к уровню, предшествующему возникновению ограничений жизнедеятельности, для ребенка-инвалида - максимально возможного в приближении к возрастной норме/максимально возможной компенсации имеющихся нарушений, максимально возможного восстановления уровня утраченных и формирования недостаточных умений и навыков.

Этапы предоставления рассматриваемых услуг не подверглись изменениям за исключением замены термина "психологическое обследование инвалида" на термин "психологическая диагностика".

В ГОСТ Р 53872-2021 внесены изменения в определение такой услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов, как психодиагностика:

Психодиагностика (в том числе компьютерная) - выявление и анализ индивидуальных особенностей, специфики психических функций, качеств и свойств, характеристик личности инвалида, обуславливающих отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими, влияющих на его способности к самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на результативное и эффективное осуществление определенных видов деятельности, и разработка рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

Также изменения внесены в определение и содержание услуги по психологической коррекции:

Психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений познавательной, аффективно-волевой сферы инвалида, негативных поведенческих аспектов, трудностей в сфере межличностных отношений - внутригрупповых (семейных, супружеских, коллективных), детско-родительских и др. - и затрудняющих их личностных особенностей, явившихся следствием заболевания.

Цели психологической коррекции:

- восстановление (компенсация) до максимально возможного уровня и развитие психических функций для приведения их в соответствие с психологической (возрастной) нормой и требованиями социальной среды:

- выстраивание и организация развивающей и воспитательной среды с вовлечением ближайшего окружения (родителей, членов семьи, законных представителей), способствующей социальной адаптации инвалида;

- изменение поведения и развитие личности;

- профилактика нежелательных негативных тенденций в личностном и интеллектуальном развитии.

По масштабу решаемых задач психологическая коррекция может быть реализована в форме:

- общей психокоррекции - реализации мероприятий общекоррекционного порядка, нормализующих специальную микросреду инвалида, регулирующих психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития;

- частной психокоррекции - набора психолого-педагогических воздействий, представляющих собой психокоррекционные приемы и методики, адаптированные для детского и подросткового возрастов, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции;

- специальной психокоррекции - комплекса приемов, методик и организационных форм работы как индивидуально, так и с группой, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.), нацеленной в том числе на исправление последствий неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию ребенка-инвалида.

В ГОСТ Р 53872-2021 внесены изменения в определение такой услуги по психологической реабилитации/абилитации инвалидов, как психологический тренинг:

Психологический тренинг - активное психологическое воздействие, форма активного обучения навыкам поведения и развития личности, перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренировку отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности инвалида, ослабленных в силу заболевания или травмы, но необходимых для успешной самореализации личности в доступных видах деятельности и в социальных условиях с учетом инвалидности.

Психологический тренинг может быть нацелен на развитие психических функций, эмоциональной гибкости, личностных особенностей, включая навыки самопознания, самопонимания, рефлексии, на изменение отношения к себе, другим, углубление опыта психологической интерпретации поведения других людей, выработку навыков саморегуляции, изменение поведения, улучшение социальной адаптации.

На практике применяют психологические тренинги следующих видов:

- тренинг когнитивных функций (интеллектуальный тренинг);

- социально-психологический тренинг, направленный на изменения системы "Я - концепция", формирование социально-психологической компетентности, в том числе на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения (коммуникативный тренинг);

- регулятивный тренинг (тренинг саморегуляции, аутогенная тренировка и т.п.);

- тренинг специальных умений и навыков (самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, эмоциональной гибкости, профессиональных навыков, управления временем и др.);

- психотерапевтический тренинг (психотерапевтическая группа), направленный на изменение в сознании, соотносится с существующими направлениями психотерапии - психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.;

- тренинги реабилитации/абилитации посредством искусства.

В ГОСТ Р 53872-2021 внесены изменения в определение понятия и уровней психологической профилактики как одной из услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов:

Психологическая профилактика - вид деятельности психолога, направленный на поддержку, сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья инвалида.

Психологическая профилактика предполагает следующие уровни:

- уровень I - первичная профилактика. Психологическая работа с инвалидами (детьми-инвалидами), имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществление заботы об их психическом здоровье и психических ресурсах:

- уровень II - вторичная профилактика. Направлена на "группу риска" - на тех инвалидов, у которых имеются психологические проблемы. Подразумевает раннее выявление трудностей в поведении и учении. Основная ее задача - преодоление этих трудностей до их серьезного усугубления. Включает в себя консультацию с микроокружением (в рабочих, учебных коллективах, семье), близкими, родителями и учителями ребенка-инвалида, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.

В ГОСТ Р 53872-2021 добавлен вид услуги - "психологическое просвещение", который определяется как вид психологической помощи, нацеленный на профилактику и устранение дефицита психологических знаний, дефицита общей психологической культуры, на формирование и поддержание интереса к другому человеку, заинтересованности в уважении особенностей его личности, в умении и желании разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Психологическое просвещение предполагает содействие инвалиду (его родителям, членам семьи, законным представителям):

- в приобретении психологических знаний, повышении психологической реабилитационной компетентности, в формировании общей психологической культуры;

- в формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, своими проблемами.

Психологическое просвещение может осуществляться в форме: лекций, бесед, семинаров, выставок, выступлений в коллективах и др.

ГОСТ Р 53872-2021 характеризует социально-психологический патронаж, как одну из услуг по психологической реабилитации/абилитации инвалидов:

Социально-психологический патронаж предполагает:

- посещение инвалида в соответствии с планом-графиком посещений;

- определение необходимости предоставления инвалиду (его семье) психологических услуг;

- осуществление посреднических действий между инвалидом (его родителями, членами семьи, законными представителями) и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной психологической помощи инвалиду.