ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2002 г. N 70-э/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ
НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую "Методику определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Российской Федерации".

2. Управлению регулирования транспорта нефти и нефтепродуктов ФЭК России в двухмесячный срок подготовить решение Правления ФЭК России для приведения системы тарифных ставок на услуги магистрального нефтепродуктопроводного транспорта в соответствие с Методикой, утвержденной п. 1 настоящего Постановления.

Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.КУТОВОЙ

Приложение

Утверждено
Постановлением Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
от 16 октября 2002 г. N 70-э/5

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ
ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ
ТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика является документом, определяющим основные принципы и методы расчета тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, разработанным во исполнение Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426).

Информация о величине тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, так же как и информация о тарифных участках, тарифных маршрутах, и другая информация, относящаяся к реальной стоимости транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, доступна для пользователей систем магистральных трубопроводов в соответствии с действующим законодательством.

2. Тарифы, определенные в соответствии с настоящей Методикой, являются единственным видом платежей, взимаемым организациями нефтепродуктопроводного транспорта за услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

3. Под тарифным участком в целях определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам понимается участок трубопровода в пределах одной организации нефтепродуктопроводного транспорта без ответвлений и подключений, ограниченный нефтеперекачивающими станциями и / или пределами территории деятельности этой организации.

4. Под тарифным маршрутом в целях определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам понимается трубопроводный маршрут движения нефтепродуктов, состоящий из тарифных участков.

II. Публикация и пересмотр тарифов

5. Предельные максимальные тарифные ставки на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам после их утверждения публикуются органом регулирования в средствах массовой информации.

6. Плановый пересмотр предельных максимальных тарифных ставок на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам производится не раньше чем через 6 месяцев после предыдущего планового пересмотра на основании данных бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности и результатов работы нефтепродуктотранспортных организаций в базовом периоде.

В целях упорядочения представления обосновывающих материалов нефтепродуктотранспортными организациями орган регулирования заблаговременно направляет нефтепродуктотранспортным организациям рекомендации по расчету и обоснованию тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Внеплановый пересмотр тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам орган регулирования производит при обращении нефтепродуктотранспортной организации в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности этой организации, когда по независящим от нефтепродуктотранспортной организации причинам стало невозможным обеспечение безубыточности деятельности по транспортировке нефтепродуктов с учетом воспроизводства соответствующих основных средств при эффективном распределении финансовых и производственных ресурсов (далее - нормальной хозяйственной деятельности).

Организациями нефтепродуктопроводного транспорта в орган регулирования ежеквартально представляются отчеты о текущей деятельности (материалы, содержащие информацию о поступлении и расходовании тарифной выручки, грузообороте, проделанной товаротранспортной работе, выделяя данные об объемах нефтепродуктов, транспортируемых на экспорт, и т.п.) в порядке, определяемом органом регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

III. Общие принципы определения тарифов
на услуги по транспортировке нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам

7. Основным принципом определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам является соответствие плановых доходов и расходов организаций нефтепродуктопроводного транспорта по регулируемой деятельности.

Тарифы на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определяются таким образом, чтобы при плановых объемах транспортировки доходы нефтепродуктотранспортных организаций от оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам соответствовали плановым расходам по этой деятельности с учетом воспроизводства основных фондов.

При этом для целей определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в соответствии с настоящей Методикой транспортировка нефтепродуктов понимается как процесс перемещения нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий следующие виды операций:

- выполнение заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов;

- прием, слив нефтепродуктов в трубопроводную систему из других видов транспорта от грузоотправителей в начале маршрута;

- перекачка нефтепродуктов по магистральному трубопроводу;

- сдача, налив и перевалка нефтепродуктов в конце маршрута.

При расчете плановых расходов налог на добавленную стоимость в их состав не включается, а при расчетах за услуги по транспортировке нефтепродуктов прибавляется к утвержденным тарифам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Для определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов органом регулирования для каждой организации нефтепродуктопроводного транспорта утверждаются предельные максимальные ставки тарифов в виде одной или нескольких из следующих величин по видам операций:

- предельная максимальная стоимость транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- предельные максимальные удельные ставки тарифов:

на услуги по перекачке нефтепродуктов - стоимость перекачки 1 тонны нефтепродуктов на 100 километров трубопровода (определяется в рублях за 100 ткм);

на услуги по сливу, перевалке, наливу, сдаче нефтепродуктов - стоимость слива, перевалки, налива, сдачи 1 тонны нефтепродуктов (определяется в рублях за 1 тонну);

- предельное максимальное процентное соотношение со стоимостью транспортировки альтернативными видами транспорта аналогичной номенклатуры нефтепродуктов по аналогичным направлениям.

Кроме этого, органом регулирования для каждой организации нефтепродуктопроводного транспорта устанавливаются предельные максимальные ставки тарифов на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов:

- ставки тарифов на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов на экспорт за пределы таможенной территории России и государств - участников Соглашений о Таможенном Союзе определяются в рублях за 1 тонну для каждого экспортного направления;

- ставка тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и в пределах таможенной территории России и государств - участников Соглашений о Таможенном Союзе определяется в рублях за 1 тонну для всех направлений поставок.

9. Адресные тарифы на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определяются нефтепродуктотранспортными предприятиями в пределах ограничений, установленных органом регулирования в соответствии с п. 8 настоящей Методики, соблюдая принцип равнодоступности услуг магистрального трубопроводного транспорта.

Организация нефтепродуктопроводного транспорта информирует орган регулирования об изменении адресных тарифов (с указанием наименований тарифных маршрутов, их протяженности и величин адресных тарифов) за 10 дней до начала их применения.

IV. Определение расходов предприятий
нефтепродуктопроводного транспорта

10. Расходы организации нефтепродуктопроводного транспорта при определении тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам планируются раздельно по каждому виду операций таким образом, чтобы обеспечить организации нефтепродуктопроводного транспорта:

- Покрытие экономически обоснованных расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов, в том числе налогов и сборов, начисляемых в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке;

- Покрытие экономически обоснованных операционных расходов, непосредственно не связанных с деятельностью в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, но необходимых для обеспечения нормальной производственно-хозяйственной деятельности организации нефтепродуктопроводного транспорта;

- Покрытие экономически обоснованных внереализационных расходов, в том числе связанных с дополнительными выплатами работникам нефтепродуктотранспортных организаций, занятых в процессе оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- Покрытие расходов, производимых за счет чистой прибыли, необходимых для обеспечения нормальной производственно-хозяйственной деятельности организации нефтепродуктопроводного транспорта; в частности, покрытие расходов капитального характера;

- Уплату налога на прибыль организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, для целей определения тарифов в соответствии с настоящей Методикой включают в себя следующие элементы:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Состав элементов расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, определяется в соответствии с перечнем статей затрат, учитываемых при определении тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утверждаемым в установленном порядке.

До утверждения такого перечня состав элементов расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, планируется согласно положениям по бухгалтерскому учету, утверждаемым в установленном порядке.

Расходы по видам операций, связанным с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, планируются на основе анализа их обоснованности в базовом периоде и с учетом прогнозного роста цен на период регулирования.

При планировании расходов по видам операций, связанным с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в составе "прочих затрат" выделяются следующие статьи:

- услуги связи;

- услуги привлеченного транспорта;

- услуги вневедомственной охраны;

- затраты на диагностику технического состояния систем магистральных трубопроводов;

- отчисления в ремонтный фонд (затраты на капитальный ремонт подрядным способом);

- плата за землю (аренда земли и земельный налог);

- затраты на страхование;

- налоги и сборы, начисляемые в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке;

- затраты на подготовку кадров;

- отчисления на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- другие затраты.

12. Материальные затраты планируются на основе анализа обоснованного расхода материалов в базовом периоде и изменения их расхода в будущем с учетом снижения материалоемкости услуг по транспортировке нефтепродуктов за счет технического перевооружения и модернизации объектов систем магистральных нефтепродуктоводов.

Затраты на электрическую и тепловую энергию планируются для каждой организации нефтепродуктопроводного транспорта раздельно по энергоснабжающим организациям на основании планов транспортировки нефтепродуктов, тарифов на электроэнергию, удельному расходу электроэнергии с учетом снижения энергоемкости услуг по транспортировке нефтепродуктов за счет технического перевооружения и модернизации объектов систем магистральных трубопроводов.

При определении прогнозируемого уровня цен на используемое сырье, материалы и оборудование применяются регулируемые государством цены (тарифы); цены, определенные на основании проведенных конкурсных торгов; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы (в том числе биржевые котировки цен) или договорные цены и тарифы, действовавшие в базовом периоде с учетом инфляции, принятой в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

13. Амортизация основных средств планируется на основании классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с учетной политикой нефтепродуктотранспортной организации.

14. Затраты на оплату труда и единый социальный налог рассчитываются в соответствии с величиной фонда оплаты труда, которая определяется на основании штатного расписания нефтепродуктотранспортной организации с учетом выполнения отраслевых тарифных соглашений, территориальных коэффициентов и установленных законодательством надбавок.

Статьи затрат, выделяемые из элемента "Прочие затраты", планируются с учетом экономически обоснованной потребности в соответствующих расходах на основании договорных цен и тарифов, с учетом результатов ретроспективного анализа по каждой статье.

15. Операционные расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам включают:

- Экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, привлеченных и использованных для проведения капитального ремонта, диагностики, реконструкции и модернизации основных производственных фондов;

- Экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, привлеченных и использованных для создания новых основных производственных средств в части, не перекрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных средств;

- Экономически обоснованные расходы на ликвидацию основных производственных средств;

- Другие экономически обоснованные операционные расходы.

16. Внереализационные расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам включают дополнительные выплаты работникам нефтепродуктотранспортных предприятий, занятым в процессе оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также другие экономически обоснованные внереализационные расходы.

17. При определении чистой прибыли организаций нефтепродуктопроводного транспорта плановая чистая прибыль устанавливается в размере, достаточном для:

- финансирования экономически обоснованных и согласованных с органом регулирования программ технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных производственных средств в части, не покрываемой амортизационными отчислениями, неиспользованными источниками за предыдущие периоды регулирования и долговыми обязательствами всех видов, привлеченными для этих целей;

- финансирования экономически обоснованных социальных программ, учитывающих планы передачи социальных объектов в муниципальную собственность;

- финансирования других экономически обоснованных расходов, не включаемых в состав расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, операционных и внереализационных расходов.

Для погашения долговых обязательств всех видов, привлеченных и использованных для создания новых и реконструкции действующих основных производственных средств, при ограничении чистой прибыли организаций нефтепродуктопроводного транспорта, после ввода в эксплуатацию основных фондов, сооруженных на указанные средства, в составе плановой чистой прибыли на срок действия этих долговых обязательств дополнительно учитываются средства, необходимые для их погашения в части, не покрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных фондов.

V. Методы определения предельных максимальных
тарифных ставок

18. В целях развития конкурентных отношений в сфере транспортировки нефтепродуктов тарифы на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам утверждаются органом регулирования в виде предельного максимального процентного соотношения со стоимостью транспортировки альтернативными видами транспорта аналогичной номенклатуры нефтепродуктов по аналогичным направлениям.

При этом учитываются следующие факторы эффективности транспортировки нефтепродуктов альтернативными видами транспорта по сравнению с трубопроводным транспортом:

- оперативность поставок (продолжительность транспортировки нефтепродуктов начиная с момента сдачи нефтепродуктов грузоотправителем до момента их отгрузки на конце маршрута);

- нормы естественных потерь нефтепродуктов при их транспортировке;

- качество поставляемой продукции (изменение качества нефтепродуктов в процессе их транспортировки);

- накладные расходы (расходы на хранение нефтепродуктов, оформление и т.п.);

- другие факторы.

19. Для обеспечения стабильности и повышения надежности функционирования системы магистральных трубопроводов органом регулирования для каждой организации нефтепродуктопроводного транспорта определяется объем общесистемного финансирования этих организаций, обеспечиваемый за счет взимания ставки тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов.

Тарифная выручка за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов включает:

- совокупную потребность в общесистемном финансировании нефтепродуктотранспортных организаций, в том числе общесистемные потребности в финансовых ресурсах для осуществления закупок оборудования;

- потребность в финансировании специальных отчислений субъектов естественных монополий, устанавливаемых в соответствии с п. 9 Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 960 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4182);

- потребность в финансовых ресурсах для уплаты соответствующих налогов и сборов, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Предельные максимальные ставки тарифов на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов определяются исходя из конъюнктуры рынка нефтепродуктов дифференцированно для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и для каждого направления поставок нефтепродуктов на экспорт.

При этом предельные максимальные ставки тарифов на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов определяются таким образом, чтобы при плановых объемах транспортировки фактическая тарифная выручка за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов была равна плановой.

20. Предельные максимальные удельные ставки тарифов на услуги по перекачке нефтепродуктов определяются путем деления плановой тарифной выручки за услуги по перекачке нефтепродуктов на плановое значение товаротранспортной работы организации нефтепродуктопроводного транспорта.

Предельные максимальные ставки тарифов на услуги по сливу, перевалке, наливу и сдаче нефтепродуктов определяются для каждого пункта слива, перевалки, налива и сдачи путем деления плановой тарифной выручки за услуги по сливу (перевалке, наливу, сдаче) нефтепродуктов на плановый объем слива (перевалки, налива, сдачи) нефтепродуктов по соответствующему пункту слива (налива, сдачи) или нефтебазе.

В состав плановой тарифной выручки за услуги по перекачке, сливу, перевалке, наливу, сдаче нефтепродуктов включаются плановые расходы предприятий нефтепродуктопроводного транспорта на оказание соответствующих услуг.

Разделение расходов производится на основании положений о раздельном учете затрат, разрабатываемых предприятиями нефтепродуктопроводного транспорта для их отражения в бухгалтерском учете.

21. При необходимости стабилизации рынка нефтепродуктов органом регулирования для каждой организации нефтепродуктопроводного транспорта утверждается предельная максимальная стоимость транспортировки нефтепродуктов (определяется в рублях за 1 тонну нефтепродуктов).

Предельная максимальная стоимость транспортировки нефтепродуктов также может утверждаться для кольцевых трубопроводов.

Предельная максимальная стоимость транспортировки нефтепродуктов определяется исходя из конъюнктуры рынка нефтепродуктов, но не более величины, рассчитанной как отношение плановых расходов организации нефтепродуктопроводного транспорта к плановому объему транспортировки нефтепродуктов.

22. Органом регулирования по представлению нефтепродуктотранспортной организации утверждаются договорные адресные тарифы на услуги по транспортировке нефтепродуктов в случае, если договорная ставка тарифа не ниже ставки, рассчитанной в соответствии со статьями 20, 21 и 18 настоящей Методики, и была официально одобрена грузоотправителем.

Договорные тарифы также применяются в случае, если по данному тарифному участку (пункту налива, перевалки, слива, сдачи) осуществляется транспортировка нефтепродуктов единственного грузоотправителя. При этом, в случае возникновения существенных разногласий между грузоотправителем по данному тарифному участку и нефтепродуктотранспортной организацией, ставка тарифа на транспортировку нефтепродуктов по данному тарифному участку отдельно рассматривается и утверждается органом регулирования по представлению нефтепродуктотранспортной организации с участием соответствующей организации-грузоотправителя.

Ставки договорных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении на срок не менее одного года.

При определении договорными отношениями грузоотправителей и нефтепродуктотранспортной организации объемов перекачки (налива, перевалки, слива, сдачи) нефтепродуктов ставки договорных тарифов дифференцируются в зависимости от объемов перекачки (налива, перевалки, слива, сдачи) нефтепродуктов.

Средства, дополнительно получаемые нефтепродуктотранспортной организацией за счет применения договорных тарифов, учитываются как дополнительный источник финансирования организации нефтепродуктопроводного транспорта.

Для утверждения договорных ставок тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в орган регулирования представляются официальные документы, подтверждающие согласие грузоотправителей по данному тарифному участку с применением договорных тарифов на данном тарифном участке, а также договоры на транспортировку нефтепродуктов по договорным тарифам.

23. При готовности пользователя системы магистральных трубопроводов и согласии организации нефтепродуктопроводного транспорта заключить долгосрочный договор на транспортировку нефтепродуктов по фиксированной тарифной ставке в зависимости от текущей и перспективной загруженности тарифного маршрута для данного пользователя системы магистральных нефтепродуктопроводов устанавливается долгосрочный тариф.

Ставки долгосрочных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении на срок не менее трех лет.

При утверждении ставок долгосрочных тарифов для конкретного грузоотправителя орган регулирования основывается на представленных, надлежащим образом оформленных организацией нефтепродуктопроводного транспорта материалах, обосновывающих размер скидки или надбавки к действующей тарифной ставке для этого грузоотправителя исходя из принципа равнодоступности к системе магистральных трубопроводов.