Утверждено
приказом Федеральной
пробирной палаты
от 24 мая 2023 г. N 107
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ ГОСУДАРСТВ, НЕ ВХОДЯЩИХ
В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ, И ВЫВОЗЕ
ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТИ ГОСУДАРСТВА ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ И СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Общие положения
Руководство по соблюдению требований законодательства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и Российской Федерации при осуществлении государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕАЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее соответственно - Руководство, государственный контроль), разработано в целях оказания содействия субъектам добычи, субъектам производства аффинированных драгоценных металлов, кредитным организациям, юридическим лицам и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - заявители), и их представителям, имеющим письменное подтверждение соответствующих полномочий, в подготовке необходимых документов и партии драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, для осуществления государственного контроля.
Основные нормативные правовые акты в сфере
государственного контроля
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение N 30), содержащее:
Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Решению N 30) (далее - единый перечень).
Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (приложение N 14 к Решению N 30) (далее - Положение о ввозе/вывозе).
Правила осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (приложение N 2 к Положению о ввозе/вывозе) (далее - Правила).
2. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ).
3. Положение о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1137 (далее - Положение).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 270).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (далее - Постановление N 1052).
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2020 г. N 10н "Об утверждении порядка внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза".
Основные положения
Государственный контроль осуществляется Федеральной пробирной палатой в отношении товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня (далее - товары).
Помещение под таможенные процедуры товаров осуществляется на специализированных таможенных постах.
Государственный контроль при ввозе товаров в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕАЭС, осуществляется исключительно в зонах таможенного контроля, созданных в местах нахождения специализированных таможенных постов, в компетенцию которых входит совершение таможенных операций в отношении таких товаров.
Государственный контроль при вывозе товаров из Российской Федерации в государства, не входящие в ЕАЭС, осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля должностными лицами Федеральной пробирной палаты в зонах таможенного контроля, созданных в местах нахождения специализированных таможенных постов, в компетенцию которых входит совершение таможенных операций в отношении таких товаров, а также в помещениях территориальных органов Федеральной пробирной палаты, расположение, обустройство, оборудование и материально-техническое оснащение которых соответствует требованиям, установленным Федеральной пробирной палатой.
Адреса мест осуществления государственного контроля товаров размещены на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://probpalata.gov.ru/deyatelnost/kontrol-za-vvozom-i-vyvozom.
В соответствии с пунктом 13 Постановления N 270 формирование и учет документов государственного контроля товаров осуществляются в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) на основании сведений (информации) и документов, представленных заявителями в ГИИС ДМДК, за исключением случаев, если такие сведения (информация) и документы содержат государственную тайну либо в случае возникновения технических сбоев в работе ГИИС ДМДК и принятия в связи с этим Федеральной пробирной палатой решения о представлении необходимых сведений (информации) и документов на бумажном носителе.
Государственный контроль осуществляется на безвозмездной основе в заявительном порядке.
Для осуществления государственного контроля заявители должны состоять на специальном учете, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных Постановлением N 1052, и представить в Федеральную пробирную палату письмо-заявку, в котором указываются данные о заявителе, а также документы, предусмотренные пунктом 4 Правил.
На официальном сайте ГИИС ДМДК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://dmdk.ru/for-business размещено актуальное Руководство пользователя организации-участника.
В разделе 20 "Оформление ввоза товаров на территорию РФ и вывоза товаров с территории РФ" Руководства пользователя организации-участника содержится подробное описание этапов заполнения письма-заявки на проведение государственного контроля и алгоритм прикрепления к нему необходимых документов.
Так, например, первоначально необходимо зарегистрировать контракт на ввоз или вывоз товара, затем оформить заявление на проведение государственного контроля и получить уведомление по результатам рассмотрения такого заявления.
Убедиться в наличии лицензии на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, в случае вывоза товаров из таблицы 1 раздела 2.10 единого перечня
Рекомендации к представляемым документам
Документы, необходимые для осуществления государственного контроля, предусмотренные пунктом 4 Правил, представляются на русском языке или сопровождаются переводом на русский язык. В случае представления необходимых сведений (информации) и документов на бумажном носителе, каждый лист представленных копий документов заверяется подписью и печатью заявителя, либо копии документов прошиваются и их последние листы заверяются подписью и печатью заявителя. При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют. Для оформления документов рекомендуется использовать размеры шрифта N 12 - 14. При составлении таблиц допускается использовать размер шрифта не менее N 8.
В спецификации на товары рекомендуется группировать данные о товарах поартикульно, указывать числовые значения данных, характеризующих драгоценные металлы (вес, размер, проба или процентное содержание в растворе, сплаве, масса химически чистых металлов и/или общая масса сплава и т.д.), с точностью до двух знаков после запятой. Драгоценные металлы учитываются в граммах, драгоценные камни в виде вставок в каратах.
При ввозе и вывозе партий, состоящих из различных наименований товаров, рекомендуется представлять обобщающие (сводные) сведения по спецификации, которые могут указываться в итогах спецификации или могут содержаться в счете-фактуре или инвойсе, или представляются отдельным документом (сводная спецификация). Обобщающие сведения должны содержать информацию о каждом наименовании товара, его количестве, а также суммарные данные по массе нетто, массе драгоценных металлов с разбивкой по виду драгоценного металла, пробе (содержанию драгоценного металла). При наличии вставок из драгоценных камней указывается суммарная масса каждого наименования драгоценного камня.
При наличии в товарах вставок из драгоценных камней необходимо указывать их качественно-цветовые характеристики в сопроводительной документации.
К копии (копиям) документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) законность владения (приобретения) товарами, относится например, копия договоров купли-продажи вывозимых товаров или драгоценных металлов, используемых для производства вывозимых товаров, копия договора комиссии с приложением копий документов, подтверждающих фактическую передачу товаров (товарная накладная, акт приема - передачи и т.д.).
При вывозе товаров, отправляемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, в качестве документа, подтверждающего намерения сторон, используется заказ от физического лица, как правило, оформленный при использовании информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Расчет стоимости химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в конкретной партии товаров, основывается на документально подтвержденной информации и производится заявителем с учетом цен мирового рынка.
В качестве источников независимой информации о стоимости драгоценных металлов для целей оценки заявленной договорной (контрактной) стоимости могут быть использованы:
международные биржевые котировки;
учетные цены на драгоценные металлы, устанавливаемые Банком России;
отпускные цены на драгоценные металлы, утверждаемые федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации".
Все расчеты рекомендуется заверять руководителем организации должностными лицами, проводившими расчет, и главным бухгалтером организации.
При расчете стоимости драгоценных камней в виде вставок можно учитывать прейскуранты, опубликованные на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и цены мирового рынка.
Рекомендуемый образец формы расчета стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в вывозимых товарах, приведен в приложении к Руководству.
При осуществлении экспорта сырьевых товаров, указанных в пунктах 4 - 7 таблицы 1 раздела 2.10 единого перечня, партия должна быть снабжена протоколом испытаний, выданным испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Необходимо обращать внимание на наличие действующего на момент проведения испытания (анализа) аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), а также на соответствие области аккредитации виду исследуемого товара. Диапазон измерений и применяемые методики анализа должны соответствовать информации, указанной в области аккредитации. Данная информация содержится в реестре аккредитованных лиц на официальном сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Результаты испытания (анализа) должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом анализа.
В протоколе испытаний должен быть указан номер аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра).
Рекомендации по представлению партии товаров
При предоставлении на государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕАЭС, партии товаров, состоящей из ювелирных изделий, рекомендуется наносить на упаковку (пакет) нумерацию в соответствии с порядковым номером изделия в спецификации в целях сокращения временных затрат на поиск изделия по артикулу при осуществлении государственного контроля.
Справочно: "Ювелирные изделия" - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Продукция" - драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также минеральное сырье и продукты его переработки, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, продукция, изготовленная из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней; продукция производственно-технического, научного, медицинского назначения, комплектующие детали, приборы, инструменты, оборудование, материалы, химические соединения, лом и отходы производства и потребления, содержащие драгоценные металлы, монеты; драгоценные камни в сыром (естественном) и обработанном виде, их полуфабрикаты, уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням в установленном законодательством Российской Федерации порядке, драгоценные камни, входящие в состав комплектующих деталей, а также приборы, инструменты, оборудование, продукция производственно-технического назначения, содержащая драгоценные камни, отходы драгоценных камней, рекуперированные драгоценные камни.
Ювелирные изделия, представляемые на государственный контроль, рекомендуется упаковывать таким образом, чтобы изделия одного артикула, обладающие одинаковыми техническими характеристиками, находились в индивидуальной упаковке, обеспечивающей влагонепроницаемость и прозрачность.
Указанный подход позволит при проверке партии товаров в рамках осуществления государственного контроля на соответствие данным, указанным в сопроводительной документации, использовать методы выборочного контроля, под которыми понимается проверка части изделий, находящихся в партии товаров и, как следствие, сократить время, затрачиваемое на фактический контроль товаров.
Специальная упаковка может быть выполнена в виде:
мешков (пакетов) из полиэтиленовой пленки;
воздушно-пузырчатой пленки (для нестандартных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов).
Специальные упаковки в рамках одной товарной партии могут быть размещены в прозрачной пластиковой таре (ящиках, контейнерах).
В случае вывоза товаров в виде продукции, ювелирных изделий из Российской Федерации в государства, не входящие ЕАЭС, нанесение средств идентификации осуществляется до представления продукции, ювелирных изделий для прохождения государственного контроля.
В случае ввоза товаров в виде продукции в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕАЭС, нанесение средств идентификации на материальный носитель, сопровождающий такую продукцию, осуществляется до предъявления указанной продукции для прохождения процедуры государственного контроля.
При предоставлении партии товаров на государственный контроль, товары рекомендуется упаковывать в разные грузовые места и (или) наносить соответствующие обозначения на грузовые места.
При предоставлении партии товаров на государственный контроль в индивидуальной упаковке (таре), вскрытие которой может привести к потере потребительских свойств товара, необходимо указывать вес упаковки (тары).
Рекомендуется учитывать при формировании грузовых мест, что их масса брутто (нетто) должна позволять осуществлять их разгрузку, вскрытие, взвешивание и наложение средств идентификации (пломба, печать). Операции по разгрузке, вскрытию и упаковке товаров осуществляются силами заявителя или его представителя.
При помещении партии товаров, состоящей из ювелирных изделий, под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза при осуществлении государственного контроля рекомендуется представлять фотографии ювелирных изделий для упрощения их идентификации при завершении таможенной процедуры.
Приложение
к Руководству по соблюдению
требований законодательства
Евразийского экономического союза
и Российской Федерации
при осуществлении государственного
контроля при ввозе в Российскую Федерацию
из государств, не входящих
в Евразийский экономический союз,
и вывозе из Российской Федерации
в эти государства драгоценных
металлов и сырьевых товаров,
содержащих драгоценные металлы,
утвержденному приказом
Федеральной пробирной палаты
от 24 мая 2023 г. N 107
Рекомендуемый образец
ФОРМА
РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ ВЫВОЗИМЫХ ТОВАРАХ
Расчет общей стоимости драгоценных металлов на __.__.____
Содержание в вывозимых товарах
Название компании:
Спецификация
(Инвойс) N
Наименование и характеристики изделий
|
Масса
|
Цена, евро
|
Основания (номер прейскуранта и позиции по прейскуранту)
|
Контрактная стоимость, евро
|
Общая стоимость драгоценных металлов, евро
|
||||
Артикул
|
Наименование
|
Количество изделий
|
Металл
|
Лигатура
|
Чистота
|
Прейскурантная на драгоценные металлы
|
|||
Ювелирные изделия из золота 750 пробы
|
Au 750
|
0,00
|
|||||||
Ювелирные изделия из платины 950 пробы
|
Pt 950
|
0,00
|
|||||||
Итого:
|
0
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
фиксинг на
__.__.____
|
$/(тр. унция на бирже)
|
$/грамм
|
Евро/грамм
|
Платина (Pt)
|
|||
Золото (Au)
|
курсы на
__.__.____
|
||
Курс $
|
00,00
|
|
Курс евро
|
00,00
|
|
Тройская
|
гр.
|
|
унция
|
00,00
|
Бриллианты
|
||||||
Расчет по Прейскуранту цен "Бриллианты" ___
|
||||||
Огранка
|
Размерно-весовая подгруппа
|
Характеристики
|
Карат
|
Цена за карат в долларах США
|
Всего цена в долларах США
|
Всего, евро
|
Изумруды
|
||||||
Расчет по Прейскуранту цен "Изумруды природные обработанные" ___
|
||||||
Огранка
|
Размерно-весовая подгруппа
|
Характеристики
|
Карат
|
Цена за карат в долларах США
|
Всего цена в долларах США
|
Всего евро
|
Рубины
|
||||||
Расчет по прейскуранту "Рубины природные обработанные (ограненные вставки), рубины природные обработанные (ограненные вставки), подвергнутые термической обработке"
|
||||||
Огранка
|
Размерно-весовая подгруппа
|
Характеристики
|
Карат
|
Цена за карат в долларах США
|
Всего цена в долларах США
|
Всего, евро
|
Сапфиры
|
|
Расчет по прейскуранту "Сапфиры природные обработанные (ограненные вставки), сапфиры природные обработанные (ограненные вставки), подвергнутые термической обработке" ___
|
Огранка
|
Размерно-весовая подгруппа
|
Характеристики
|
Карат
|
Цена за карат в долларах США
|
Всего цена в долларах США
|
Всего, евро
|
ИТОГО расчетная стоимость драгоценных камней в евро
|
$ 0,00
|
$ 0,00
|
0,00
|
|
ИТОГО расчетная стоимость драг металлов в евро
|
$ 0,00
|
$ 0,00
|
0,00
|
|
ИТОГО расчетная стоимость драг. камней и металлов в евро
|
$ 0,00
|
0,00
|
||
КОНТРАКТНАЯ СТОИМОСТЬ в евро
|
0,00
|
0,00
|