5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПО АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПО АВИАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АЭРОПОРТОВУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сертификация по авиационной безопасности Организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, включает в себя следующие основные этапы:
- представление Заявки на проведение сертификации;
- предварительная оценка Заявки с доказательной документацией и принятие по ней решения;
- направление Заявителю решения по заявке;
- рассмотрение доказательной документации (предварительная оценка соответствия Заявителя установленным требованиям);
- инспекционная проверка (сертификация) Организации-Заявителя;
- оформление результатов сертификации (оформление комплексного заключения, оформление, регистрация и выдача Сертификата соответствия);
- подготовка информации о результатах сертификации;
- инспекционный контроль деятельности сертифицированных по авиационной безопасности Организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности.
5.1. Представление Заявки на проведение сертификации
5.1.1. Заявка на проведение сертификации по авиационной безопасности Организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, оформляется и представляется в случаях:
- первоначальной сертификации;
- продления срока действия ранее выданного Сертификата соответствия;
- возобновления действия Сертификата соответствия;
- необходимости внесения изменений и/или дополнений в ранее выданный Сертификат соответствия в связи с изменением или дополнением (расширением) сфер (видов) деятельности по обеспечению авиационной безопасности.
5.1.2. Заявка должна включать в себя:
- полное официальное название Организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, или организации (юридического лица), в состав которого входит организация, подлежащая сертификации по авиационной безопасности;
- место основной производственной деятельности Организации (юридического лица);
- почтовый адрес и реквизиты связи данной Организации (юридического лица);
- определение объекта сертификации;
- описание сфер (видов) деятельности, на которую испрашивается Сертификат соответствия.
5.1.3. Заявка на проведение сертификации оформляется по форме, приведенной в Приложении 2 данного Положения, и представляется в соответствующий Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ вместе с доказательной документацией согласно Перечню документации, приведенному в Приложении 1 настоящего Положения.
При необходимости к Заявке прилагается дополнительная информация, кратко отражающая отдельные особенности Заявителя, включая:
- имеющийся опыт и объемы работ (выполняемые или планируемые) в области авиационной безопасности;
- перспективы развития Организации-Заявителя или оснащения техническими средствами обеспечения авиационной безопасности.
Форма представления данной информации не регламентируется.
5.1.4. Подготовка доказательной документации возлагается на Заявителя (его службу авиационной безопасности). При необходимости Заявитель имеет право привлекать на договорной основе соответствующие научно-исследовательские институты, отдельных экспертов и специалистов для оказания научно-методической помощи по разработке и оформлению доказательной документации.
Ответственность за объективность представляемых данных по Организации, подлежащей сертификации по авиационной безопасности, несет руководитель (начальник) организации, представляющий заявку на проведение сертификации.
5.1.5. Заявка представляется в соответствующий Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ от имени Организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, являющейся юридическим лицом (то есть финансово самостоятельной организации, оформленной в установленном порядке в соответствующем территориальном отделении Регистрационной палаты Российской Федерации, имеющей утвержденный устав, открытый расчетный счет в банке и другие необходимые атрибуты).
5.1.6. Заявка на проведение сертификации авиационной безопасности подается:
- в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ (ОСАБ ССВТ) - Организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности: аэропортами и авиапредприятиями федерального значения; аэропортами, из которых выполняются международные полеты воздушных судов; эксплуатантами, подведомственными ФАС России, и их службами авиационной безопасности;
- в Региональные органы сертификации ССВТ (имеющие в соответствии со своей областью аккредитации право сертифицировать авиационную безопасность), - Организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности: аэропортами и авиапредприятиями регионального и местного значения; эксплуатантами (кроме подведомственных ФАС России) и их службами авиационной безопасности (по территориальной принадлежности).
5.1.7. Соответствующий Орган по сертификации ССВТ, в который поступила Заявка, осуществляет входной контроль Заявки и комплекта прилагаемых документов. При этом проверяется комплектность документов (согласно Приложению 1), правильность их заполнения и оформления.
При положительных результатах входного контроля Заявки и комплекта прилагаемых документов Орган по сертификации ССВТ регистрирует Заявку и принимает к рассмотрению.
5.2. Предварительная оценка Заявки с доказательной документацией и принятие по ней решения
5.2.1. Предварительная оценка Заявки и доказательной документации производится Органом по сертификации авиационной безопасности ССВТ для выявления недостатков, которые впоследствии могут снизить уровень авиационной безопасности и (или) повлечь за собой дополнительные значительные финансовые затраты на реконструкцию (техническое перевооружение) сооружений Заявителя, замену оборудования и технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также подготовку персонала авиационной безопасности.
Предварительная оценка Заявки включает в себя предварительную экспертизу представленной документации, общее ознакомление с процедурами, практикой и методами выполнения технологических операций по обеспечению авиационной безопасности, представленными в документах Заявителя, и их соответствие действующим нормативным требованиям.
5.2.2. Предварительная оценка Заявки (при необходимости) проводится с привлечением Центров по сертификации ССВТ и специалистов соответствующих органов по сертификации ССВТ.
В частности проверяется, что Заявитель:
- имеет документы, подтверждающие его юридический статус;
- обеспечил полное соответствие мер авиационной безопасности установленным требованиям;
- располагает службой (подразделениями), зданиями и сооружениями, оборудованием, документацией и квалифицированным персоналом, необходимым для обеспечения авиационной безопасности и безопасности пассажиров от актов незаконного вмешательства;
- в состоянии обеспечить уровень и объем заявленных к сертификации работ и услуг по авиационной безопасности;
- определил обязанности и ответственность руководящего состава и основного исполнительного персонала за обеспечение авиационной безопасности; может гарантировать, что на обеспечение авиационной безопасности не будут отрицательно сказываться недостатки организационной структуры и административного контроля.
5.2.3. В ходе предварительного рассмотрения Заявки Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ должен:
- получить (при необходимости) от Заявителя и (или) территориальных органов ФАС России дополнительную информацию по всем вопросам, представленным в Заявке, и оценить ее результаты;
- проинформировать Заявителя о процедурах сертификации, нормативных требованиях, на соответствие которым будет сертифицироваться авиационная безопасность Заявителя;
- определить, изучены ли сотрудниками Заявителя документы по организации авиационной безопасности при перевозках пассажиров и грузов;
- разъяснить Заявителю, какие могут быть установлены специальные требования по авиационной безопасности при выдаче Сертификата соответствия;
- направить Заявителю письменное уведомление с перечнем недостатков, которые были обнаружены в ходе предварительной оценки Заявки и доказательной документации, а также рекомендации по их устранению.
5.2.4. В случае, если Заявитель не имеет достаточного опыта в организации авиационной безопасности, он должен быть проинформирован о том, что для решения вопроса о выдаче Сертификата соответствия может потребоваться дополнительное время, превышающее обычные сроки рассмотрения Заявки и ее предварительной оценки.
5.2.5. При выявлении обстоятельств, которые могут воспрепятствовать успешной сертификации, Заявитель письменно информируется о них с рекомендацией принять необходимые меры по их устранению. При неустранении отмеченных недостатков Заявка отклоняется.
При этом в 10-дневный срок:
- рассматриваются все представленные Заявителем документы и материалы;
- определяется приемлемость проведения сертификации Заявителя или ее несоответствия действующим нормативным требованиям;
- уточняется перечень потребной дополнительной доказательной документации Заявителя и сроков ее представления;
- определяется необходимый состав участников сертификации данной Организации;
- определяется порядок дальнейшей сертификации.
5.2.6. При положительных результатах предварительной оценки Заявки о доказательной документации Орган по сертификации ССВТ принимает решение о принятии Заявки к дальнейшему рассмотрению.
Форма Решения Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ по Заявке приведена в Приложении 4 настоящего Положения.
Решение Органа по сертификации ССВТ по существу представленной Заявки указанием планового срока сертификации направляется Заявителю, территориальном органу ФАС России (по территориальной принадлежности Заявителя) и Центр сертификации ССВТ.
5.2.7. По завершении рассмотрения доказательной документации Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ не позднее одного месяца со дня его получения должен проинформировать Заявителя о результатах рассмотрения Заявки, принятом Решении и принять меры по его реализации.
В случае отказа в принятии представленной Заявки для проведения сертификационных работ Заявителю сообщаются причины этого отказа.
5.3. Рассмотрение доказательной документации (предварительная оценка соответствия Заявителя установленным требованиям)
5.3.1. Положительное Решение Органа по сертификации ССВТ по Заявке является основанием для заключения договора определенного решением Органа по сертификации Центра сертификации ССВТ с Заявителем и контрагентских договоров Центра сертификации с другими участниками сертификации и проведения следующих этапов сертификации авиационной безопасности Заявителя.
5.3.2. Рассмотрение доказательной документации и предварительная оценка соответствия Заявителя установленным требованиям по авиационной безопасности осуществляется Центром по сертификации ССВТ после заключения договора Центра сертификации ССВТ с Заявителем и перечисления Заявителем на Расчетный счет Центра сертификации суммы, предусмотренной условиями договора.
5.3.3. Организационно-методическое обеспечение экспертизы доказательной документации и проведения работ по сертификации по авиационной безопасности Организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, может возлагаться на Центр по сертификации ССВТ.
5.3.4. Центр по сертификации ССВТ после получения положительного решения Органа по сертификации ССВТ по Заявке проводит встречу с полномочным представителем (представителями) Заявителя, на которой подготавливаются проекты договорной документации на проведение работ по сертификации, уточняется обеспеченность Заявителя необходимой нормативной и методической документацией, формируются рабочие планы работ по сертификации.
Одновременно с оформлением договора на комплекс работ по сертификации авиационной безопасности Центр сертификации обеспечивает закрепление за Заявителем компетентного специалиста Центра для текущего сопровождения работ по сертификации.
5.3.5. Заявитель представляет в Центр сертификации на рассмотрение доказательную документацию в объеме, определенном Приложением 1 настоящего Положения.
Состав и содержание доказательной документации, представляемой Заявителем, при необходимости могут быть дополнительно расширены (по сравнению с требованиями Приложения 1) для раскрытия вопросов, изложенных в пункте 5.4.7 данного Положения, что определяется решением Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ и включается в число основных условий договора.
5.3.6. Предварительная оценка Организации проводится для подтверждения соответствия действующим нормативным требованиям ее службы авиационной безопасности, других служб, участвующих в обеспечении авиационной безопасности, зданий, сооружений, оборудования, специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности, технологий выполнения процедур по авиационной безопасности, а также уровня подготовки персонала.
Проверяется наличие Сертификатов соответствия (сертификатов типа) на специальные технические средства обеспечения авиационной безопасности, подлежащие обязательной сертификации.
5.3.7. На основании результатов рассмотрения доказательной документации Центр сертификации ССВТ подготавливает Заключение по Заявке и представленной доказательной документации (далее - Заключение по документации), в котором отражается комплектность материалов, полнота их содержания, соответствие сертификационным требованиям, а также рекомендации:
- о возможности проведения инспекционной проверки Заявителя, или
- об отказе в выдаче Сертификата соответствия в случаях:
а) несоответствия Заявителя сертификационным требованиям;
б) представления Заявителем неправильных данных в доказательной документации, прилагаемой к Заявке.
В Заключении по документации могут быть даны мотивированные рекомендации об ограничении сертифицируемой сферы деятельности или об ограничении срока действия испрашиваемого Сертификата соответствия.
5.3.8. Необходимыми условиями для выдачи положительного Заключения по доказательной документации Заявителя являются выполнение требований, установленных Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности, предусмотренных Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 897, а именно:
- наличие Программы авиационной безопасности Заявителя;
- наличие ограждения по всему периметру территории Заявителя (включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливного обеспечения и коммерческие склады с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны; с оборудованием контрольно-пропускных пунктов (КПП) и действием пропускного режима;
- наличие дополнительных ограждений в контролируемой зоне аэропорта на объектах авиатопливообеспечения и коммерческих складов;
- наличие охранного освещения в местах стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропорта и КПП;
- наличие специальных помещений, пунктов досмотра и сертифицированных специальных технических средств для проведения досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, а также зала ожидания для прошедших досмотр пассажиров;
- наличие специальных помещений (командных пунктов), оснащенных необходимыми средствами связи для руководства операциями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- наличие специальных стоянок для обслуживания воздушных судов при совершении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- наличие подразделений, позволяющих осуществлять охрану воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предполетный досмотр воздушных судов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Персонал данных подразделений должен отвечать требованиям авиационной безопасности и иметь соответствующие сертификаты (дипломы, свидетельства, удостоверения):
- соответствие наличия и состояния специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности, сертифицированных в установленном порядке, установленным требованиям.
5.3.9. Заключение по документации Центр сертификации ССВТ оформляет в трех экземплярах.
Первый экземпляр представляется в соответствующий Орган по сертификации ССВТ.
Второй экземпляр передается Заявителю для обеспечения необходимой подготовки к инспекционной проверке, включая устранение отдельных замечаний и подготовку дополнительных справочных материалов.
Третий экземпляр хранится в Центре сертификации.
5.3.10. На основании рекомендаций, изложенных в Заключении по документации, Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ в срок не позднее 5-ти дней принимает решение:
- о проведении инспекционной проверки Заявителя; или
- об отказе в проведении сертификации данного Заявителя.
5.4. Инспекционная проверка (сертификация) Организации-Заявителя
5.4.1. Целью инспекционной проверки является подтверждение соответствия фактического состояния принятых мер по обеспечению авиационной безопасности Заявителя данным, представленным им в доказательной документации, и установленным сертификационным требованиям, а также способность Заявителя выполнять заявленные функции.
5.4.2. Проведение инспекционной проверки назначается распоряжением Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ, которое издается после получения им положительного Заключения по документации Центра сертификации ССВТ и устанавливает состав инспекционной группы (комиссии), сроки проведения проверки, оформления ее результатов, и представления Акта инспекционной проверки, а также необходимые указания организационного характера.
5.4.3. Распоряжение Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ доводится до сведения Заявителя и других участников сертификации, непосредственно задействованных в процедуре сертификации.
5.4.4. Организационно-методическое обеспечение инспекционной проверки может быть возложено на соответствующие Центры сертификации.
5.4.5. В задачи инспекционной группы (комиссии) входит:
- ознакомление с материалами Заявки, доказательной документацией и Заключением по предварительной экспертизе документации;
- получение информации, подтверждающей соответствие Заявителя сертификационным требованиям по обеспечению авиационной безопасности в той части, которая относится к заявленным сферам деятельности;
- выявление недостатков, которые Заявитель обязан устранить непосредственно в период проведения инспекционной проверки или в последующий, определенный комиссией, период (согласно Предписанию);
- формирование Заключения о возможности выдачи Заявителю испрашиваемого Сертификата соответствия либо обоснованного отказа в выдаче Сертификата соответствия (в том числе по отдельным сферам деятельности) в случае обнаружения серьезных отклонений от сертификационных требований или наличия неправильных данных.
5.4.6. Проведение инспекционной проверки в общем случае включает:
- проведение установочного совещания членов инспекционной группы (комиссии) с руководящим составом сертифицируемой Организации, на котором уточняются задачи и порядок проведения проверки;
- получение от Заявителя дополнений к доказательной документации, подготовленных в соответствии с замечаниями, отраженными в Заключении к документации, и ознакомление с ними членов инспекционной группы (комиссии);
- непосредственное инспектирование объектов Заявителя по всем оцениваемым характеристикам (параметрам, направлениям деятельности) в соответствии с программой проверки, рекомендованной в Заключении по документации и определенной распоряжением Органа по сертификации авиационной безопасности;
- формирование проекта Акта инспекционной проверки;
- проведение итогового совещания членов инспекционной группы (комиссии) по результатам проверки, обсуждение и подписание Акта.
5.4.7. Согласно Программе проведения инспекционной проверки (план-заданию) у Заявителя проверяется:
1) Организация обеспечения авиационной безопасности, а именно:
- наличие утвержденной организационно-производственной структуры службы авиационной безопасности, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение;
- сферы деятельности службы авиационной безопасности (выполняемые задачи);
- список руководящего состава Заявителя, ответственного за обеспечение авиационной безопасности; распределение полномочий, обязанностей (отсутствие дублирования полномочий и обязанностей) и ответственности между указанными лицами, укомплектованность службы авиационной безопасности руководящим составом согласно штатному расписанию, уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности.
Количество и названия штатных должностей руководящего состава службы авиационной безопасности Заявителя определяются условиями его деятельности, объемами и характером выполняемых работ по авиационной безопасности;
- наличие распорядительного документа по назначению должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также решений о возможности работы Заявителя с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;
- наличие утвержденного перечня должностей, специальностей и специализаций персонала службы авиационной безопасности, непосредственно связанного с обеспечением авиационной безопасности (по необходимости). Наличие должностных инструкций для специалистов службы авиационной безопасности. Наличие утвержденного перечня категорий специалистов службы авиационной безопасности, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности;
- укомплектованность подразделений службы авиационной безопасности сертифицированными (имеющими допуск к самостоятельной работе) специалистами. Примечание: В случае, если Заявитель привлекает к работе в службе авиационной безопасности персонал на основе трудовых соглашений и т.п., он представляет список постоянно привлекаемых (намеченных для этого) специалистов с отражением в нем всех необходимых данных;
- ведение учета сертифицированного кадрового персонала службы авиационной безопасности, фактическое состояние его сертификации, наличие плана проведения сертификации; организацию контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала службы авиационной безопасности;
- соблюдение порядка допуска персонала службы авиационной безопасности к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (обучение, стажировка, оформление свидетельств, допусков и (или) сертификатов);
- организация и обеспечение подготовки персонала службы авиационной безопасности (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания и повышения квалификации), в том числе:
в учебных заведениях ГА (на основании договоров или разовых заявок);
на собственной учебной базе.
В последнем случае дополнительно проверяется соответствие содержания программ подготовки (занятий) и оснащенности учебной базы (технического оборудования классов) установленным требованиям ФАС России;
- организация и обеспечение подготовки авиаперсонала структурных подразделений Заявителя мерам обеспечения авиационной безопасности (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания и повышения квалификации);
- выборочно (по усмотрению руководителя исполнительной группы ОСАБ ССВТ) может проверяться:
соответствие специализации и квалификации специалистов службы авиационной безопасности выполняемым работам по обеспечению авиационной безопасности;
соответствие знаний и практических навыков сертифицированного персонала службы авиационной безопасности требуемому уровню;
квалификация не сертифицированного персонала службы авиационной безопасности, участвующего в обеспечении авиационной безопасности;
- наличие и содержание производственных зданий и помещений для размещения службы авиационной безопасности и осуществления технологических процедур по авиационной безопасности (достаточность площадей; их оснащение техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения; соответствие технологии процедур по авиационной безопасности установленным требованиям; соблюдение в помещениях нормативного режима по шуму, температуре и освещенности);
- обеспеченность руководящего состава и персонала службы авиационной безопасности Заявителя служебными помещениями (кабинетами, комнатами разборов) и помещениями бытового назначения (комнатами отдыха и приема пищи, раздевалками, сушилками спецодежды и т.п.). Соблюдение в них температурного режима, вентиляции, освещения. Соответствие размеров и оснащения указанных помещений нормативным требованиям. Примечание: Если Заявитель использует производственные сооружения, помещения и средства для обеспечения авиационной безопасности, принадлежащие другим предприятиям или организациям, комиссия (инспекционная группа) ССВТ должна проверить наличие договоров (соглашений) Заявителя с владельцами этих сооружений и средств авиационной безопасности и убедиться, что указанные сооружения и средства авиационной безопасности отвечают сертификационным требованиям и что все договора, покрывающие потребности Заявителя по обеспечению авиационной безопасности, имеют постоянный характер, подкреплены материальной ответственностью сторон, а их сроки действия соответствуют сроку действия испрашиваемого Сертификата соответствия;
- обеспеченность руководящей, нормативной и информационной документацией по обеспечению авиационной безопасности, утвержденной и введенной в действие установленным порядком;
- порядок учета, использования и хранения документации, внесения поступающих изменений и дополнений и доведения их до исполнителей;
- порядок изучения руководящей, нормативной и информационной документации по обеспечению авиационной безопасности персоналом других подразделений аэропорта в части, их касающейся;
- полнота и качество разработанных документов по обеспечению авиационной безопасности:
Программа обеспечения авиационной безопасности;
Положение о службе авиационной безопасности;
Технология производства досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму;
План действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- система контроля за выполнением принятых мер по авиационной безопасности:
- периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности;
- проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению авиационной безопасности;
- деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) гражданской авиации в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства;
- корректировка утвержденных документов по авиационной безопасности, наличие и ведение документации по учету проводимого контроля;
- назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля;
- система оповещения и связи по авиационной безопасности;
- ведение учета и отчетности наличия, состояния и движения оружия, боеприпасов и спецсредств службы авиационной безопасности. Назначение ответственных лиц за ведение данного учета;
- Состояние учета и отчетности по авиационной безопасности:
- соблюдение порядка и своевременность представления в соответствующие государственные органы управления установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении авиационной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния авиационной безопасности;
- назначение ответственных лиц за ведение данного направления работ;
- использование компьютерной техники в обеспечении авиационной безопасности;
2) Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств Заявителя:
- организация и обеспечение охраны территории (контролируемых зон) аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио- и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов;
- установление зон ограниченного доступа (контролируемых зон) и их границ, в том числе за пределами территории объектов аэропорта;
- наличие схемы территории аэропорта с указанием расположения объектов и границ контролируемых зон (зон ограниченного доступа);
- состояние охраны контролируемых зон (наличие, система и состояние ограждений, освещение и т.п.), распределение ответственности за охрану зон;
- наличие и состояние ограждения аэропорта по периметру и расположенных на его территории объектов гражданской авиации, наличие постовых вышек, освещения, козырька, предупредительных аншлагов, патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;
- наличие подвижных патрулей и периодичность патрулирования;
- дополнительные ограждения на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах;
- оборудование наружным освещением мест стоянок воздушных судов, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов;
- наличие и состояние технических средств охраны, наблюдения, сигнализации и связи;
- организация и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны аэропорта:
- наличие утвержденной Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму (в международных аэропортах Инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля), использование установленной системы пропусков, наличие уполномоченного органа, ответственного за выдачу пропусков и выполнение требований установленного режима; наличие и состояние КПП, их и оборудование воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для производства досмотра обслуживающего персонала и автотранспорта;
- наличие запасных КПП и их оборудование;
- осуществление пропускного и внутриобъектового режима;
- процедура контроля доступа лиц в контролируемые зоны (установленный порядок прохода (проезда) на территорию аэропорта персонала, посетителей и транспорта (порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков);
- организация и обеспечение контроля нахождения и движения лиц и транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта;
3) Обеспечение безопасности воздушных судов:
- организация и состояние охраны воздушных судов на земле:
- схема обеспечения охраны воздушных судов;
- наличие и состояние постов охраны воздушных судов;
- ответственность за обеспечение безопасности воздушных судов;
- наличие инструкции, организация и соблюдение порядка приема-передачи воздушных судов на техническое обслуживание и под охрану (ведение Журнала приема-сдачи воздушных судов под охрану);
- организация и обеспечение контроля за соблюдением мер авиационной безопасности на воздушных судах при их техническом и коммерческом обслуживании в промежуточных аэропортах;
- наличие и состояние освещения мест стоянок воздушных судов.
- организация и обеспечение контроля доступа к воздушным судам:
- наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию воздушных судов, пропусков (тархеток) с указанием зон допуска и рабочих смен;
- оборудование воздушных судов системами безопасности:
- блокирование двери пилотской кабины;
- система скрытой сигнализации;
- разрез в ковровом покрытии;
- оборудование мест для перевозки оружия и боеприпасов;
- обозначение наименее опасных мест на борту воздушных судов для размещения обнаруженного взрывного устройства;
- принятые меры безопасности ВС в условиях повышенной угрозы;
- наличие, состояние и оснащенность специальной стоянки для воздушных судов;
- организация и состояние производства предполетного досмотра воздушных судов:
- наличие перечня мест специального осмотра воздушных судов;
- наличие технологических карт и схем досмотра используемых типов воздушных судов;
- наличие приказа о создании групп досмотра воздушных судов;
- принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушных судов в полете:
- наличие в полетной документации Памятки экипажу воздушных судов по действиям в чрезвычайной обстановке;
- наличие Инструкции о порядке проведения досмотра воздушных судов в полете;
4) Организация предполетного досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала:
- наличие и состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров:
- соответствие оборудования и размещения пунктов досмотра установленным требованиям (в международных секторах - после всех видов контроля);
- наличие и оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра;
- оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра:
- наличие, состояние и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра;
- организация обслуживания и ремонта технических средств досмотра;
- укомплектованность групп досмотра обученными специалистами:
- профессиональная подготовленность и наличие сертификатов;
- знание специалистами групп основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;
- наличие должностных инструкций специалистов групп досмотра;
- наличие и соответствие установленным процедурам утвержденной Технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади:
- специальные процедуры досмотра (ручной и выборочный досмотр, отказ от прохождения досмотра, досмотр в частном порядке);
- досмотр пассажиров, следующих транзитом или пересаживающихся на другие рейсы;
- наличие и состояние информации для пассажиров о порядке досмотра;
- наличие, состояние и оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций;
- принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий (требования об уведомлении, меры и процедуры обеспечения безопасности):
- высокопоставленные лица и дипломаты;
- правительственные курьеры и дипломатические вализы;
- лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций;
- охрана высокопоставленных представителей правительства;
- сотрудники службы безопасности на борту воздушных судов;
- инвалиды;
- пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные);
- конвоиры заключенных/депортируемых лиц;
- наличие и состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров;
- порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт воздушных судов:
- исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр;
- организация и состояние досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала аэропорта, авиапредприятия и эксплуатанта;
- соблюдение технологии досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала;
- состояние учета и отчетности по результатам досмотра;
- организация и соблюдение порядка перевозки на борту воздушных судов оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета:
- наличие технологии передачи оружия и боеприпасов экипажу;
- наличие помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов;
- условия доставки на борт воздушных судов оружия и боеприпасов;
- провоз оружия и боеприпасов в пассажирском салоне воздушных судов;
- провоз оружия, хранящегося в недоступных местах воздушных судов;
- наличие Инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета;
5) Организация предполетного досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов:
- организация и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов:
- прием и охрана багажа;
- процедуры досмотра багажа:
- установление принадлежности багажа пассажирам;
- досмотр зарегистрированного багажа;
- трансферный зарегистрированный багаж;
- хранение неправильно обработанного багажа;
- контроль за транспортировкой багажа к воздушным судам;
- процедуры досмотра груза, почты (бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов:
- меры контроля в целях безопасности в обычных условиях;
- меры контроля в период повышенной угрозы;
- процедуры и меры контроля в целях безопасности бортпитания и бортприпасов;
- наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов специальными техническими средствами;
- наличие утвержденной Технологии досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов;
- обеспеченность службы авиационной безопасности техническими средствами обеспечения авиационной безопасности:
- использование специальных технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажей воздушных судов и наземного персонала:
- виды и типы используемых технических средств досмотра;
- участки их применение;
- использование технических устройств и служебных собак для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ);
- использование инженерно-технических средств охраны:
- виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны;
- объекты применения инженерно-технических средств охраны;
- наличие и оснащенность пунктов контроля, у процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны;
- порядок эксплуатации и технического обслуживания технических средств обеспечения авиационной безопасности;
6) Организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации:
- наличие и деятельность аэропортовой комиссии по авиационной безопасности:
- наличие утвержденного Положения об аэропортовой комиссии;
- состав аэропортовой комиссии;
- наличие планов работы аэропортовой комиссии;
- наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА:
- наличие инструкций выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций (действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата, захвата воздушных судов, диверсий и угроз применения взрывных устройств):
- наличие согласованного Плана проведения операции "Набат" и его соответствие требованиям межведомственного Приказа от 10.01.95;
- порядок эвакуации пассажиров и проведения досмотра воздушных судов на земле в случае угрозы применения взрывных устройств;
- аэронавигационное обслуживание воздушных судов, подвергшихся актам незаконного вмешательства;
- специальные меры по обеспечению авиационной безопасности, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников Заявителя;
- наличие командного пункта (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций:
- состав и структурная схема оперативного штаба;
- установленный порядок (схема) оповещения и связи;
- наличие, состояние и использование средств связи;
- оснащенность КП средствами обеспечения деятельности;
- установленный порядок приведения в действие оперативного штаба;
- наличие и готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций. Координация их действий. Организация и учет проведения занятий, тренировок и учений. Учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер авиационной безопасности с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку, и периодичность проведения тренировок);
- планирование и проведение учебных мероприятий по практической отработке мер авиационной безопасности взаимодействующими службами аэропорта и заинтересованными министерствами и ведомствами.
5.4.8. По результатам инспекционной проверки оформляется Акт инспекционной проверки и Заключение к Акту инспекционной проверки.
5.4.9. Акт инспекционной проверки составляется в произвольной форме применительно к вопросам пункта 5.4.7 и Карты инспекционной проверки, приведенной в Приложении 5 данного Положения.
В Акте отражается следующая информация:
- основание, цели, сроки проведения инспекционной проверки и состав инспекционной группы (комиссии);
- задачи и программа инспекционной проверки;
- проверяемые сферы деятельности по обеспечению авиационной безопасности;
- результаты инспекционной проверки состояния авиационной безопасности;
- замечания, предложения и рекомендации комиссии по результатам инспекционной проверки (по конкретным ее разделам);
- выводы и Заключение о состоянии авиационной безопасности Заявителя.
5.4.10. В Заключении к Акту инспекционной проверки отражается:
- соответствие (или несоответствие) Организации-Заявителя предъявляемым сертификационным требованиям по обеспечению авиационной безопасности;
- рекомендации о возможности выдачи Заявителю испрашиваемого Сертификата соответствия в соответствии с указанными в Заявке сферами деятельности;
- необходимость предварительного устранения выявленных при проверке недостатков с проведением дополнительной инспекционной проверки или внесения в Сертификат соответствия ограничительных записей по соответствующим сферам деятельности;
- целесообразные сроки проведения очередного планового инспекционного контроля сертифицируемой Организации;
- мотивированный отказ в выдаче Сертификата соответствия.
Ответственность за непосредственное проведение инспекционной проверки и оформление ее результатов возлагается на руководителя инспекционной группы.
5.4.11. Акт инспекционной проверки подписывается Председателем комиссии (руководителем инспекционной группы), экспертами ССВТ и утверждается Руководителем Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ.
5.4.12. В случае выявления отступлений от сертификационных требований, которые не влекут за собой нарушений в обеспечении авиационной безопасности, Руководитель Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ может направить Заявителю Предписание об устранении недостатков с указанием срока доклада о ходе их устранения.
5.4.13. Акт инспекционной проверки оформляется в трех экземплярах.
Первый экземпляр Акта инспекционной проверки и заключение к нему представляются в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ.
Второй экземпляр передается Заявителю.
Третий экземпляр направляется территориальному органу ФАС России (по территориальной принадлежности Заявителя).
5.5. Оформление результатов сертификации
5.5.1. Итоговым документом по сертификации авиационной безопасности Организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, является Комплексное заключение по результатам сертификации, утверждаемое в РО ССВТ, и Сертификат соответствия.
5.5.2. Комплексное заключение по сертификации формирует Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ на основании рассмотрения положительного Заключения по документации Заявителя и положительного Акта инспекционной проверки Заявителя, представленного инспекционной группой (комиссией) ССВТ и утверждается членом Управляющего совета Руководящего органа ССВТ - заместителем директора Федеральной авиационной службы России.
5.5.3. Оформление, регистрация и выдача Сертификата соответствия и производятся Органом по сертификации авиационной безопасности ССВТ или Региональным органом сертификации ССВТ, проводившим сертификацию данной Организации (ее службы авиационной безопасности). Основанием для этого является утвержденное Комплексное заключение по результатам сертификации.
5.5.4. Сертификат соответствия Организации, осуществляющей деятельность в области обеспечения авиационной безопасности (далее - Сертификат соответствия, или Сертификат), является официальным документом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, удостоверяющим соответствие указанной в нем Организации требованиям действующих нормативных документов по авиационной безопасности применительно к конкретной сфере деятельности в области обеспечения авиационной безопасности и вида выполняемых работ.
5.5.5. Для Организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, не являющихся юридическими лицами (службы авиационной безопасности авиапредприятий), также оформляется Сертификат соответствия о признании ее соответствия требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к обеспечению авиационной безопасности в заявленной сфере деятельности, который включается в перечень доказательной документации при сертификации Организации, являющейся юридическим лицом.
5.5.6. Форма Сертификата соответствия Организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, устанавливается Руководящим органом системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации и соответствует Приказу ФАС России от 10.04.97 N 73.
Неотъемлемой частью Сертификата соответствия является таблица соответствия.
5.5.7. Бланки Сертификатов соответствия являются документами строгой отчетности и имеют сквозную нумерацию, выполненную типографским способом.
Хранение бланков Сертификатов соответствия, правила их выдачи и учета регулируются соответствующими положениями.
5.5.8. Сертификат соответствия регистрируется в установленном порядке в соответствующем Реестре сертифицируемых по авиационной безопасности Организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности, в Органе по сертификации авиационной безопасности ССВТ, проводившем сертификацию данной Организации.
5.5.9. Сертификаты соответствия вступают в силу с момента их регистрации в соответствующем Реестре.
5.5.10. Сертификат соответствия выдается на срок до 3-х лет и хранится у Заявителя - в Организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области авиационной безопасности.
Копия выданного Сертификата соответствия хранится в Органе по сертификации авиационной безопасности ССВТ, проводившем сертификацию данной Организации.
5.5.11. В Сертификате соответствия устанавливается дата прекращения его действия. За 30 дней до истечения срока действия Сертификата соответствия Владелец сертификата (руководитель Организации) должен обратиться в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ, выдавший Сертификат соответствия данной Организации с Заявкой о его продлении. Порядок продления срока действия Сертификата соответствия изложен в Главе 8 данного Положения.
5.5.12. При неудовлетворительных результатах инспекционной проверки, отраженных в Акте инспекционной проверки и заключении к нему, Сертификат соответствия Заявителю не выдается. Мотивированный отказ в выдаче Сертификата соответствия направляется Органом по сертификации авиационной безопасности ССВТ Заявителю в пятидневный срок после принятия такого решения.
5.5.13. Заявитель, получивший отказ в выдаче Сертификата соответствия, имеет право повторно обратиться в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ не ранее чем через 6 месяцев с момента оформления отказа на предыдущую Заявку.
5.5.14. Региональные органы по сертификации ССВТ, имеющие в соответствии со своей областью аккредитации право сертифицировать авиационную безопасность, два раза в год, по состоянию на первое января и первое июля, направляют в установленном порядке в РО ССВТ сводные данные по сертифицированным ими по авиационной безопасности Организациям (копии таких данных направляются в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ (ОСАБ ССВТ).