МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"

ПИСЬМО
от 5 декабря 2023 г. N 20-04-1/20083-СЛ

ФАУ "Главгосэкспертиза России", рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 33 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр (далее - Методика N 326/пр), при расчете индексов изменения сметной стоимости строительства (далее - Индексы) стоимость материальных ресурсов учитывается в региональном текущем уровне цен.

При расчете Индексов в случае отсутствия необходимых строительных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (ценовой зоны субъекта Российской Федерации) используются отпускные цены ближайших Поставщиков материальных ресурсов и (или) оборудования, расположенных в других субъектах Российской Федерации (ценовых зонах субъектов Российской Федерации), с учетом стоимости их доставки на территорию субъекта Российской Федерации (ценовой зоны субъекта Российской Федерации) для которого(ой) разрабатываются Индексы (пункт 76, подпункт "а" пункта 77 Методики N 326/пр). Кроме того, вне зависимости от расположения Поставщиков материальных ресурсов и (или) оборудования при расчете Индексов учитывается доставка на усредненное расстояние до 30 километров автомобильным транспортом в пределах субъекта Российской Федерации (или ценовой зоны Российской Федерации) для которого(ой) разрабатываются Индексы (подпункт "е" пункта 33 Методики N 326/пр).

Указанные положения Методики N 326/пр означают, что Индексами учтена текущая стоимость материальных ресурсов и оборудования, действующая для всей территории ценовой зоны, а также затраты по их перевозке на усредненное расстояние (30 километров) по территории ценовой зоны.

Согласно пункту 63 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), при соответствующем обосновании в проектной и (или) иной технической документацией при определении дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование и Индексами, при составлении локального сметного расчета (сметы) затраты на перевозку грузов для строительства, учтенные сметными ценами и Индексами, исключаются, а затраты на перевозку грузов для строительства (по территории ценовой зоны в которой расположен объект строительства) на расстояние, указанное в проектной и (или) иной технической документации (далее - дополнительное расстояние), включаются с учетом объема перевозимых грузов.

При определении дополнительного расстояния следует учитывать расположение склада поставщика строительного ресурса. При этом, если склад поставщика и объект строительства расположены в разных ценовых зонах, тогда проектное расстояние определяется как расстояние от границы ценовой зоны в которой расположен объект строительства по пути следования от склада поставщика до объекта строительства по наиболее оптимальному варианту доставки, а в тех случаях, когда склад поставщика и объект строительства расположены в одной ценовой зоне, тогда проектное расстояние определяется как расстояние от склада поставщика до объекта строительства по наиболее оптимальному варианту доставки.

Для определения затрат на перевозку грузов для строительства в условиях, когда маршрут следования пролегает по автомобильным дорогам с разными типами дорожного покрытия, рекомендуем руководствоваться схемой учета данных затрат при которой в локальном сметном расчете отдельными строками учитывается стоимость перевозки на дополнительное расстояние для каждого вида дорожного покрытия с умножением объема перевозимого груза на долю протяженности автомобильных дорог с соответствующим типом дорожного покрытия в дополнительном расстоянии. При этом в описании транспортной схемы, приведенной в проекте организации строительства и (или) иной технической документации, должна быть указана протяженность участков автомобильной дороги по каждому типу дорожного покрытия.

В соответствии с пунктом 91 Методики N 421/пр сметная стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен, информация о которых отсутствует во ФГИС ЦС, определяется на основании расчета с учетом данных о расстоянии перевозки, классе груза, типе(-ах) транспорта, наличии погрузочно-разгрузочных работ и прочих условий транспортировки, по составляющим единичных расценок, сведения которых включены в ФРСН.

При отсутствии соответствующих составляющих единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН, транспортные затраты могут определяться по результатам конъюнктурного анализа в соответствии с пунктами 13 - 21 Методики N 421/пр на основании данных о текущей стоимости таких услуг, полученных от не менее чем 2 (двух) производителей и (или) поставщиков данных услуг. В случае оказания услуг, связанных с перевозкой грузов, производителем и (или) поставщиком материальных ресурсов и оборудования, допускается определение их текущей стоимости на основании данных о цене указанных услуг по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику.

Пример оформления конъюнктурного анализа по ценам услуг, связанным с перевозкой грузов для строительства, может будет подготовлен и размещен в ФГИС ЦС в ближайшее время.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность учета полного комплекса затрат по доставке грузов на объект строительства с учетом специфических особенностей региона строительства.

С.В.ЛАХАЕВ