ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 2 августа 2010 г. N 09/753

О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулировании) под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Законом о саморегулировании не ограничивается право создания субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации в зависимости от осуществляемого вида деятельности.

При этом объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

В настоящее время обязательное саморегулирование предусмотрено следующими нормативными правовыми актами:

- Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

- Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";

- Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";

- Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

- Федеральным законом от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных".

2. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о саморегулировании, некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 20 указанного Закона, сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, являются открытыми и общедоступными.

В соответствии со статьей 7 Закона о саморегулировании, саморегулируемая организация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обязана обеспечить доступ к информации о составе своих членов.

Таким образом можно установить, является ли субъект предпринимательской или профессиональной деятельности членом саморегулируемой организации и если является, то какой саморегулируемой организации.

В случае если указанную информацию по каким-либо причинам не удалось получить, ФАС России вправе включить в приказ о проведении проверки требование о предоставлении информации о членстве проверяемого лица в саморегулируемой организации.

3. В соответствии с частью 18 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

При этом в Законе N 294-ФЗ не установлен срок уведомления саморегулируемой организации о проведении в отношении члена такой организации внеплановой выездной проверки, в связи с чем, по мнению Правового управления, уведомление саморегулируемой организации о проведении в отношении члена такой организации внеплановой выездной проверки возможно в срок, аналогичный сроку уведомления проверяемого лица, в случае, если до начала проведения проверки установлено, что проверяемое лицо является членом саморегулируемой организации.

В случае отсутствия такой информации уведомление саморегулируемой организации может быть осуществлено после начала проведения проверки и получения информации от проверяемого лица о членстве в саморегулируемой организации.

При проведении проверки, предметом которой является соблюдение требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", уведомление саморегулируемой организации, членом которой является проверяемое лицо, необходимо осуществлять после начала проведения проверки.