ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 16 сентября 2015 г. N ЦА/49542/15

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ СТАНДАРТА
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 05.09.2015 N 1738-Р

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р утверждена новая редакция Стандарта развития конкуренции в Российской Федерации (далее - стандарт).

Основные отличия новой редакции стандарта от старой в следующем.

1. Структурные изменения документа заключаются в замене "требований" стандарта на разделы.

2. Новый стандарт усиливает акцент на региональной специфике субъекта Российской Федерации. Так, согласно подпункту "а" пункта 2 раздела I стандарта он разработан в том числе в следующих целях: "установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики".

Обращаем внимание, что положение старой редакции стандарта о числовых значениях целевых показателей в отношении рынков, включенных в перечень, оставлено без изменений. Согласно пункту 22 раздела IV стандарта "При формировании перечня социально значимых рынков в первую очередь в него включается обязательный перечень рынков, предусмотренных приложением к стандарту, в отношении которых целесообразно придерживаться установленных числовых значений целевых показателей либо устанавливать числовые значения целевых показателей с учетом региональной специфики".

3. Старая редакция стандарта предусматривала участие органов местного самоуправления в реализации отдельных требований стандарта. Так, согласно абзацу 6 пункта 3 требования 4 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в том числе "определяют принципы и порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации "дорожной карты".

Вместе с тем участие органов местного самоуправления в содействии внедрению стандарта, предусмотренное в новой редакции стандарта, значительно расширено. Так, стандартом (а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 N 570-р в редакции распоряжения от 10.02.2015 N 570-р) предусмотрено заключение соглашения (меморандума) между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления о внедрении в субъекте Российской Федерации стандарта. В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при внедрении ими стандарта в субъекте Российской Федерации (пункт 4 раздела I стандарта). Участие органов местного самоуправления предусмотрено во всех основных мероприятиях внедрения стандарта.

4. Значительно расширен перечень лиц, включаемых в коллегиальный орган, осуществляющий рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации (раздел III стандарта). Кроме того, если согласно старой редакции стандарта представители территориального органа ФАС России принимали участие в заседаниях Коллегиального органа только в качестве приглашенных (пункт 4 требования 2 старой редакции стандарта), то в соответствии с новой его редакцией представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службы, могут являться членами отдельных специализированных групп по направлениям, а также принимают участие в заседаниях коллегиального органа в качестве приглашенных (пункт 14 раздела III стандарта).

5. Расширен перечень рынков обязательных для включения в перечень социально значимых рынков субъекта Российской Федерации, определенных приложением к стандарту "Перечень мероприятий по содействию развитию конкуренции и по развитию конкурентной среды субъекта Российской Федерации".

В старой редакции в приложении к стандарту содержалось 6 рынков и 3 системных мероприятия; в новой редакции - 11 рынков и 6 системных мероприятий. В этой связи, в тех субъектах Российской Федерации, в которых утвержден перечень социально значимых и приоритетных рынков, в указанный документ органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо внести соответствующие изменения.

Перечни рынков обязательных для включения в перечень социально значимых рынков субъекта Российской Федерации, определенных приложениями к новой и старой редакции стандарта

Перечень рынков новой редакции приложения к стандарту
Перечень рынков старой редакции приложения к стандарту
1. Рынок услуг дошкольного образования
1. Рынок услуг дошкольного образования
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
2. Рынок медицинских услуг
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
3. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
4. Рынок медицинских услуг
4. Розничная торговля
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
5. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
6. Рынок услуг в сфере культуры
6. Рынок услуг связи
7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
8. Розничная торговля
9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
10. Рынок услуг связи
11. Рынок услуг социального обслуживания населения
Системные мероприятия по развитию конкурентной среды в субъекте РФ
Системные мероприятия новой редакции приложения к стандарту
Системные мероприятия старой редакции приложения к стандарту
1. Развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок хозяйствующих субъектов Российской Федерации, доля субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет более 50 процентов, в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектов МСП
1. Развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных закупок
2. Совершенствование процессов управления объектами государственной собственности субъекта Российской Федерации
2. Совершенствование процессов управления объектами государственной собственности субъекта Российской Федерации
3. Ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию
3. Создание условий для развития конкуренции на рынке строительства
4. Обеспечение и сохранение целевого использования государственных (муниципальных) объектов недвижимого имущества в социальной сфере
5. Содействие развитию практики применения механизмов ГЧП, в том числе практики заключения концессионных соглашений в социальной сфере
6. Содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций

6. Согласно старой редакции стандарта "дорожная карта" разрабатывается на основе результатов мониторинга (пункт 2 требования 4 старой редакции стандарта). В соответствии же с пунктом 29 раздела V стандарта "Мероприятия (в том числе системные), предусмотренные "дорожной картой", для рынков, предусмотренных приложением к стандарту, могут разрабатываться до выполнения проведения мониторинга".

7. Существенно расширены и уточнены положения стандарта о направлениях системных мероприятий "дорожной карты" (пункт 32 раздела V стандарта).

В части оптимизации процедур государственных и муниципальных закупок уточнена доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования (50 и более процентов) в хозяйствующих субъектах, на которых распространяются системные мероприятия при осуществлении ими закупок товаров, работ и услуг.

Обращаем внимание, что абзац 4 подпункта "а" пункта 4 требования 4 старого стандарта "введение механизма централизации закупок, в частности для учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта" в новой редакции стандарта отсутствует.

8. Согласно подпункту "д" пункта 47 раздела VI стандарта "По результатам проведенного мониторинга уполномоченный орган подготавливает доклад, содержащий в том числе: "предложения об улучшении эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области развития конкуренции...".

Таким образом, территориальному органу ФАС России необходимо учитывать, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам каждого календарного года будет давать оценку деятельности территориального органа ФАС России, в том числе в части содействия внедрению стандарта на территории региона.

В соответствии с пунктом 50 раздела VI стандарта "Материалы доклада могут использоваться Федеральной антимонопольной службой... при подготовке предложений в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, утверждение (принятие) которых позволит повысить развитие конкуренции и улучшить условия ведения бизнеса в Российской Федерации.".

Территориальные органы на основе опыта регионов по внедрению стандарта в случае наличия предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, направляют указанные предложения в ФАС России.

9. Стандарт дополнен важным полномочием уполномоченного органа субъекта Российской Федерации: "организует проведение и (или) проводит не реже 2 раз в год обучающие мероприятия и тренинги для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции" (подпункт "д" пункта 9 раздела II стандарта). В этой связи представляется целесообразным в инициативном порядке предложить уполномоченному органу субъекта Российской Федерации тематику выступлений представителей территориального органа ФАС России на указанных мероприятиях.

10. Раздел "Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью естественных монополий" претерпел существенные изменения.

С учетом передачи функций тарифного регулирования в ведение ФАС России просим особое внимание обратить на положения этого раздела.

В частности, если согласно старой редакции стандарта должен быть обеспечен обязательный учет мнения потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий при осуществлении тарифного регулирования, а также при согласовании и утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий, схем территориального планирования, генеральных планов поселений и городских округов, то согласно абзацу 3 пункта 53 мнения представителей потребителей "могут быть учтены".

Кроме того, согласно пункту 57 субъектам естественных монополий рекомендуется обеспечить доступность и наглядность в сети "Интернет" информации о свободных резервах трансформаторной мощности и ориентировочные места подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределительных станций, с отображением на географической карте субъекта Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Примерные рекомендации по участию территориального органа ФАС России в рамках своей компетенции в содействии внедрению стандарта, ранее направленные в территориальные управления письмом ФАС России от 18.06.2015 N ЦА/30247/15, не входят в противоречие с положениями новой редакции стандарта, так как их подготовка осуществлялась в процессе участия ФАС России в работе над новой редакцией стандарта.

А.Г.ЦЫГАНОВ