ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 23 сентября 2019 г. N РП/83057/19

РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ В РАМКАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

В рамках формирования единообразной практики применения положений Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года N 314, ФАС России направляет разъяснение в части представления в антимонопольный орган уведомления при получении права пользования рыбоводным участком.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года N 314 утверждены Правила осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов (далее - Правила).

Предметом указанного государственного контроля является соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при совершении лицом (группой лиц) сделок, иных действий, в результате которых оно (они) получает право пользования водными объектами (частью или частями таких водных объектов), находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований.

Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) устанавливает основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями.

Статьей 11 ВК РФ установлено три основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями в зависимости от целей водопользования: на основании договоров водопользования, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов.

Водопользование без предоставления водных объектов осуществляется в том числе в случае использования водного объекта для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) (часть 4 статьи 11 ВК РФ).

В свою очередь, аквакультура (рыбоводство) как вид деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, регулируется Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре).

Право использования водного объекта для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) согласно Закону об аквакультуре возникает на основании договора пользования рыбоводным участком по результатам торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, водопользование без предоставления водных объектов для использования водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) регулируется Законом об аквакультуре и не влечет возникновения права пользования данными водными объектами.

В силу пункта 1.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, утвержденного приказом ФАС России от 25.02.2016 N 187/16 (далее - Административный регламент), предметом государственного контроля является соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при совершении лицом (группой лиц) сделок, иных действий, в результате которых оно (они) получает право пользования водными объектами (частью или частями таких водных объектов), находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований.

Согласно пункту 3 Правил под сделкой понимается предоставление лицу (группе лиц) в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования; под иными действиями понимается предоставление лицу (группе лиц) в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также действия лица (группы лиц) в результате которых оно (они) получает право пользования водным объектом.

Таким образом, подконтрольными сделками и действиями по смыслу пункта 2 Правил и пункта 1.4 Административного регламента являются такие сделки и действия, которые влекут непосредственно предоставление лицу (группе лиц) в пользование водных объектов.

Обязанность уведомлять антимонопольный орган о совершении сделок и иных действий в области использования водных объектов возникает в случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, при совершении действий и сделок, указанных в пункте 4 Правил.

Таким образом, предоставление в пользование рыбоводного участка не входит в предмет государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 N 314, и, соответственно, не требует уведомления антимонопольного органа.

Р.А.ПЕТРОСЯН