ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 5 октября 2016 г. N РП/68436/16

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о документах, подтверждающих соответствие предлагаемого участником закупки программного обеспечения требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации могут быть установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Требования к информации и документам, которые должны содержаться в заявке участника закупки при проведении аукциона, установлены статьей 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Вместе с тем, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе применяются с учетом положений нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующий запрет или ограничение.

В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе принято Постановление N 1236, устанавливающее запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФАС России обращает внимание, что Постановлением N 1236 не установлены требования к документам, которые подтверждают соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг запретам, установленным Постановлением N 1236.

На основании изложенного, ФАС России считает неправомерным установление требования о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным Постановлением N 1236, и обращает внимание, что отклонение заявок в связи с отсутствием такого документа не соответствует положениям законодательства о контрактной системе.

При этом, как следует из письма Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 09.08.2016 N П11-1-196-16221, в соответствии с пунктом 37 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением N 1236 (далее - Правила), сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Пунктом 38 Правил предусмотрено, что доступ к сведениям, содержащимся в реестре, обеспечивается путем размещения сведений на официальном сайте, и предоставления оператором реестра безвозмездно по запросам заинтересованных лиц.

На основании изложенного, любое заинтересованное лицо, в том числе заказчик, вправе ознакомиться со сведениями, размещенными в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, по мнению ФАС России, установление требования о предоставлении в составе заявки выписки из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных является неправомерным и содержит в себе признаки нарушения Закона о контрактной системе.

Р.А.ПЕТРОСЯН