ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 17 апреля 2023 г. N ПИ/29335/23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России рассмотрела обращение по вопросам осуществления закупки услуг по охране в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и сообщает следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственной охраной является совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ) Социальный фонд России создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

Согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" Социальный фонд России не входит в категорию объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность.

В соответствии со статьей 26 Закона о ведомственной охране, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" и Уставом ФГУП "Охрана" Росгвардии, утвержденным Приказом Росгвардии от 12.05.2021 N 165 "Об утверждении Устава федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и некоторых вопросах организации его деятельности", ФГУП "Охрана" Росгвардии имеет право оказывать услуги ведомственной охраны объектов, подлежащих ведомственной охране, независимо от ведомственной принадлежности этих объектов.

При этом ФАС России отмечает, что правительственными нормативными актами, утверждающими соответствующие положения о ведомственной охране, в отношении подразделений ведомственной охраны установлены ограничения на осуществление охранной деятельности только в отношении объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Таким образом, установление требования, в соответствии с которым участниками закупки могут быть как учреждение войск национальной гвардии Российской Федерации, так и частные охранные организации, правомерно.

По вопросу правомерности объединения при проведении закупочных процедур услуг по оказанию физической и пультовой охраны, а также монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны в один лот ФАС России сообщает следующее.

Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной деятельности) предусмотрено право охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Согласно пункту 3 абзаца 3 статьи 3 Закона о частной детективной деятельности установлен перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, включающий, в том числе, охрану объектов и (или) имущества как самостоятельный вид услуги, а также охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.

Для оказания вышеуказанных услуг организации должны соответствовать специальным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 498).

При этом проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны может предоставляться как отдельная услуга, к которой не применяются требования, установленные Постановлением N 498, и оказание которой в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться без наличия какого-либо разрешения. Хозяйствующие субъекты, оказывающие данную услугу, не имеют лицензий в сфере частной охранной деятельности и, соответственно, не осуществляют непосредственно охрану объектов и (или) имущества.

Таким образом, по мнению ФАС России, объединение в один лот услуг по оказанию физической и пультовой охраны может привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность участвовать в закупке.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия, исходя из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики конкретной закупки и заявок участников закупки.

П.В.ИВАНОВ