ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 декабря 2014 г. N КА/55100/14
О РАССМОТРЕНИИ
ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЯ
ПРИБОРОВ УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
ФАС России рассмотрела обращение РЭК Краснодарского края по вопросу осуществления перепрограммирования приборов учета электрической энергии и сообщает следующее.
1. Касаемо возврата денежных средств гражданам за услуги по перепрограммированию сообщаем.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие непредставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо учитывать, что в соответствии со статьями 1095 - 1097 ГК РФ, пунктом 3 статьи 12 и пунктами 1 - 4 статьи 14 Закона о защите прав потребителей такой вред подлежит возмещению продавцом (исполнителем, изготовителем либо импортером) в полном объеме независимо от их вины (за исключением случаев, предусмотренных, в частности, статьями 1098, 1221 ГК РФ, пунктом 5 статьи 14, пунктом 6 статьи 18 Закона о защите прав потребителей) и независимо от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов).
Учитывая, что возмещение убытков квалифицируется судом как нарушение законодательства о защите прав потребителей, представление разъяснений в части порядка возврата оплаченных денежных средств за услуги по перепрограммированию не относится к компетенции ФАС России.
2. Касаемо осуществления работ по перепрограммированию сообщаем.
24 декабря 2014 г. Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым подписано постановление N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" (далее - постановление N 1465), разработанное Минстроем России.
В соответствии с положениями постановления N 1465 действия по перепрограммированию выполняются исполнителями коммунальных услуг, гарантирующими поставщиками и территориальными сетевыми организациями без взимания платы с потребителей.
При этом данный документ регулирует вопрос расчета платы за потребленную электрическую энергию, в случае если прибор учета до настоящего времени не перепрограммирован. В частности, пункт 3 постановления N 1465 устанавливает, что при расчетах размера платы за электрическую энергию после перепрограммирования приборов учета принимаются фактические показания приборов учета до процедуры перепрограммирования.
По мнению ФАС России, взимание ресурсоснабжающими организациями платы за перепрограммирование приборов учета может привести к увеличению платы за потребленные гражданами энергетические ресурсы, что в свою очередь повлечет нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей.
3. Касаемо сроков осуществления работ по перепрограммированию сообщаем.
Действующим законодательством сроки перепрограммирования приборов учета не регламентированы.
При этом, в соответствии с пунктом 2 постановления N 1465, затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период начиная со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.
А.Ю.КИНЕВ