8. Состав имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и предприятиями, заключение договоров в отношении которого осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
8. Состав имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и предприятиями, заключение договоров в отношении которого осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам торгов.
8.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из вышеизложенного, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе в виде задания собственника и определения целей деятельности учреждения, а также назначения переданного в оперативное управление имущества.
Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
8.2. В соответствии с частью 1 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за казенными предприятиями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
8.3. В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия не вправе распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника.
Таким образом, положения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров только в отношении недвижимого государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
8.4. Часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень организаций, закрепленное за которыми на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственное или муниципальное имущество должно предоставляться по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов). К данным организациям относятся:
1) государственные или муниципальные унитарные предприятия, за которыми государственное или муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
2) государственные или муниципальные бюджетные учреждения, за которыми государственное или муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника.
Таким образом, требования части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи заключения автономными учреждениями договоров по передаче государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной помощью, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, любое предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.11.06 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Следовательно, передача автономным учреждением хозяйствующему субъекту имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной.
В связи с тем, что получение хозяйствующим субъектом во владение и (или) пользование имущества рассматривается антимонопольным органом как получение преимущества, собственник имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований статей 19, 20 Закона о конкуренции.
В случае если собственник имущества автономного учреждения дал согласие на передачу имущества хозяйствующему субъекту, определенному по результатам публичных процедур (торгов), то такая передача в силу пункта 1 части 2 статьи 19 Закона о конкуренции не требует письменного согласия антимонопольного органа, поскольку не рассматривается в качестве государственной или муниципальной помощи.
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставляющие отдельному хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) государственное или муниципальное имущество в приоритетном порядке.
Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на передачу автономными учреждениями государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов, - торгов (конкурсов, аукционов).