ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 августа 2015 г. N ИА/44943/15
О РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ
ПО ПОСТАВКАМ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
По имеющейся в ФАС России информации и результатам выборочных проверок, проведенных ФАС России в ряде субъектов Российской Федерации, в настоящее время сложилась практика заключения соглашений между региональными органами исполнительной власти и поставщиками минеральных удобрений о сотрудничестве по поставкам минеральных удобрений для агропромышленного комплекса региона (далее - Соглашения).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Ответственность за нарушение установленных запретов для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций предусмотрена частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
С целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства при заключении подобных соглашений ФАС России обращает внимание на недопустимость включения в Соглашения положений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
К таким положениям Соглашений могут относиться:
- установление соглашением цены поставки минеральных удобрений и/или размера наценки при их реализации, либо обязательства по их согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- фиксация объемов поставок минеральных удобрений в соответствующий субъект Российской Федерации хозяйствующим субъектом, являющимся стороной соглашения;
- обязательства по реализации мероприятий, направленных на недопущение сельскохозяйственными товаропроизводителями перепродаж (вывоза) реализуемых в соответствующем субъекте Российской Федерации минеральных удобрений в другие регионы Российской Федерации или на экспорт;
- представление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации, дающей конкурентные преимущества соответствующему поставщику указанного товара.
С учетом изложенного, предлагаем привести действующие Соглашения в соответствие антимонопольному законодательству.
В случае возникновения дополнительных вопросов по положениям действующих или планируемых к заключению соглашений, рекомендуем обращаться в ФАС России или соответствующее территориальное управление ФАС России для получения необходимых разъяснений.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ