ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 марта 2016 г. N ИА/19785/16

О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА ФАС РОССИИ ОТ 13.10.2015
N 955/15 "О КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
АППАРАТА ФАС РОССИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФАС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

В связи с поступающими вопросами, на основании пункта 5.4 положения о Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 и пункта 9.1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы", а также с целью формирования единообразной практики ФАС России направляет территориальным органам для использования в работе информационное письмо о порядке применения приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

1. По вопросу осуществления контрольных функций в отношении закупок, предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

11.11.2015 Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Приказ о координации деятельности).

Согласно пункту 1.3 Приказа о координации деятельности территориальным органам ФАС России надлежит передавать для рассмотрения в центральный аппарат ФАС России жалобы, обращения (информацию) для проведения внеплановых проверок, обращения о включении информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок для федеральных нужд в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Таким образом, в случае если в жалобе, обращении, информации в качестве заказчика поименовано бюджетное учреждение, автономное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие, на стадии подготовки к рассмотрению такой жалобы, обращения, информации территориальным органам следует установить: осуществляется ли закупка в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе. Для установления данного факта рекомендуется изучить информацию по закупке, размещенную в единой информационной системе во вкладке "Регистрационные данные организации" - "Полномочия организации", а также положения документации о закупке, в том числе проекта контракта для установления правового статуса организации.

Таким образом, в случае установления территориальным органом факта передачи в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти полномочий заказчика бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, поступившие жалобы, обращения, информация подлежат направлению для рассмотрения в центральный аппарат ФАС России.

2. По вопросу рассмотрения обращений о согласовании применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок путем проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 3, 4 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случае:

- заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

- закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

В целях реализации части 3 статьи 84, пунктов 24, 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 установлен порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В связи с указанным, Приказом о координации деятельности установлена подведомственность по рассмотрению указанных обращений между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами.

В соответствии с пунктом 5 Приказа о координации деятельности рассмотрение обращений о согласовании применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок путем проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется центральным аппаратом ФАС России.

Таким образом, при получении обращений, поименованных в пункте 5 Приказа о координации деятельности, территориальный орган осуществляет их передачу по подведомственности в центральный аппарат ФАС России.

При этом, согласно пункту 6 Приказа о координации деятельности передача обращений осуществляется в срок не позднее следующего рабочего дня после дня их поступления. Копия обращения со всеми имеющимися приложениями направляются факсимильной связью или электронной почтой, оригинал обращения, а также все имеющиеся приложения направляются в центральный аппарат ФАС России почтовой связью.

Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ