ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 ноября 2006 г. N ИА/18933

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ФАС России рассмотрела обращение с просьбой разъяснить порядок применения положений главы 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) о предоставлении государственной помощи при осуществлении органами службы занятости субъектов Российской Федерации полномочий по оказанию услуг в области содействия занятости населения Российской Федерации, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), вступающей в силу в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Закон о внесении изменений) в 2007 году, и сообщает.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Государственная помощь в соответствии с полномочиями органов государственной власти может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, в частности, в целях социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения. При этом ее предоставление не должно вести к устранению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).

При этом согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Государственные нужды - обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) за счет средств федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации) и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), в том числе для реализации федеральных (региональных) целевых программ (часть 1 статьи 3 Закона о размещении заказов).

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и в этих целях, в частности, осуществляет создание государственной службы занятости населения (абзац 5 статьи 14 Закона о занятости населения, пункт 6 статьи 1 Закона о внесении изменений).

Полномочия, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения, осуществляют органы службы занятости субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона о внесении изменений (пункт 2 статьи 15 Закона о занятости населения).

Таким образом, услуги в области содействия занятости населения Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона о внесении изменений, подпункт 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения) оказываются органами службы занятости субъектов Российской Федерации во исполнение государственной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Закона о занятости населения (пункт 4 статьи 1 Закона о внесении изменений) средства на осуществление указанных в пункте 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, привлечение в случае необходимости физических и юридических лиц в целях непосредственной практической реализации данных полномочий следует рассматривать как потребность субъектов Российской Федерации в их услугах, т.е. государственные нужды, которые осуществляются в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Учитывая изложенное, осуществляемые органами службы занятости субъектов Российской Федерации полномочия по оказанию услуг в области содействия занятости населения, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения (пункт 4 статьи 1 Закона о внесении изменений), не являются предоставлением государственной помощи и не регулируются положениями главы 5 Закона о защите конкуренции.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ