ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 10 декабря 2014 г. N АК/50597/14

О БАНКОВСКОЙ ТАЙНЕ

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение по вопросу правомерности направления территориальными органами ФАС России кредитным организациям запросов информации, составляющей банковскую тайну, и сообщает.

На антимонопольные органы Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и иными нормативными правовыми актами возложены, в том числе, функции по выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер для прекращения данных нарушений и привлечения к ответственности за эти нарушения.

Для реализации таких функций, в том числе, частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам предоставлено право запрашивать у коммерческих организаций и иных лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции для коммерческих организаций и иных лиц установлена обязанность представлять антимонопольному органу по его мотивированному требованию необходимые ему в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.

Нормы об обязанности соблюдения антимонопольным органом получаемой при реализации возложенных на них функций коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также об ответственности за ее разглашение установлены статьей 26 Закона о защите конкуренции.

ФАС России считает, что названные положения Закона о защите конкуренции не противоречат требованиям иных законодательных актов в части, касающейся правил работы со сведениями, составляющими банковскую тайну.

Так, согласно пункту 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Одновременно пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса установлено, что государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" также установлено, что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Случаи и порядок предоставления антимонопольным органам сведений, составляющих любую охраняемую законом тайну, статьей 25 Закона о защите конкуренции предусмотрены, а их непредставление по мотивированному запросу антимонопольных органов, если они необходимы для реализации возложенных на антимонопольные органы полномочий, противоречит данной норме Закона о защите конкуренции и влечет административную ответственность, установленную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно ФАС России отмечает, что судебная практика (в том числе акты по судебным делам N А69-1711/2011 и N А71-8856/2012) подтверждает, что при наличии мотивов для получения соответствующей информации в целях реализации своих полномочий антимонопольный орган вправе запрашивать и получать документы и информацию без ограничений по срокам, составу и объему, в том числе сведения, составляющие банковскую тайну.

При рассмотрении дел о непредставлении кредитными организациями в антимонопольные органы сведений, составляющих банковскую тайну, суды ссылаются на часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой допускается ограничение прав определенных категорий субъектов, в том числе для информационного обеспечения публичных функций, возложенных на антимонопольные органы (в данном случае такое ограничение предусмотрено Законом о защите конкуренции).

Изложенное также свидетельствует о наличии у кредитных организаций обязанности представлять запрошенную антимонопольным органом информацию, в том числе, составляющую банковскую тайну.

В случае если кредитные организации считают, что поступающие в их адрес письма антимонопольных органов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, не соответствуют, в частности, условиям части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, то кредитные организации могут оспорить действия антимонопольных органов по направлению этих писем с соответствующим запросом в судебном порядке.

При этом Федеральная антимонопольная служба просит учитывать содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 8039/12 по делу А12-15018/2011, в котором содержится позиция о том, какие сведения должны быть указаны в запросе антимонопольного органа для признания его соответствующим названным условиям.

А.Б.КАШЕВАРОВ