ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 ноября 2008 г. N АГ/30064

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России рассмотрела обращение по вопросу о разъяснении ситуации, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), и сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа населению).

В соответствии с пунктом 45 Правил поставки газа населению одним из оснований приостановления поставщиком поставки газа абоненту является отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.

При этом в соответствии с пунктом 2 Правил поставки газа населению специализированная организация - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Таким образом, специализированной организацией, с которой абонент обязан заключить договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, может быть только газораспределительная организация. При этом понятие газораспределительной организации в Правилах поставки газа населению отсутствует.

В то же время в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, и в Правилах пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, содержатся два различных определения газораспределительной организации.

Вместе с тем в настоящее время рынок услуг по техническому обслуживанию ВДГО является конкурентным. На рынке оказания соответствующих услуг появляются новые организации, допущенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению данного вида деятельности.

Реализация указанных положений Правил поставки газа населению, по мнению ФАС России, может привести к навязыванию газораспределительными организациями невыгодных для потребителей условий договоров на техническое обслуживание ВДГО, особенно в части цены.

По мнению ФАС России, исполнение Правил поставки газа населению в действующей редакции может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию ВДГО и фактическому "закрытию" рынка соответствующих услуг.

В настоящее время Минрегиону России совместно с заинтересованными органами, в т.ч. ФАС России, поручено рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" в части уточнения понятия специализированной организации с учетом необходимости обеспечения конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию ВДГО путем исключения из определения специализированной организации слов "газораспределительная организация", а также внесения ряда изменений в пункты 44 и 45 Правил поставки газа населению.

О результатах указанного рассмотрения будет сообщено дополнительно.

Также сообщаем, что в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.09.2008 N 172-э/4, затраты собственников газораспределительных систем на техническое обслуживание данных систем, в т.ч. на аварийно-диспетчерские работы, подлежат учету при установлении тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям.

А.Н.ГОЛОМОЛЗИН