ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 12 ноября 2020 г. N 17/99041/20

О РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

При этом в силу части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).

Таким образом, обязанность собственников ТКО заключить договор с региональным оператором императивно установлена действующим законодательством.

Вместе с тем отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323).

В соответствии с пунктом 4.6 Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами N 2.1.7.2790-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.

Таким образом, действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется, и несмотря на то, что медицинские отходы класса А по составу близки к ТКО, из приведенных выше норм законодательства не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО.

Учитывая изложенное, собственники медицинских отходов класса А не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ является правом, а не обязанностью заказчика.

Дополнительно ФАС России сообщает, что если, по мнению заявителя, действия регионального оператора нарушают требования Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), заявитель вправе обратиться с заявлением, указывающим на признаки нарушения антимонопольного законодательства в порядке, установленном статьи 39 Закона N 135-ФЗ.

Начальник
Управления контроля размещения
государственного заказа
А.Ю.ЛОБОВ