III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП

III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП

8. В целях создания эффективного механизма взаимодействия ФОИВ с референтными группами ФОИВ рекомендуется перед началом взаимодействия сформировать общий полный перечень всех референтных групп, соответствующих его деятельности. Для его формирования ФОИВ могут следовать указанному ниже порядку:

8.1. Проанализировать перечень государственных услуг, функций и полномочий ФОИВ с целью идентификации той референтной группы, на которую с наибольшей долей вероятности может повлиять реализация каждой услуги, функции, полномочия; осуществить анализ поступивших в ФОИВ обращений от физических и юридических лиц; по итогам этой работы сформировать сводный перечень референтных групп, сгруппированный по ключевым целям и направлениям деятельности ФОИВ.

8.2. Уточнить сформированный список референтных групп. Для этого ФОИВ рекомендуется: ознакомить структурные подразделения, непосредственно реализующие конкретные функции ФОИВ (оказывающих государственные услуги, курирующих обращения), со сформированным списком; провести консультации с территориальными органами и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы власти субъектов РФ) с целью дополнения перечня референтных групп.

8.3. Обсудить общий перечень референтных групп на заседании общественного совета при ФОИВ (в ходе очного (предпочтительно) или заочного обсуждения).

8.4. Составить перечень участников референтных групп (персонального состава), необходимый для организации адресной работы с референтными группами, в особенности по вопросам, требующим регулярного взаимодействия.

При этом процесс составления перечня участников должен включать:

1) формирование перечня по каждой референтной группе на уровне того структурного подразделения, которое осуществляет функции (оказывает государственные услуги), воздействующие на данную референтную группу;

2) уточнение перечня, сформированного в каждом структурном подразделении, путем проведения консультаций с органами власти субъектов РФ с целью формирования широкой сети участников референтных групп, отражающих, в частности, региональные особенности и интересы;

3) при необходимости создание на официальном сайте ФОИВ формы для самовыдвижения в состав участников референтных групп ФОИВ.

8.5. Разместить утвержденный список референтных групп (без персонального состава участников <1>) на официальном сайте ФОИВ в разделе "Открытое министерство" ("ведомство") (см. Приложение 1) и включить в ведомственный план по реализации Концепции открытости.

--------------------------------

<1> При размещении персонального состава необходимо следовать положениям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

8.6. Осуществлять регулярный (не реже одного раза в год) мониторинг списка референтных групп с целью обеспечения его актуальности.

9. При определении референтных групп ФОИВ рекомендуется учитывать следующие особенности:

а) референтными группами не являются конкретные организации, юридические лица, физические лица, даже в том случае, если они являются значимыми для отрасли и представляют интересы широких социальных или профессиональных групп (такие лица могут выступать в качестве участников);

б) направления деятельности (функции) ФОИВ выступают отправной точкой для определения референтных групп, но сами по себе не могут быть названы референтной группой;

в) каналы взаимодействия (рабочие группы для обсуждения тех или иных проблемных вопросов, общественный совет при ФОИВ, экспертные и консультационные советы при ФОИВ, средства массовой информации и т.п.), используемые ФОИВ для контактов с референтными группами, сами референтными группами в большинстве случаев не являются (например, в качестве референтной группы СМИ целесообразно выделять лишь тем ФОИВ, которые осуществляют административное управление в области связи и массовых коммуникаций (например, Минкомсвязи России), либо для которых СМИ являются непосредственными "потребителями" создаваемых данных (например, Росстат).

10. ФОИВ следует включать в состав референтных групп следующие их категории с учетом их специфических особенностей:

а) население в разбивке по более узким, конкретным категориям (пенсионеры, пациенты, студенты, сельское население и т.п., см. Приложение 2 к методическим рекомендациям). Целесообразно конкретизировать категории граждан для каждого направления государственной политики, поскольку они могут характеризоваться различными интересами и запросами к органам исполнительной власти;

б) территориальные органы, органы власти субъекта РФ, подведомственные ФОИВ бюджетные учреждения и их сотрудники, поскольку ФОИВ непосредственным образом влияют на текущую и перспективную деятельность этих органов и организаций. Одновременно данная категория является важным каналом взаимодействия с другими референтными группами. Это позволяет ФОИВ формировать широкие сообщества участников референтных групп и наилучшим образом доносить до них цели, задачи и результаты своей деятельности, формировать эффективную обратную связь;

в) государственные гражданские служащие - сотрудники ФОИВ. Цель взаимодействия руководства ФОИВ с этой референтной группой - повышение вовлеченности сотрудников в работу ФОИВ и как следствие создание у сотрудников дополнительных мотивационных стимулов к работе и повышению ее эффективности и результативности.

(Примерный перечень основных референтных групп, составленный на основе выборки из планов работы с референтными группами, опубликованных на официальных сайтах ряда ФОИВ, приведен в Приложении 2 к методическим рекомендациям, разбор примеров по их определению и типичные ошибки - в Приложении 3 к методическим рекомендациям).