ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПИСЬМО
от 4 марта 2016 г. N 007-18.2-11/МК-68

ОБ УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях необходимости принятия дополнительных мер для обеспечения надлежащих условий хранения результатов научных трудов, образцов исследований научной организации, включая систематизированный учет результатов научных исследований; обеспечения учета и разделения результатов научной деятельности, осуществляемой за счет различных источников финансирования (в рамках государственного задания, программ Российской академии наук, по грантам государственных научных фондов или в рамках приносящей доход деятельности); по недопущению использования в коммерческих целях результатов научных разработок, затрагивающих стратегические, политические и экономические интересы Российской Федерации, подведомственным ФАНО России организациям необходимо руководствоваться следующим.

I. В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представляют в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.

Порядок предоставления отчетов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах".

Регламентом взаимодействия Федерального агентства научных организаций и федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" по подготовке и предоставлению научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, отчетов о выполнении плана научно-исследовательских работ, утвержденным ФАНО России и Российской академией наук (РАН) 15 января 2015 г., определен порядок формирования и представления подведомственными ФАНО России научными организациями отчетов о выполнении плана научно-исследовательских работ, их рассмотрения отделениями РАН на предмет оценки их содержания, научной и практической значимости и ФАНО России на предмет оценки исполнения государственного задания с учетом экспертного заключения тематического отделения РАН.

II. Согласно статьям 1295, 1370, 1430 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на служебное произведение, служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, служебное селекционное достижение (далее - служебные произведения, результаты интеллектуальной деятельности) и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Учитывая изложенное, все исключительные права на служебные произведения, полученные в ходе выполнения работниками подведомственных ФАНО России организаций своих трудовых обязанностей, принадлежат подведомственным ФАНО России организациям, с которыми авторы служебных произведений состоят в трудовых отношениях.

III. В соответствии со статьей 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Согласно статье 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец возвращается работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю вознаграждения, размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Аналогичные положения Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в отношении селекционного служебного произведения (статья 1430).

IV. При инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности научным организациям необходимо руководствоваться, в частности, положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" (далее - Постановление).

В соответствии с пунктом 9 Положения об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденного Постановлением, учет выявленных результатов научно-технической деятельности при обязательной инвентаризации и инициативной инвентаризации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете и отчетности, об учете федерального имущества, а также нормативными правовыми актами, определяющими порядок учета результатов научно-технической деятельности.

Формирование и ведение единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".

Порядок государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения".

Согласно пункту 56 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;

отсутствие у объекта материально-вещественной формы;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного актива;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Нематериальные активы учитываются на счете 0 102 00 000 "Нематериальные активы".

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденным приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

При создании нематериального актива к расходам относятся:

суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;

расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;

отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог);

расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;

иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

В ходе проверок подведомственных организаций выявляется, что нематериальные активы (исключительные права) учитываются на балансе организаций по стоимости, формируемой с нарушением вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, исходя, например, исключительно из размера оплаты труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива. В этой связи подведомственным организациям при отсутствии возможности самостоятельно определить стоимость нематериального актива (исключительного права) необходимо до его учета на балансе проводить оценку в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Согласно пункту 15 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, принятие к учету объектов нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010200000 "Нематериальные активы" (010220320, 010230320) и кредиту счета 040101180 "Прочие доходы".

Учитывая изложенное, принятие к учету объектов нематериальных активов (исключительных прав), выявленных при инвентаризации или проведении проверок, необходимо осуществлять на основании проведенной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

V. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетные научные учреждения имеют право без согласия собственников их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами). При этом уведомление о создании хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должно быть направлено бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями в течение 7 дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.

Бюджетные научные учреждения в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами).

Согласно пункту 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации денежная оценка неденежного вклада в уставной капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым экспертом.

Бюджетные научные учреждения вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых данные научные учреждения являются, только с предварительного согласия ФАНО России.

Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения, поступают в их самостоятельное распоряжение.

Учитывая изложенное, подведомственным организациям ФАНО России необходимо:

1. Обеспечивать своевременную подачу заявок (в течение четырех месяцев с момента уведомления работником о создании результата интеллектуальной деятельности) на выдачу патентов на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец, селекционное служебное произведение, в Роспатент.

2. Заключить со своими работниками соглашения о служебных РИД, предусматривающие, что все исключительные права на РИД, созданные работниками в пределах их трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, а также должностными инструкциями или иными актами работодателя (подведомственной ФАНО России организации), а также конкретными заданиями, данными работодателем (подведомственной ФАНО России организации) работникам, принадлежат организации.

Соглашения о служебных РИД должны предусматривать обязанность работников организации уведомлять работодателя (подведомственную ФАНО России организацию) о создании любого служебного РИД в срок и по форме, установленной такими соглашениями.

Соглашением о служебных РИД должно быть специально предусмотрено, что с момента создания служебного РИД и вплоть до получения от работодателя (подведомственной ФАНО России организации) письменных инструкций об ином, работник организации обязан хранить в тайне сведения о факте создания служебного РИД, содержание сопутствующих документов и материалов и не раскрывать третьим лицам указанную информацию без предварительного письменного согласия работодателя (подведомственной ФАНО России организации).

3. Обеспечивать использование служебного произведения в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в распоряжение подведомственной организации работником.

4. Принимать к бухгалтерскому учету нематериальные активы (исключительные права) по фактической (первоначальной) стоимости в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утвержденным приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, или на основании оценки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

5. Принимать к бухгалтерскому учету неучтенные объекты нефинансовых активов (исключительные права), выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, по рыночной стоимости на основании оценки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

6. Проводить независимую оценку неденежного вклада (права использования результатов интеллектуальной деятельности) в уставной капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).

Врио руководителя
А.М.МЕДВЕДЕВ