ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2021 г. N 1

О КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В МОРСКИХ
ПУНКТАХ ПРОПУСКА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в целях повышения качества транспортных услуг и развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены), а также в целях обеспечения реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" в части, касающейся электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов, Евразийский межправительственный совет решил:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза.

2. Евразийской экономической комиссии:

а) проводить мониторинг развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов;

б) в первом полугодии 2023 г.:

проинформировать Евразийский межправительственный совет о результатах первого этапа развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов;

с учетом результатов первого этапа развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов подготовить совместно с государствами-членами и представить для рассмотрения Евразийским межправительственным советом план мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов на 2023 - 2025 годы.

3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации

Утверждена
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 5 февраля 2021 г. N 1

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В МОРСКИХ
ПУНКТАХ ПРОПУСКА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

I. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в рамках реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности".

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, основные направления и этапы развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) при перемещении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через таможенную границу Союза.

Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:

"капитан морского порта" - должностное лицо, осуществляющее в морском порту государства-члена функции, установленные законодательством государства-члена, на территории которого находится морской порт, в том числе функции контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в морской порт и выхода из морского порта, а также оформления прихода судов в морской порт и выхода из морского порта;

"морской агент" - лицо, которое по договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном морском порту государства-члена или на определенной территории государства-члена;

"морской пункт пропуска" - территория (акватория) в пределах морского порта государства-члена, открытого для международных сообщений, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу государства-члена;

"морской терминал" - совокупность объектов инфраструктуры морского порта государства-члена, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;

"оператор морского терминала" - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;

"уполномоченные организации" - организации государств-членов, наделенные в соответствии с законодательством государств-членов полномочиями по осуществлению государственного портового контроля и (или) информационного взаимодействия в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов;

"услуги в морском порту" - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту государства-члена и на подходах к нему в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого находится морской порт.

Иные понятия, используемые в Концепции, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международными договорами и актами, составляющими право Союза.

Процесс развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска сопряжен с процессом формирования цифровой экономики и процессом реализации основных направлений цифровой повестки Союза, а также с процессом формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза и учитывает необходимость создания условий для развития цифровых технологий и поддержки инноваций в сфере транспорта (в том числе направленных на повышение качества транспортных услуг).

Морской транспорт является важной составной частью мировой транспортной системы и имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Развитие цифровых технологий в мире преобразует сферу морских перевозок и предоставляет новые возможности для достижения устойчивого развития торгового мореплавания и портовой деятельности.

В ежегодном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) "Обзор морского транспорта - 2019" отмечается, что цифровые платформы, новейшие технологии и инновации, в том числе технологии блокчейна, все чаще используются производителями и поставщиками товаров, заинтересованными в обеспечении эффективной и безопасной торговли и увеличении цепочек поставок, и целью морской отрасли является удовлетворение таких потребностей путем использования электронных документов и цифровых технологий.

В направлении морских портов осуществляется большая доля перевозок грузов железнодорожным транспортом, в том числе нефти, нефтепродуктов, руды, угля и зерна.

Информационное взаимодействие в морских пунктах пропуска, установленных в пределах морских портов, является важным элементом национального механизма "единого окна" государства-члена, на территории которого находятся морские порты.

Применение в морских пунктах пропуска цифровых технологий способствует дальнейшему развитию мультимодальных перевозок, создает новые возможности для транспортных систем государств-членов по интеграции в мировую транспортную систему, а также реализации и развитию транзитного потенциала в рамках Союза.

Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска позволит повысить качество транспортных услуг за счет перехода на электронный документооборот между участниками внешнеэкономической деятельности государств-членов и государственными органами, развития информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, а также позволит отказаться от использования документов на бумажном носителе, осуществить переход к обмену данными, ускорить и упростить процессы перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Настоящая Концепция учитывает мировой опыт по переходу на электронный документооборот в сфере морского транспорта, основанный на нормах, правилах и принципах Всемирной торговой организации, рекомендациях Организации Объединенных Наций и Всемирной таможенной организации.

Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется в соответствии с правом Союза и законодательством государств-членов (в том числе в соответствии с национальными программами (стратегиями)) с учетом национальных приоритетов, предусматривающих развитие морского транспорта.

Настоящая Концепция не распространяется на порядок соблюдения режима государственной границы государства-члена, установленный законодательством государства-члена.

II. Цели, задачи, основные направления развития
электронного документооборота

Целями развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска являются повышение качества транспортных услуг и услуг в морском порту, переход на электронный документооборот при перемещении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через таможенную границу Союза.

Задачами развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска являются:

создание условий для полного перехода на электронный документооборот и обмен данными, а также для применения цифровых технологий;

реализация принципа однократного представления и многократного использования данных, представляемых перевозчиками, морскими агентами, операторами морских терминалов и хозяйствующими субъектами капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), а также для оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта и (или) оказания услуг в морском порту;

унификация данных, представляемых перевозчиками, морскими агентами, операторами морских терминалов и хозяйствующими субъектами капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), а также для оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта и (или) оказания услуг в морском порту.

Создание условий для полного перехода на электронный документооборот и обмен данными, а также для применения цифровых технологий в морских пунктах пропуска осуществляется в том числе с учетом необходимости:

составления перечня документов, представляемых на бумажном носителе капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), и (или) оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта, и (или) оказания услуг в морском порту, с целью проведения анализа обоснованности их представления на бумажном носителе и возможностей перехода на электронный документооборот и обмен данными;

проведения работ по оптимизации бизнес-процессов в морских пунктах пропуска либо их реинжиниринга;

создания условий для развития современных информационных систем;

создания модели "интеллектуального" морского пункта пропуска с учетом современных цифровых технологий и информационных систем и ее интеграции в национальные механизмы "единого окна";

проведения анализа:

положений, содержащихся в праве Союза и законодательстве государств-членов и регламентирующих вопросы развития электронного документооборота и применения цифровых технологий;

международного опыта развития электронного документооборота и применения цифровых технологий;

текущего состояния электронного документооборота в морских пунктах пропуска, включая актуализацию информации:

о государственных органах государств-членов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в морских пунктах пропуска, а также государственный портовый контроль в морских портах государств-членов, и их функциях;

о функциях капитана морского порта;

об уполномоченных организациях и их функциях;

об информационных системах, обеспечивающих информационное взаимодействие государственных органов государств-членов, капитанов морских портов, уполномоченных организаций, перевозчиков, морских агентов, операторов морских терминалов, а также об информационных системах, обеспечивающих осуществление государственного портового контроля, условиях доступа к таким системам и порядке информационного взаимодействия;

о цифровых технологиях, применяемых государственными органами государств-членов, капитанами морских портов и уполномоченными организациями.

Реализация принципа однократного представления и многократного использования данных, необходимых для осуществления всех видов государственного контроля (надзора) в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов, а также для оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта и (или) оказания услуг в морском порту, предусматривает представление этих данных перевозчиками, морскими агентами, операторами морских терминалов и хозяйствующими субъектами один раз либо капитану морского порта, либо уполномоченной организации, либо государственному органу государства-члена и в последующем их многократное использование путем информационного взаимодействия, осуществляемого в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого находятся морские пункты пропуска.

Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется по следующим основным направлениям:

создание и развитие национального сегмента электронного документооборота в морских пунктах пропуска государства-члена;

развитие информационного взаимодействия между государственными органами, капитанами морских портов, уполномоченными организациями каждого государства-члена в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого находятся морские пункты пропуска;

обеспечение совместимости и доступности информационных систем государственных органов государств-членов, капитанов морских портов, уполномоченных организаций, перевозчиков, морских агентов, операторов морских терминалов и хозяйствующих субъектов в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого находятся морские пункты пропуска, с учетом ограничений по присоединению к информационным системам, а также по обмену информацией в целях обеспечения соблюдения требований к безопасности на транспорте (транспортной безопасности и безопасности эксплуатации транспорта);

развитие и применение цифровых технологий;

совершенствование права Союза и законодательства государств-членов в целях обеспечения развития электронного документооборота и применения цифровых технологий;

обеспечение гармонизации законодательства государств-членов, регулирующего развитие электронного документооборота и применение цифровых технологий;

развитие международного сотрудничества по вопросам электронного документооборота и применения цифровых технологий.

Финансовое обеспечение мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется за счет средств бюджетов государств-членов, а также средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

III. Этапы развития электронного документооборота

Предусматривается, что развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска будет осуществляться в два этапа:

первый этап - 2021 - 2022 годы;

второй этап - 2023 - 2025 годы.

На первом этапе осуществляются мероприятия по созданию условий для полного перехода на электронный документооборот и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска, обеспечивается соблюдение принципа однократного представления и многократного использования данных.

На втором этапе достигается цель полного перехода на электронный документооборот и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска, обеспечиваются унификация данных в рамках электронного документооборота и переход к обмену данными.

Этапы развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска реализуются в соответствии с планами мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска.

Мероприятия первого этапа осуществляются в соответствии с планом мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска на 2021 - 2022 годы согласно приложению.

Приложение
к Концепции развития электронного
документооборота в морских пунктах
пропуска государств - членов
Евразийского экономического союза

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
В МОРСКИХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2021 - 2022 ГОДЫ

Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
Планируемый результат
1. Создание экспертной группы по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены)
2021 год
Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия), государства-члены
акт Комиссии
2. Составление перечня документов, представляемых на бумажном носителе капитанам морских портов, уполномоченным организациям, государственным органам государств-членов для осуществления всех видов государственного контроля (надзора), и (или) оформления захода судов в морской порт и выхода из морского порта, и (или) оказания услуг в морском порту, с целью проведения анализа обоснованности их представления на бумажном носителе и возможностей перехода на электронный документооборот и обмен данными
2021 - 2022 годы
Комиссия, государства-члены
аналитические материалы, перечень
3. Анализ национальных стратегий, международных договоров и нормативных правовых актов государств-членов, регулирующих развитие электронного документооборота и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов (G2G, B2G)
2021 год
Комиссия, государства-члены
аналитические материалы
4. Разработка и принятие рекомендации о внесении изменений в нормативные правовые акты государств-членов в целях развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов
2022 год
Комиссия, государства-члены
рекомендация Коллегии Комиссии
5. Проведение анализа текущей ситуации в сфере развития электронного документооборота и применения цифровых технологий в морских пунктах пропуска государств-членов
ежегодно
Комиссия, государства-члены
аналитические материалы
6. Анализ международного опыта развития электронного документооборота и цифровых технологий в морских пунктах пропуска и морских портах
ежегодно
Комиссия, государства-члены
аналитические материалы
7. Организация ежегодного семинара (при наличии возможности, в формате видеоконференции) с СЕФАКТ ООН
ежегодно
Комиссия, государства-члены
материалы семинара