ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ТЕЛЕГРАММА
от 3 февраля 1995 г. N 15-2-3/193

КОНСУЛЬТАЦИЯ N 2 ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ

В связи с выходом совместной телеграммы Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.95 N 4-1-21 и N НП-6-01/46 разъясняем, что требования, изложенные в ней, противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490. Эта телеграмма не зарегистрирована в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, и, следовательно, не может служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций за невыполнение содержащихся в ней предписаний и не является основанием при разрешении споров в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации".

Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам изложен во Временной инструкции Банка России по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками N 17 от 24.08.93 и дополнениях к ней, в телеграмме от 30.06.94 N 146-94 и письме от 20.12.94 N 130а. Порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг изложен в письме Банка России от 08.12.94 N 127. При этом нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (включая перечисленные) не подлежат государственной регистрации согласно п. 1 Разъяснений "О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов" от 31.05.93 (подготовленных в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305).

Вместе с тем, в соответствии с п. 50 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, отчисления в указанные резервы производятся банками в порядке, установленном ЦБ РФ, и не указывается, что этот порядок должен быть согласован с Минфином России и Росналогслужбой.

23. Обязательно ли исполнение Разъяснений (письмо Банка России от 20.12.94 N 130а) по истечении 1994 года в части пересмотра величины созданного резерва на возможные потери по ссудам за 1994 год, если резерв создан в соответствии с Инструкцией N 17?

Да, обязательно, так как данными Разъяснениями вносятся уточнения в методологические рекомендации оценки кредитных рисков, изложенные в приложении N 6 Инструкции Банка России по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 N 17. Однако, если на 01.01.95 банк не смог пересмотреть величину созданного резерва, то санкции к банкам применять не следует.

24. Письмом Банка России от 20.12.94 N 130а предусмотрено списание остатка б/сч. N 948 равными долями ежеквартально до 1999 года. Однако не оговорены условия закрытия б/сч. N 948, если задолженность по ссудам будет погашена ранее указанных сроков. Как должна такая сумма относиться на б/сч. N 970: в момент погашения задолженности или по установленным срокам?

Если ссудная задолженность, под которую ранее был создан резерв на возможные потери по ссудам, погашается, то соответственно уточняется и сумма указанного резерва, при этом делаются бухгалтерские проводки, приведенные в п. 17 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. В том случае, если резерв на возможные потери по ссудам был создан с отнесением на расходы банка (б/сч. 970) и на б/сч. 948 (см. п. 2 письма Банка России от 20.12.94 N 130а), то, в первую очередь, закрывается б/сч. 948, а затем восстанавливаются доходы банка.

25. Производится ли банками перерасчет с бюджетом по излишне внесенным суммам налога на прибыль в связи с произведенными отчислениями в резерв на возможные потери по ссудам?

Банки имеют право произвести перерасчет с бюджетом по налогу на прибыль за 1994 год в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

26. Должен ли головной банк формировать резерв на возможные потери по ссудам по своим филиалам (когда часть филиалов - убыточны, остальные филиалы имеют недостаточно средств для создания резерва в полном размере) или филиалы должны отнести разницу на б/сч. N 948, а головной банк покажет его в сводном балансе?

Головной банк, а также его филиалы (независимо от финансовых результатов деятельности) обязаны формировать резерв на возможные потери по ссудам самостоятельно - см. п. п. 2, 3, 12 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. В сводном балансе коммерческого банка должна быть отражена общая сумма остатком по б/сч. N 945 и N 948, числящихся на балансах его филиалов.

27. Требовать ли Главным территориальным управлениям (Национальным банкам) Банка России обязательного создания резерва на возможные потери по ссудам у банков, по которым направлены в Банк России документы на отзыв лицензии на совершение банковских операций?

Даже если Главным территориальным управлением (Национальным банком) Банка России уже направлены документы в Банк России на отзыв у коммерческого банка лицензии на проведения банковских операций, то Главное управление (Национальный банк) обязано требовать от коммерческого банка создания резерва на возможные потери по ссудам.

28. Баланс с заключительными оборотами банк сдал в Главное управление (Национальный банк) Банка России 15 января 1995 года (как это требовалось, например, Главным управлением Банка России по г. Москве), - резерв на возможные потери по ссудам не создан (б/сч. 945). Можно ли внести изменения при сдаче годового отчета?

В 1994 году банк обязан был создать резерв на возможные потери по ссудам в полном размере (б/сч. N 945) и представить годовой бухгалтерский баланс с учетом заключительных оборотов и другие формы отчетности в Главные управления (Национальные банки) Банка России не позднее 25 января 1995 года. Сданный бухгалтерский баланс до 25.01.95 должен соответствовать балансу, сдаваемому коммерческими банками 1 или 10 февраля 1995 года в составе всего комплекта форм годового бухгалтерского отчета.

29. Пример создания и регулирования общей величины резерва на возможные потери по ссудам (б/сч. N 945):

945001 (К-т) 10 млн. руб.

945002 (К-т) 1 млн. руб.

В результате частичного погашения первой ссуды и изменения группы риска по второй ссуде должно быть:

945001 (К-т) 6 млн. руб.

945002 (К-т) 5 млн. руб.

Можно ли сделать следующие бухгалтерские проводки:

Д-т 945001 4 млн. руб.

К-т 945002?

Нет, нельзя. Порядок бухгалтерского учета операций при начислении и уменьшении резерва на возможные потери по ссудам должен осуществляться в соответствии с требованиями п. 15 и п. 17 письма Банка России от 20.12.94 N 130а.

30. Поскольку перенесение ссудной задолженности на внебалансовые счета банка осуществляется только после принятия соответствующего решения судебными органами, то отпадает необходимость в последнем предложении абзаца второго п. 11 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. В дальнейшем в указанное письмо будет внесено соответствующее изменение.

31. Поскольку резерв на возможные потери по ссудам, выданным в иностранной валюте, не создается, а резерв по ссудам, выданным в рублях, создается в пределах полученных доходов, включая доходы по валютным операциям, следует ли исключать из общей суммы доходов при создании резерва по рублевым ссудам доходы по валютным операциям?

В 1994 году банк обязан создавать резерв на возможные потери по ссудам, выданным в рублях, в полном размере (б/сч. N 945). В то же время банк может создавать указанный резерв по ссудам, выданным в иностранной валюте, поскольку это не противоречит законодательству, в том числе налоговому, и нормативным актам Банка России. При создании резерва на возможные потери по ссудам, выданным в рублях, из состава доходов не исключаются доходы по валютным операциям (см. приложение N 1 к письму Банка России от 20.12.94 N 130а).

32. Создается ли резерв на возможные потери по ссудам по задолженности, учитываемой на балансовых счетах 074 "Ссудные счета в иностранной валюте", 195 "Учтенные банками векселя в портфеле банка", 721 "Счета хозорганов по межгосударственному зачету взаимных требований", 725 "Расчеты хозорганов по разовым зачетам"?

В соответствии с Временной инструкцией Банка России по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 N 17 и дополнениями к ней банки могут создавать резерв на возможные потери по ссудам по задолженности, учитываемой на б/сч. N N 074, 195, поскольку это не противоречит законодательству, в том числе налоговому, и нормативным актам Банка России.

Резерв на возможные потери по ссудам не создается по задолженности, учитываемой на балансовых счетах 721 и 725.

33. Письмом Банка России от 20.12.94 N 130а предусмотрено создание резерва по ссудам, выданным в рублях, следовательно, возникает расхождение с величиной созданного резерва (б/сч. N 945) и резервом, рассчитанным в соответствии с Временной инструкцией ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.94 N 17, например, в части б/сч. N N 195 - 197, 728 "Суммы, не взысканные по банковским гарантиям" и других балансовых счетов.

Да, такое несоответствие возникает. Однако банк может создавать резерв на возможные потери по ссудам по задолженности, учитываемой на б/сч. N N 195 - 197, поскольку это не противоречит законодательству, в том числе налоговому, и нормативным актам Банка России. Резерв на возможные потери по ссудам по задолженности, учитываемой на б/сч. N 728, создается в соответствии с требованиями письма Банка России от 20.12.94 N 130а.

34. Как в приложении N 1 к письму Банка России от 20.12.94 N 130а учитывать сумму резерва, созданного до 1 января 1994 года?

Отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, производимым до 1 января 1994 года, также относились на расходы банка (б/сч. N 970), но не уменьшали налогооблагаемую базу налога на доходы банка.

Поэтому если в балансе банка в 1994 году все еще числится ссудная задолженность (резерв под которую создавался в 1993 году), то сумма указанного резерва уточняется (производится доначисление резерва при переходе задолженности в группу с повышенным риском) в соответствии с п. п. 2 и 14 письма Банка России от 20.12.94 N 130а.

Доведите до сведения коммерческих банков.

Директор Департамента
банковского надзора
А.Г.РЫЧЕНКОВ