2.5. КОНКУРЕНЦИЯ В ПЛАТЕЖНОЙ СФЕРЕ

2.5. КОНКУРЕНЦИЯ В ПЛАТЕЖНОЙ СФЕРЕ

Создание условий для поддержания конкуренции в платежной сфере является важнейшим фактором для появления новых продуктов и услуг, снижения издержек потребителей и общества в целом. При этом на российском платежном рынке, несмотря на большое количество поставщиков платежных услуг, основную долю занимают лишь 1 - 2 крупнейших участника. Так, более 65% всех банковских счетов и платежей граждан, а также более 70% рынка <6> по выпуску и обслуживанию платежных карт (доля клиентов и переводов с использованием этих карт) приходятся на одного игрока.

--------------------------------

<6> По количеству клиентов и объему переводов с использованием карт.

Данное положение не только позволяет таким участникам платежного рынка достигать значительного эффекта масштаба в своей деятельности, но и способно привести к ограничению их клиентов в использовании продуктов и услуг других поставщиков, поскольку они становятся экономически невыгодны по сравнению с продуктами и услугами основного поставщика.

Также доминирующее положение отдельных игроков на платежном рынке может оказать негативное воздействие на доступность платежных услуг. И доминирующий игрок, и игроки с малой долей на рынке не заинтересованы в оказании услуг в отдаленных или малонаселенных пунктах. Это особенно важно для России с учетом ее географического масштаба и неравномерного развития региональной инфраструктуры.

В других странах уровень концентрации в платежной сфере значительно ниже. Например, хотя в США около 50% активов банковской системы приходится на четыре крупнейших банка, доля любого из них на платежном рынке не превышает 15% и они активно конкурируют между собой.