ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РСФСР

ПРИКАЗ
от 22 мая 1991 г. N 02-46

О ГРУБЫХ НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА ОТКРЫТИЯ РАСЧЕТНЫХ И
ДЕПОЗИТНЫХ СЧЕТОВ И СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО НИМ,
ИСКАЖЕНИЯХ ОТЧЕТНЫХ ДАННЫХ, ДОПУСКАЕМЫХ
КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ

Материалы произведенных Банком России проверок деятельности коммерческих банков свидетельствуют о крайней безответственности ряда коммерческих банков в вопросе открытия счетов юридическим лицам и совершении операций по ним.

В большинстве банков установлены факты открытия расчетных счетов без надлежащего юридического их оформления, в том числе при отсутствии документов, определяющих статус клиента банка, копий правомочно утвержденных уставов (положений), при неправильном оформлении карточек с образцами подписей. В отдельных случаях такая халатность привела к использованию клиентами банков незаконно открытых счетов для совершения злоупотреблений и хищений государственных средств, а действия банков были расценены как способствующие этому. Подобные нарушения послужили одной из причин отзыва лицензии на совершение банковских операций у кооперативного "Полисервисбанка" (г. Казань).

Не соблюдается порядок перехода клиентов на обслуживание в другой банк, расчетные счета в новом банке открываются без приема дел по юридическому оформлению счетов и остатков средств по счетам из банка, в котором клиент обслуживался, вследствие чего юридические лица получают возможность иметь одновременно два расчетных счета в различных банках. Такие случаи установлены, в частности, в "Камчатинбанке" (г. Петропавловск-Камчатский).

Совершенно нетерпимое положение сложилось с проведением операций по счетам клиентов, открытым на балансовом счете N 713 "Вклады и депозиты государственных предприятий, организаций". На этом балансовом счете, предназначенном только для учета депозитов, юридическим лицам фактически открываются дополнительные расчетные счета: в договорах на предоставление депозита оговаривается не срок использования банком временно свободных средств юридических лиц, а предусматривается беспрепятственное расходование зачисленных средств по распоряжению клиента. Таким образом, юридические лица имеют возможность проводить операции независимо от наличия претензий к расчетному счету с нарушением очередности платежей, использовать счет для аккумуляции средств, им не принадлежащих, с последующим расходованием на реализацию различных сделок. Так как расчетный счет при этом не затрагивается, операции производятся совершенно бесконтрольно, юридическим лицам создаются условия для всякого рода злоупотреблений, в том числе и сокрытия доходов от налогообложения.

Множество случаев открытия депозитных счетов, работающих в указанном режиме, установлено при проверке "Кредобанка" (г. Москва), в том числе и факты открытия подобных "депозитных" счетов совместным с инофирмами предприятиям. В этом же банке одному из юридических лиц, имеющему расчетный счет в другом банке, одновременно открыты и ссудный, и депозитный счет, на который была зачислена выданная ссуда.

"Камчатинбанком" (г. Петропавловск-Камчатский) был открыт депозитный счет ТСО "Камчатстрой", на котором аккумулировались иногородние поступления ТСО, по закону подлежащие зачислению на его расчетный счет в "Камчатпромбанке".

Балансовый счет N 713 использовался отдельными коммерческими банками и для осуществления иных противоправных действий.

Так, Московским межрегиональным коммерческим банком, учредителям которого Банком России предъявлены требования о замене председателя правления, со счета N 713 производилось предоставление кредитов в крупных суммах с одновременным сальдированием счета, в связи с чем активы и пассивы баланса на 1 января т.г. оказались заниженными на 102,6 млн. рублей.

Коммерческим банком "Горный Алтай" (г. Горно-Алтайск) с целью сокрытия размеров активов банка депозитные средства направлялись на погашение ссудной задолженности клиентов банка, не имеющих никакого отношения к данным депозитам. Аналогичным образом этим банком использовались и кредиты, полученные у других банков, которые вместо зачисления на балансовый счет N 823 также проводились по кредиту ссудных счетов. Все это привело к занижению валюты баланса банка на 16,7 млн. рублей.

В соответствии с изложенным приказываю:

1. Всем банкам на территории РСФСР:

исключить факты совершения каких-либо операций по счетам, открытым на балансовых счетах N N 713, 714, кроме зачисления вкладов и депозитов на срок, определенный договором, и возврата их на расчетный счет вкладчика. Зачислению на депозитный счет каждого юридического лица должны подлежать средства, перечисленные только этим юридическим лицом;

не открывать коммерческим банкам счета на балансовом счете N 713; средства, полученные от других банков, учитывать только на балансовом счете N 823.

2. Рекомендовать коммерческим банкам на территории РСФСР провести в мае - июне т.г. самопроверку юридического оформления открытых клиентам счетов, обеспечив либо получение всех необходимых для открытия счета документов, либо закрытие счета. При этом иметь в виду, что каждый случай незаконного открытия счета, нарушения порядка совершения операций по счетам, указанным в п. 1 настоящего приказа, будет рассматриваться как невыполнение требований статьи 42 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и по ним Банком России будут применяться все предусмотренные банковским законодательством РСФСР меры, вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.

3. Аудиторским организациям, имеющим полномочия Банка России на проведение проверок коммерческих банков, при аудиторских проверках в обязательном порядке проверять законность открытия расчетных, текущих и других счетов клиентам банка и правильность совершения операций по счетам N N 713, 714, отражая эти вопросы в аудиторском заключении.

4. Главным управлениям Центрального банка РСФСР по автономным республикам, краям и областям:

довести настоящий приказ до всех коммерческих банков и аудиторских организаций, имеющих лицензию Банка России на проведение банковского аудита;

провести в июне - июле т.г. выборочные проверки выполнения коммерческими банками требований данного приказа; о результатах проверки сообщить Департаменту регулирования деятельности банков Центрального банка РСФСР к 15 августа 1991 года.

5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Департамент регулирования деятельности банков (т. Родионова С.С.).

Председатель
Центрального Банка РСФСР
Г.Г.МАТЮХИН