Глава 2. Конкурентные и неконкурентные способы закупок, дополнительные элементы закупок

Глава 2. Конкурентные и неконкурентные способы закупок, дополнительные элементы закупок

2.1. При осуществлении закупок используются следующие конкурентные способы:

конкурс;

аукцион;

запрос котировок;

запрос предложений;

сбор ценовых предложений.

2.1.1. Конкурс - способ закупки, при котором победителем закупки признается участник закупки, предложивший лучшие по совокупности нескольких критериев, установленных в конкурсной документации, условия исполнения договора. Проведение закупки в виде конкурса налагает на Банк России обязательство по заключению договора с победителем закупки.

Конкурс проводится в случае, когда предмет закупки требует многофакторной оценки свойств в дополнение к стоимостной оценке и для выбора победителя требуется оценка дополнительных требований к поставщику (подрядчику, исполнителю) для оценки его способности с надлежащим качеством удовлетворить потребность Банка России.

2.1.2. Аукцион - способ закупки, в результате проведения которого победителем признается участник закупки, который предложил наиболее низкую цену договора (цену за единицу продукции, сумму единичных расценок) в соответствии с условиями аукционной документации. Проведение закупки в виде аукциона налагает на Банк России обязательство по заключению договора с победителем закупки.

Аукцион проводится в случае, когда предмет закупки требует исключительно стоимостной оценки, количество ценовых предложений на открытом рынке достаточно для конкурирования участников, и такие ценовые предложения имеют потенциал к снижению.

2.1.3. Запрос предложений - способ закупки, при котором победителем признается участник (участники) закупки, заявка которого наилучшим образом соответствует требованиям документации о запросе предложений в соответствии с объявленными критериями.

Запрос предложений проводится в случае, если Банку России в рамках преддоговорной работы необходимо осуществить процедуру поиска наиболее предпочтительных предложений на рынке для удовлетворения потребности и возможного заключения договора. При этом оценка предпочтительности предложений проводится на основании многофакторной оценки как свойств товаров (работ, услуг), так и квалификации поставщика (подрядчика, исполнителя).

2.1.4. Запрос котировок - способ закупки, в результате проведения которого победителем признается участник (участники) закупки, который предложил наиболее низкую цену договора (цену за единицу продукции либо лучший ценовой показатель, сумму единичных расценок) при выполнении установленных в запросе котировок требований.

Запрос котировок проводится в случае, если Банку России в рамках преддоговорной работы необходимо осуществить процедуру поиска наиболее предпочтительных по стоимостному критерию предложений на рынке для удовлетворения потребности в товарах (работах, услугах) и возможного заключения договора.

2.1.5. Сбор ценовых предложений - способ закупки, при проведении которого участники закупки имеют возможность изначально неоднократно подать свое ценовое предложение, а победителем признается участник (участники) закупки, заявка которого по результатам рассмотрения ценовых предложений наилучшим образом соответствует требованиям документации сбора ценовых предложений.

Сбор ценовых предложений проводится в случае, если Банку России в рамках преддоговорной работы необходимо осуществить процедуру поиска наиболее предпочтительных по стоимостному критерию предложений при наличии достаточного для конкурирования количества таких предложений на открытом рынке. При этом отбор наиболее предпочтительных для Банка России и соответствующих установленным дополнительным требованиям к участникам предложений осуществляется среди ранжированных ценовых предложений участников закупки.

2.2. Неконкурентные способы закупки предполагают заключение договора без рассмотрения заявок на участие в закупке нескольких участников закупки и оформления извещения о проведении закупки (приглашения к участию в закупке) и документации о закупке при наличии достаточных оснований, предусмотренных настоящим Положением.

При осуществлении закупок используют следующие неконкурентные способы:

закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

безальтернативная закупка;

закупка малого объема.

Особенности осуществления закупок неконкурентными способами установлены главой 11 настоящего Положения.

2.3. При осуществлении конкурентных закупок могут выделяться лоты - явно обособленные в извещении о проведении закупки (приглашении к участию в закупке) и документации о закупке части закупаемых товаров (работ, услуг).

В отношении каждого лота может заключаться отдельный договор. В случае если по нескольким лотам победителем определено одно и то же юридическое (физическое) лицо, может заключаться единый договор по нескольким лотам.

2.4. При осуществлении конкурентных закупок, отличных от конкурса (аукциона), при необходимости используются следующие дополнительные элементы, предусмотренные настоящим Положением:

присвоение нескольким участникам закупки первого места;

подача альтернативных предложений;

конкурентные переговоры;

переторжка.

В документации о закупке в обязательном порядке указывается возможность применения в процедуре закупки одного или нескольких дополнительных элементов.

Информация о дополнительных элементах конкурентных закупок доводится до поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в той форме, которая определена для закупочной процедуры в целом.

2.4.1. В рамках одной процедуры закупки, отличной от конкурса (аукциона), в документации о закупке может быть предусмотрена возможность присвоения первого места нескольким участникам закупки по одному лоту:

с целью распределения общего объема потребности Банка России (деления лота) между ними;

с целью заключения с каждым из участников, которым по итогам закупки присвоено первое место, договора с одинаковыми или сходными условиями в объеме всего лота (одинакового объема).

2.4.1.1. Лоты могут быть делимыми и неделимыми.

Деление лота применяется с целью повышения надежности поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и получения наилучших для Банка России условий договора.

Заявка на участие в закупке подается отдельно по каждому лоту.

В отношении каждого лота участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке.

В случае деления лота его объем распределяется среди нескольких участников закупки, каждому из которых по итогам закупки в отношении данного лота присвоено первое место.

2.4.1.2. При проведении закупки с распределением общего объема потребности Банка России (деления лота) между несколькими участниками закупки в документации о закупке должны быть установлены:

порядок присвоения первого места нескольким участникам закупки;

условия заключения договора с участниками закупки, которым по итогам закупки присвоено первое место;

долевое распределение закупаемого объема товаров (работ, услуг) среди таких участников.

2.4.1.3. В случае проведения процедуры закупки с целью заключения договора одинакового (фиксированного) объема с каждым из участников закупки, которым по итогам закупки присвоено первое место, в документации о закупке должны быть установлены:

планируемое количество победителей процедуры;

порядок присвоения первого места нескольким участникам закупки и порядок их ранжирования, в соответствии с которым у таких участников приобретается весь фиксированный объем товаров (работ, услуг).

2.4.1.4. В случае подачи заявки по лоту при проведении закупки с возможностью присвоения нескольким участникам закупки первого места с целью распределения общего объема потребности Банка России между ними в документации о закупке может быть предусмотрена возможность подать заявку как на весь объем, так и на его часть.

2.4.2. Процедура закупки с возможностью подачи альтернативных предложений в составе заявки на участие в закупке проводится с учетом следующих особенностей.

2.4.2.1. Подача альтернативных предложений применяется при необходимости получения (в дополнение к основному) от участников закупки предложений, с целью наилучшего удовлетворения потребности в товарах (работах, услугах), являющихся предметом закупки, с характеристиками поставляемой продукции, организационно-техническими или коммерческими решениями, условиями договора.

Альтернативное предложение не может отличаться от основного только ценой.

2.4.2.2. При проведении процедуры закупки с возможностью подачи альтернативных предложений документация о закупке должна содержать:

требования к товарам (работам, услугам) и (или) условиям договора, организационно-техническим решениям или коммерческим условиям (условиям поставки, перехода рисков, оплаты товара; количеству единиц товара в партии, сезонности и иным условиям исполнения договора), в отношении которых допускается подача альтернативных предложений;

порядок подготовки и подачи участником закупки альтернативных предложений;

указание на то, что в составе заявки альтернативные предложения подаются обособленно от основного и принимаются только при наличии в заявке на участие в закупке основного предложения;

критерии и порядок оценки таких предложений.

2.4.2.3. Комиссия по закупкам при необходимости ограничивает в документации о закупке количество альтернативных предложений, подаваемых одним участником.

2.4.2.4. При рассмотрении заявок основное и альтернативные предложения рассматриваются раздельно.

2.4.2.5. По результатам отбора оцениваются заявки участников, соответствующие установленным требованиям. При этом оцениваются все предложения участника, если хотя бы одно из них (основное или альтернативное) признано соответствующим установленным в документации о закупке требованиям.

2.4.2.6. При оценке заявок и при выборе победителя альтернативные предложения рассматриваются наравне с основными. Альтернативные предложения участвуют в ранжировании независимо от основного предложения. При этом участник закупки получает столько мест в ранжировке, сколько его предложений признано соответствующими установленным требованиям.

2.4.3. Конкурентные переговоры могут проводиться только для закупочных процедур, проводимых в многоэтапной форме.

Процедура закупки с возможностью проведения конкурентных переговоров применяется в случаях, когда не имеется возможности четко и однозначно установить требования к предмету закупки и условиям заключаемого договора, и проводится с учетом следующих особенностей:

закупочная документация подготавливается однократно с указанием на осуществление закупки с проведением конкурентных переговоров, количества этапов конкурентных переговоров и сроков их проведения. Если на момент утверждения документации о закупке с применением конкурентных переговоров количество этапов не определено, в документации о закупке указывается предельный срок, в течение которого завершаются конкурентные переговоры;

решение о проведении следующего этапа конкурентных переговоров принимается Комиссией по закупкам;

по результатам конкурентных переговоров участник направляет уточненную заявку.

2.4.3.1. Во время проведения конкурентных переговоров обсуждаемые вопросы участников закупки и разъяснения фиксируются в протоколе Комиссии по закупкам. По результатам каждого этапа конкурентных переговоров оформляется протокол.

2.4.3.2. При проведении конкурентных переговоров в документации о закупке указываются следующие требования:

любые переговоры между Комиссией по закупкам и участником закупки носят конфиденциальный характер;

ни одна из сторон переговоров не раскрывает никакому другому лицу никакой технической, коммерческой и иной информации, относящейся к этим переговорам, без письменного согласия другой стороны.

2.4.3.3. До участников закупок заблаговременно доводятся сведения о дате, времени, месте проведения и составе участников конкурентных переговоров.

По решению Комиссии по закупкам конкурентные переговоры могут проводиться с каждым из участников закупки в отдельности, одновременно с несколькими или со всеми допущенными к конкурентным переговорам участниками закупки. При этом Комиссия по закупкам обеспечивает равное общее число конкурентных переговоров, в которых вправе принять участие каждый такой участник закупки.

2.4.3.4. После проведения конкурентных переговоров участники закупки подают уточненные заявки.

При рассмотрении уточненных заявок Комиссия по закупкам вправе принять решение об отклонении заявки, не соответствующей требованиям, установленным в документации о закупке, и результатам, достигнутым при проведении конкурентных переговоров.

2.4.4. Процедура закупки с возможностью проведения переторжки применяется с целью повышения предпочтительности заявок участников закупки Банка России и заключается в предоставлении участникам закупки права добровольно подать дополнительное предложение (однократно или многократно) до подведения итогов закупки.

Комиссия по закупкам вправе принять решение о проведении переторжки (однократно или многократно - в зависимости от формы закупки) по результатам рассмотрения заявок.

2.4.4.1. Переторжка проводится путем снижения цены договора (цены за единицу продукции, суммы единичных расценок, ценового показателя) на произвольную или фиксированную величину в пределах шага, установленного в документации о закупке.

2.4.4.2. В переторжке могут участвовать только участники закупки, допущенные к закупке по результатам отбора заявок.

2.4.4.3. В случае если закупка осуществляется с возможностью подачи альтернативных предложений, при проведении переторжки участник закупки вправе добровольно снизить цену договора как в отношении основного, так и альтернативных предложений.

2.4.4.4. Информация о дате и времени проведения переторжки в электронной форме доводится до участников закупки путем размещения на ЭТП.

2.4.4.5. При проведении переторжки в электронной форме устанавливается предельное значение времени (двадцать минут), в течение которого при отсутствии предложений переторжка автоматически завершается.

Если в течение предельного значения времени не подано ни одного предложения, переторжка автоматически, при помощи программно-аппаратных средств ЭТП, завершается.

Если в течение предельного значения времени не подано ни одного нового минимального предложения, переторжка автоматически, при помощи программно-аппаратных средств ЭТП, завершается.