Глава 4. Рассмотрение заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины

Глава 4. Рассмотрение заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины

4.1. Администраторы, территориальные учреждения Банка России в случае установления факта излишней уплаты (взыскания) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины обязаны сообщить об этом плательщику в письменном виде в произвольной форме в течение десяти рабочих дней со дня установления такого факта.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины, администрируемых Банком России, плательщики представляют администраторам заявления о возврате (далее - заявление) в соответствии с приложениями 9, 10 к настоящему Положению. Заявление оформляется отдельно на каждую уплаченную (взысканную) сумму денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины. Не допускается направление заявления в составе иных документов, в том числе необходимых для осуществления юридически значимых действий.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

Заявление может быть подано плательщиком в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) государственной пошлины, денежного взыскания (штрафа).

Плательщик должен представить в Банк России заявление одним из следующих способов:

на бумажном носителе. Для юридических лиц заявление должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, или иным лицом, уполномоченным им на подписание заявления. В случае если заявление подписано уполномоченным лицом, не являющимся единоличным исполнительным органом плательщика, к указанному заявлению должна быть приложена копия документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на подписание заявления. В документах, состоящих более чем из одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества прошитых листов, подписанной лицом, оформившим данные документы, с указанием его фамилии, имени, отчества (последнего - при наличии) и должности;

через личный кабинет участника информационного обмена на сайте Банка России в сети в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЛК) в форме электронных документов в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с юридическими лицами при использовании ими информационных ресурсов Банка России и личного кабинета, определенным на основании частей третьей и восьмой статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2015, N 29, ст. 4357; 2021, N 27, ст. 5187) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)");

через Интернет-приемную официального сайта Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем направления сканированной копии заявления, оформленного на бумажном носителе. Для юридических лиц заявление должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, или иным лицом, уполномоченным им на подписание заявления. В случае если заявление подписано уполномоченным лицом, к указанному заявлению должна быть приложена копия документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на подписание заявления.

В случае если государственная пошлина уплачена в наличной форме, плательщик должен представить в Банк России заявление на бумажном носителе в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта с приложением подлинных платежных документов.

В случае отсутствия заявления плательщика по истечении трех месяцев со дня направления администратором сообщения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта администратор осуществляет информирование плательщика повторно.

4.2. Администраторы, территориальные учреждения Банка России в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривают его и принимают решение о возврате (об отказе в возврате) плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины.

При принятии решения о возврате (об отказе в возврате) плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины администраторы, территориальные учреждения Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, оформляют решение о возврате (об отказе в возврате) в соответствии с приложением 11 к настоящему Положению.

Решения подписываются руководителями (заместителями руководителей) администраторов, территориальных учреждений Банка России, должностными лицами, уполномоченными на это распорядительными актами администраторов, территориальных учреждений Банка России, или лицами, их замещающими.

Решение о возврате плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины оформляется администратором на бумажном носителе в одном экземпляре либо в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, территориального учреждения Банка России, или лица, его замещающего.

Решения об отказе в возврате плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины (далее - решения об отказе) оформляются администраторами, территориальными учреждениями Банка России и не позднее десяти рабочих дней после дня принятия указанного решения направляются плательщику одним из следующих способов:

через ЛК в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, территориального учреждения Банка России, или лица, его замещающего, при наличии у плательщика доступа к ЛК;

на бумажном носителе, в случае отсутствия у плательщика доступа к ЛК.

При оформлении администраторами, территориальными учреждениями Банка России решения об отказе на бумажном носителе решение составляется в одном экземпляре (с сохранением электронной копии) либо в двух экземплярах. Плательщику направляется экземпляр решения об отказе с приложением подлинных платежных документов, в случае предоставления их плательщиком с заявлением в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения.

В случае необходимости уточнения (выяснения) информации по документам, представленным плательщиком в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения, администраторы, территориальные учреждения Банка России оформляют и направляют плательщику решение об отказе в возврате с отражением в строке "Примечание" информации о необходимости повторного представления заявления, в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения, с учетом уточнения и (или) устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе. При необходимости разъяснения причин, послуживших причиной отказа, и (или) уточнения (выяснения) необходимой информации, администраторами, территориальными учреждениями Банка России оформляется письмо и направляется вместе с решением об отказе в возврате.

В случае необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений, включенных в документы, представляемые УФК, и подлежащих возврату на основании заявления, и (или) необходимости уточнения информации о причинах возврата администраторы, территориальные учреждения Банка России оформляют и направляют плательщику решение об отказе в возврате, а также сообщают плательщику в письменном виде в произвольной форме о необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений. После уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений плательщику направляется сообщение в письменном виде в произвольной форме о необходимости повторного представления заявления в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения.

В случае получения заявления конкурсного управляющего решение принимается в отношении плательщика.

4.3. При принятии решения о возврате плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины администратор учета не позднее двадцати пяти календарных дней со дня регистрации заявления оформляет заявку на возврат и направляет ее в УФК. При заполнении заявки на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины указывается КБК с применением группы подвида доходов бюджета, по которому поступила или была уточнена излишне уплаченная сумма.

При принятии решения о возврате процентов администратор учета не позднее двух рабочих дней после дня подписания решения о возврате оформляет заявку на возврат и направляет ее в УФК. При заполнении заявки на возврат процентов указывается КБК с применением группы подвида доходов бюджетов "5000" (14 - 17 разряды КБК) соответствующего КБК.

При обмене с УФК электронными документами заявка на возврат не распечатывается.

При обмене с УФК документами на бумажном носителе заявка на возврат составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заявки на возврат направляется в УФК, второй экземпляр в целях осуществления контроля подлежит хранению в течение пяти лет с даты окончания отчетного года, в котором была составлена заявка на возврат. В случае возврата первого экземпляра заявки на возврат с приложением документа УФК, в котором указывается причина возврата, указанные документы хранятся в делах администраторов учета в вышеуказанные сроки.

4.4. При получении документов УФК об отказе в исполнении заявки на возврат администратор учета, администраторы анализируют причины возврата указанной заявки на возврат и, при необходимости уточнения у плательщика сведений, указанных в заявке на возврат, администраторы, территориальные учреждения Банка России оформляют решение об отказе в возврате в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения. Администраторы, территориальные учреждения Банка России не позднее десяти рабочих дней со дня получения документов УФК об отказе в исполнении заявок на возврат направляют плательщику решение и письменный запрос об уточнении необходимых реквизитов. В письменном запросе об уточнении необходимых реквизитов администраторы, территориальные учреждения Банка России сообщают плательщику о необходимости повторного представления заявления в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения. Рассмотрение повторно представленного заявления осуществляется в соответствии с настоящей главой.

4.5. Администратор учета устанавливает контроль за своевременным направлением заявки на возврат в УФК.

4.6. Решения о возврате (об отказе в возврате) подлежат хранению в течение пяти лет со дня составления.