ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД 2019 - 2021 ГОДОВ
N
|
Наименование мероприятия
|
Ожидаемый эффект
|
Форма реализации
|
Срок реализации (год)
|
Исполнители
|
1. Создание благоприятной среды для цифровизации финансового рынка
|
|||||
1.1
|
Создание регуляторной среды для функционирования роботов-советников
|
Описание статуса роботов-советников, обеспечение защиты прав пользователей роботов-советников; расширение возможностей для применения роботов-советников при принятии инвестиционных решений; устранение барьеров пользования финансовыми услугами, связанных с низкой финансовой грамотностью; реализация проекта "Маркетплейс"
|
Доклад для общественных консультаций
|
В части доклада для общественных консультаций:
2019
|
В части доклада для общественных консультаций, нормативных актов Банка России, стандартов СРО:
Банк России
СРО
|
В случае признания целесообразным:
Доклад в Правительство Российской Федерации
Нормативные акты Банка России
Стандарты СРО
|
|||||
В части доклада в Правительство Российской Федерации, нормативных актов Банка России, стандартов СРО:
2021
|
|||||
В части доклада в Правительство Российской Федерации:
Минкомсвязь России
Минфин России
Банк России
|
|||||
#1.2
|
Совершенствование подходов к допуску роботов-советников к использованию на финансовом рынке
|
Расширение возможностей для применения роботов-советников при принятии инвестиционных решений; устранение барьеров пользования, связанных с низкой финансовой грамотностью; реализация проекта "Маркетплейс"
|
Доклад для общественных консультаций
|
2021
|
Банк России
|
#1.3
|
Повышение уровня информационной безопасности и киберустойчивости, внедрение национальных стандартов в деятельность финансовых организаций
|
Повышение информационной безопасности финансовых организаций, защиты участников финансового рынка от киберугроз
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2021
|
Банк России
ФСБ России
ФСТЭК России
|
#1.4
|
Распространение практики представления регуляторной отчетности с использованием таксономии XBRL на все некредитные финансовые организации
|
Снижение регуляторной нагрузки за счет использования таксономии XBRL, упрощение процедуры подготовки и сдачи отчетности
|
Доклад для общественных консультаций
|
2019 - 2021
|
Банк России
|
В случае признания целесообразным:
Нормативные и иные акты Банка России
Организационно-технические мероприятия
Дорожная карта перехода на представление отчетности в формате XBRL для различных финансовых институтов
|
|||||
Оценка целесообразности перехода на представление отчетности в формате XBRL для иных финансовых организаций на основе результатов проекта перехода некредитных финансовых организаций на формат XBRL
|
|||||
#1.5
|
Расширение функционала личного кабинета участника информационного обмена
|
Снижение регуляторной нагрузки за счет информационного обмена через личный кабинет участника информационного обмена, упрощение процедуры подготовки и сдачи информации, снижение цен оказываемых финансовыми организациями услуг
|
Организационно-технические мероприятия:
1. Создание унифицированного механизма "единого окна" внешнего взаимодействия участников информационного обмена и Банка России
2. Возможность проведения анкетирования
3. Рассмотрение целесообразности внедрения (использования) иных сервисов
|
2021
|
Банк России
|
#1.6
|
Признание международного стандарта ISO 17442:2012 "Финансовые услуги. Идентификатор юридического лица" и стимулирование получения финансовыми организациями международного кода идентификации юридического лица (LEI)
|
Применение лучших международных практик, упрощение идентификации юридических лиц
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2021
|
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
#1.7
|
Создание предпосылок внедрения стандарта ISO 20022 на рынке платежных услуг
|
Создание условий, способствующих снижению издержек участников финансового рынка и ускорению проведения финансовых транзакций
|
Введение в действие стандартов Банка России, формирование альбомов сообщений
|
2021
|
Банк России
|
1.8
|
Развитие платформы для удаленной идентификации
|
Повышение доступности финансовых услуг, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг, рост конкуренции на рынке финансовых услуг
|
Федеральный закон
|
2021
|
Минкомсвязь России
Росфинмониторинг
Минфин России
ФСБ России
с участием Банка России
|
Расширение способов дистанционного получения услуг физическими и юридическими лицами с использованием Единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы
|
|||||
1.9
|
Развитие электронного документооборота между Банком России, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами, в том числе при допуске на финансовый рынок
|
Снижение транзакционных и регуляторных издержек участников финансового рынка, в том числе при допуске на финансовый рынок
|
Нормативные акты Банка России
|
2019 - 2021
|
В части нормативных актов Банка России и организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
В случае признания целесообразным:
Нормативные правовые акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организационно-технические мероприятия
|
|||||
Переход на реестровую модель, когда право организации осуществлять деятельность на финансовом рынке подтверждается записью в реестре финансовой организации и выпиской из указанного реестра (для НФО)
|
В части нормативных правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти:
Минкомсвязь России
|
||||
#1.10
|
Определение правовых условий для оборота цифровых финансовых активов
|
Создание благоприятных условий для обращения цифровых финансовых активов на российском рынке
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2019
|
Банк России
|
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов N 419059-7 "О цифровых финансовых активах" и N 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)"
|
|||||
2. Развитие конкуренции на финансовом рынке
|
|||||
&2.1
|
Реализация раздела XIV "Финансовые рынки" плана мероприятий ("дорожной карты") Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р)
|
Усиление конкуренции на финансовом рынке за счет улучшения состояния конкурентной среды (в том числе за счет снижения барьеров входа на рынок и барьеров переключения потребителя между различными поставщиками финансовых услуг, устранения дискриминационных явлений на рынке), а также создания предпосылок для усиления добросовестной конкурентной борьбы между финансовыми институтами
|
В соответствии с "дорожной картой"
|
Сроки, соответствующие "дорожной карте"
|
Федеральные органы исполнительной власти
Банк России
Иные организации в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы
|
&2.2
|
Формирование правового базиса для создания, функционирования и развития платформы "Маркетплейс"
|
Усиление конкуренции между финансовыми организациями за привлечение и удержание потребителя, повышение доступности для потребителя финансовых услуг возможно широкого круга поставщиков услуг
|
Организационно-технические мероприятия
|
2020
|
В части организационно-технических мероприятий, дорожной карты по внедрению платформы, нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
Дорожная карта по внедрению платформы
|
|||||
В случае признания целесообразным:
Федеральный закон
|
|||||
В части федерального закона:
Минфин России
при участии Банка России
|
|||||
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
&2.3
|
Формирование правового базиса для внедрения субъектами финансового рынка открытых интерфейсов (Open API) и разработка соответствующего стандарта
|
Повышение доступности финансовых услуг в связи с ростом конкуренции
|
Федеральный закон
|
2021
|
Минфин России
ФАС России
Минкомсвязь России
при участии Банка России
|
&2.4
|
Обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных
|
Снижение регуляторных барьеров для внедрения инновационных бизнес-решений; снижение неопределенности по вопросу правомерности отдельных бизнес-практик, выведение их из серой зоны; обеспечение недискриминационного доступа к данным, перемещение фокуса конкуренции в поле эффективности обработки данных, а не доступа к ним; повышение удовлетворенности потребителя
|
Федеральный закон Нормативные акты Банка России
|
2021
|
В части федерального закона:
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
МВД России
ФСБ России
Роспотребнадзор
Банк России
ФАС России
|
В части нормативных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
#2.5
|
Формирование правового базиса, создание и развитие регистратора финансовых транзакций
|
Создание инфраструктуры поддержки дистанционной дистрибуции финансовых услуг, поддержка проекта системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов
|
Дорожная карта по внедрению системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов
|
2019
|
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
2.6
|
Разработка предложений и требований к платформе цифрового профиля с использованием единого технологического идентификатора
|
Создание условий для удобного, быстрого и легального обмена данными между потребителями и поставщиками информации, обеспечение для физических лиц возможности управления цифровыми согласиями на обмен данными
|
Федеральный закон
|
2021
|
В части федерального закона, нормативных актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти:
Минкомсвязь России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
Нормативные акты Правительства Российской Федерации
|
|||||
Нормативные правовые акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В части организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
|||||
&2.7
|
Обеспечение конкуренции на рынке эквайринга
|
Повышение качества услуг на рынке эквайринга, снижение цен на эквайринговые услуги
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2019
|
ФАС России
при участии Банка России
|
#2.8
|
Создание и развитие системы быстрых платежей
|
Развитие рынка платежных услуг, снижение межбанковских барьеров при переводах между физическими лицами, а также физических лиц в пользу юридических лиц, предоставление инновационных и удобных сервисов для потребителей финансовых услуг
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019 - 2021
|
Банк России
|
3. Повышение финансовой доступности
|
|||||
&3.1
|
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017 - 2019 годы (План мероприятий от 05.07.2017 N ПМ-01-59/31)
|
Повышение доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения
|
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты"
|
2019
|
Банк России
Минтруд России
|
#3.2
|
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства
|
Повышение доступности финансирования субъектов МСП (банковских кредитов, займов некредитных финансовых организаций, лизинга, факторинга, инструментов фондового рынка), а также повышение финансовой грамотности субъектов МСП
|
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты"
|
2019 - 2020
|
Банк России
|
3.3
|
Создание карты географического распределения точек доступа к финансовым услугам, в частности подразделений кредитных и некредитных финансовых организаций (микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, субъектов страхового дела, профессиональных участников рынка ценных бумаг), автоматических устройств с функциями приема и (или) выдачи наличных денежных средств, POS-терминалов, пунктов осуществления операций платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов), почтовых отделений, оказывающих платежные услуги, по населенным пунктам
|
Создание инструмента, повышающего прозрачность отображения информации о местоположении точек доступа к финансовым услугам с учетом их функционала, а также облегчающего для регулятора финансового рынка, органов власти, финансовых организаций и других заинтересованных сторон доступ к данной информации, в том числе с целью последующей оценки дефицита точек доступа на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях
|
Организационно-технические мероприятия
|
В части организационно-технических мероприятий:
2019
|
В части организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
Информационная поддержка
|
|||||
В части информационной поддержки:
Росстат
Минкомсвязь России
ФНС России
|
|||||
В части информационной поддержки:
2019 - 2021
|
|||||
3.4
|
Расширение перечня операций, для осуществления которых допускается привлечение банковских платежных агентов
|
Повышение доступности услуг по переводу денежных средств
|
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 603192-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
|
2019 - 2020
|
Минфин России
Банк России
|
#3.5
|
Изучение использования каналов доставки финансовых услуг на основе спутникового телевидения и других альтернативных технологий
|
Повышение удовлетворенности населения финансовыми услугами; рост проникновения использования финансовых продуктов; тестирование бизнес-моделей
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019
|
Банк России
|
#3.6
|
Реализация мер, направленных на получение кредитными организациями информации, относящейся к субъектам МСП и находящейся в различных информационных системах государственных органов и организаций, через внедрение единых унифицированных способов получения данной информации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, независимо от конкретной информационной системы, в которой хранится требуемая информация
|
Рост эффективности оценки кредитными организациями финансового состояния субъектов МСП за счет облегчения доступа к информации, относящейся к субъектам МСП и находящейся в различных информационных системах государственных органов и организаций
|
Организационно-технические мероприятия
|
2020
|
Банк России
|
3.7
|
Внедрение кредитными организациями единых стандартов кредитования субъектов МСП, в том числе в целях секьюритизации кредитных портфелей субъектов МСП
|
Стандартизация подхода к кредитованию МСП, повышение качества кредитного портфеля
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019 - 2021
|
АО "Корпорация "МСП" Минэкономразвития России
Банк России
АО "МСП Банк"
|
&3.8
|
Анализ целесообразности налогового стимулирования компаний малой капитализации, а также инвесторов в их ценные бумаги
|
В случае получения положительных результатов оценки целесообразности и последующей реализации соответствующих мер налогового стимулирования - повышение привлекательности выпуска ценных бумаг на соответствующих секторах ПАО Московская Биржа как источника привлечения финансирования в проекты МСП
|
Организационно-технические мероприятия
|
В части организационно-технических мероприятий, мер налогового стимулирования:
2019
|
В части организационно-технических мероприятий:
Банк России ПАО
Московская Биржа
Фонд развития промышленности
|
В случае признания целесообразным:
Меры налогового стимулирования компаний малой капитализации, выпустивших ценные бумаги на бирже
|
|||||
В части мер налогового стимулирования:
Минэкономразвития России
Минфин России
|
|||||
В случае признания целесообразным:
Федеральный закон
|
В части федерального закона:
2020
|
||||
В части федерального закона:
Минэкономразвития России
Минфин России
при участии Банка России
|
|||||
3.9
|
Разработка предложений по созданию стимулирующих условий по выпуску ценных бумаг компаниями малой и средней капитализации
|
Повышение привлекательности выпуска ценных бумаг на бирже как источника привлечения финансирования в проекты МСП
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019
|
Банк России
Минфин России
Минпромторг России
Минэкономразвития России
АО "Корпорация "МСП"
АО "МСП Банк"
Российский фонд прямых инвестиций
ПАО
Московская Биржа
Фонд развития промышленности
|
4. Развитие сегмента длинных денег
|
|||||
4.1
|
Создание института индивидуального пенсионного капитала (системы частных пенсионных накоплений)
|
Формирование источника длинных денег за счет формирования индивидуального пенсионного капитала (ИПК), повышение уровня жизни граждан при выходе на пенсию, рост доверия граждан к пенсионной системе
|
Федеральный закон
|
2019 - 2020
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минтруд России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
Нормативные акты Правительства Российской Федерации
|
|||||
Нормативные правовые акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
|
|||||
В части нормативных актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти:
Минфин России
Минтруд России
|
|||||
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
|||||
#4.2
|
Упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг
|
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала, снижение издержек при осуществлении эмиссии
|
Нормативные акты и иные акты Банка России
|
2019
|
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
#4.3
|
Создание возможности регистрации выпусков ценных бумаг в электронном виде
|
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала, снижение издержек при осуществлении эмиссии
|
Организационно-технические мероприятия
|
2021
|
Банк России
|
#4.4
|
Расширение линейки инструментов для привлечения долевого и долгового финансирования
|
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала; увеличение доступности линейки инвестиционных инструментов долевого и долгового финансирования (облигаций, ограниченных в обороте, конвертируемых ценных бумаг, неголосующих привилегированных акций)
|
Нормативные акты и иные акты Банка России
|
2019
|
Банк России
|
Создание стандартов СРО НФА для инфраструктурных облигаций
|
|||||
#4.5
|
Развитие инструментов контроля за реализацией долгосрочных инвестиционных проектов для обеспечения экономики долгосрочными финансовыми ресурсами
|
Разработка предложений, направленных на привлечение средств российских и иностранных институциональных инвесторов за счет возможности корпоративного контроля
|
Доклад для общественных консультаций
|
2019
|
Банк России
|
В рамках мероприятия предполагается:
1. Разработка и развитие инструментов мезонинного финансирования
2. Разработка концепции института прямых инвестиций (Private Equity) и сложных структурированных продуктов (мезонинного финансирования), в том числе для повышения стимулов его использования для публичных размещений
|
|||||
4.6
|
Совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС)
|
Формирование источника длинных денег за счет привлечения средств физических лиц на финансовый рынок
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2020
|
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
|
4.7
|
Привлечение инвесторов, ориентированных на финансирование социально ответственных проектов, включая "зеленые" финансы
|
Обеспечение притока прямых иностранных инвестиций, ориентированных на социально ответственные проекты, создание конкурентоспособных производственных мощностей, в том числе за счет:
организации системы верификации проектов ответственного финансирования;
обеспечения раскрытия проектной информации по принятым международным стандартам (ICMA Green Bond Principles, ICMA Green Loan Principles, Climate Bonds Standard & Certification Scheme, Principles for Responsible Banking);
обеспечения надлежащей сегрегации денежных потоков по проектам ответственного финансирования
|
Доклад для общественных консультаций
|
В части доклада для общественных консультаций:
2019
|
В части доклада для общественных консультаций:
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
Минприроды России
Минпромторг России
|
В случае признания целесообразным:
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
|||||
В части доклада в Правительство Российской Федерации:
2020
|
|||||
В части доклада в Правительство Российской Федерации:
Минфин России
Минэкономразвития России
Минприроды России
Минпромторг России
Банк России
|
|||||
4.8
|
Развитие институтов ценовых центров и финансовых индикаторов
|
Повышение ценовой прозрачности на финансовом рынке
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2019
|
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
|
5. Развитие корпоративных отношений
|
|||||
&5.1
|
Реализация мероприятий по направлению "Совершенствование корпоративного управления" Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р
|
Достижение результатов, предусмотренных Планом мероприятий "Трансформация делового климата"
|
Формы реализации, предусмотренные Планом мероприятий "Трансформация делового климата"
|
Сроки, предусмотренные Планом мероприятий "Трансформация делового климата"
|
Минэкономразвития России
Банк России
Минюст России
Минфин России
|
#5.2
|
Повышение качества корпоративного управления эмитентов
|
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала; повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий через внедрение публичными компаниями лучшей практики корпоративного управления
|
Нормативные акты и иные акты Банка России
|
На постоянной основе
|
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В рамках мероприятия предполагается:
|
|||||
Внедрение публичными компаниями Кодекса корпоративного управления
|
|||||
#5.3
|
Разработка методических материалов и руководств в области корпоративного управления для публичных компаний и финансовых организаций
|
Повышение эффективности управления, финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятий через внедрение лучшей практики корпоративного управления
|
Организационно-технические мероприятия
|
На постоянной основе
|
Банк России
|
В рамках мероприятия предполагается (в том числе):
Руководство для директоров
Руководство по самооценке эффективности совета
Руководство по обеспечению преемственности управления
Кодекс надлежащего управления (для институциональных инвесторов) - в случае принятия решения о целесообразности
|
|||||
#5.4
|
Совершенствование процедуры раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг
|
Снижение издержек эмитентов эмиссионных ценных бумаг, связанных с раскрытием информации, через применение принципа пропорциональности
|
Нормативные акты и иные акты Банка России
|
2020
|
Банк России
|
Обеспечение инвесторов информацией, необходимой для принятия обоснованного решения, в том числе раскрытие информации о сделках организаций, входящих в группу (о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, в совершении которых имеется заинтересованность контролирующего акционера или членов органов управления акционерного общества - эмитента)
|
|||||
6. Совершенствование надзорного подхода Банка России
|
|||||
6.1
|
Расширение сферы применения профессионального (мотивированного) суждения
|
Снижение издержек рынка по соблюдению регулирования; повышение результативности деятельности регулятора; защита интересов потребителей финансовых услуг
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий:
2019 - 2021
|
В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
Федеральный закон
|
|||||
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
|||||
В части федерального закона:
2021
|
|||||
#6.2
|
Развитие пропорционального регулирования и надзора
|
Повышение информационной прозрачности, гармонизация законодательства, регулирующего деятельность различных субъектов финансового рынка; снижение регуляторной нагрузки, повышение конкуренции
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2021
|
Банк России
|
#6.3
|
Расширение применения оценки качества корпоративного управления (в том числе процессов управления рисками и принятия решений) в процессе надзора за деятельностью финансовых организаций
|
Повышение эффективности надзора, обеспечение превентивного характера надзора
|
Организационно-технические мероприятия
|
2021
|
Банк России
|
Предупреждение рисков в деятельности финансовых организаций путем выявления особенностей в организации корпоративного управления, которые впоследствии могут оказать негативное воздействие на деятельность финансовой организации в целом
|
|||||
#6.4
|
Повышение эффективности консолидированного надзора за кредитными организациями - участниками банковских холдингов, внедрение концепции консолидированного надзора за финансовыми группами
|
Повышение устойчивости кредитных организаций - участников банковских холдингов и банковских групп, повышение качества управления рисками и систем внутреннего контроля
|
Доклад для общественных консультаций
|
2021
|
В части доклада для общественных консультаций, нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В части федерального закона:
Минфин России
|
|||||
Контроль за принимаемыми финансовыми организациями рисками в рамках группы, в том числе рисками концентрации; предотвращение направления финансовыми организациями средств на цели связанного бизнеса в ущерб финансовой устойчивости; защита интересов инвесторов и конечных потребителей; рост доверия к российскому финансовому рынку, внедрение системы консолидированного надзора за финансовыми группами
|
|||||
В случае признания целесообразным:
Федеральный закон
|
|||||
#6.5
|
Совершенствование методологии надзорного стресс-тестирования банковского сектора
|
Повышение проактивной функции банковского надзора
|
Организационно-технические мероприятия:
Апробация методологии надзорного стресс-тестирования, учитывающего индивидуальные особенности (в том числе профиль рисков) отдельных банков и банковских групп
|
2020
|
Банк России
|
6.6
|
Наделение Банка России полномочиями по регулированию аудиторской деятельности и надзору за ней
|
Укрепление доверия к бухгалтерской (финансовой) отчетности участников финансового рынка, снижение рисков инвесторов и потребителей финансовых услуг
|
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 273179-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)"
|
2019
|
Минфин России
Банк России
|
7. Противодействие недобросовестным практикам, профилактика и пресечение правонарушений
|
|||||
#7.1
|
Расширение и совершенствование использования института деловой репутации и оценки квалификации в регулировании финансовых организаций, повышение персональной ответственности руководителей финансовых организаций
|
Повышение ответственности менеджеров финансовых организаций, ограничение возможностей лиц с плохой деловой репутацией по работе в сфере финансового рынка; снижение недобросовестных практик, рост доверия к финансовым организациям
|
Федеральный закон
|
2021
|
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
|
|||||
Предъявление требований к должностным лицам финансовых организаций в части квалификации и требований к деловой репутации в зависимости от занимаемой должности и вида финансовой организации
|
|||||
7.2
|
Развитие норм, касающихся раскрытия конфликта интересов и управления им, а также институтов фидуциарной ответственности на финансовом рынке
|
Принятие финансовыми организациями мер, направленных на минимизацию конфликта интересов; повышение защищенности потребителя и его удовлетворенности от пользования финансовыми услугами
|
Стандарты СРО
|
2021
|
В части стандартов СРО:
СРО, Банк России
|
Нормативные акты Банка России
|
|||||
В части нормативных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
7.3
|
Создание института сделки с регулятором
|
Снижение издержек расследования нарушений, повышение результативности действий регулятора
|
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов N 220190-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и N 564013-7 "О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
|
2019 - 2020
|
Минфин России
Минэкономразвития России
Банк России
|
Внесение в законодательство изменений, обеспечивающих право Банка России смягчать или не применять меры воздействия за нарушения, связанные с манипулированием рынком и (или) неправомерным использованием инсайдерской информации, в отношении лиц, выполнивших условия соглашения с Банком России, в том числе по активному содействию в расследовании обстоятельств нарушения, а также компенсации причиненного нарушением вреда
|
|||||
7.4
|
Развитие механизма взаимодействия Банка России с правоохранительными органами по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на финансовом рынке
|
Повышение результативности взаимодействия Банка России с правоохранительными органами, позволяющего оперативно выявлять и пресекать преступления на финансовом рынке Российской Федерации
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019 - 2020
|
Банк России
МВД России
ФСБ России
Росфинмониторинг
|
Разработка критериев достаточности материалов для принятия мер к недобросовестным участникам финансового рынка и финансовым пирамидам
|
|||||
#7.5
|
Проведение Банком России тематических учебных мероприятий, круглых столов по обмену опытом и обсуждению актуальных вопросов с представителями правоохранительных органов
|
Повышение результативности межведомственного взаимодействия по профильным направлениям, рост неотвратимости наказания
|
Организационно-технические мероприятия
|
На постоянной основе
|
Банк России
|
7.6
|
Нормативное развитие системы противодействия недобросовестным практикам
|
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников, рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2021
|
Банк России
Минкомсвязь России
Генеральная прокуратура Российской Федерации
ФСБ России
Минэкономразвития России
Минфин России
Росфинмониторинг
ФАС России
|
Проработка возможности получения доступа к тайне связи в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
|
|||||
Внедрение института информаторов, в том числе предусматривающего компенсацию за передачу информации
|
|||||
Расширение полномочий Банка России по сбору доказательной базы, необходимой для подтверждения безлицензионной деятельности на финансовом рынке
|
|||||
Расширение сферы действия законодательства Российской Федерации в области ПНИИИ/МР на внебиржевой рынок
|
|||||
#7.7
|
Модернизация системы мер в целях применения соразмерного наказания за осуществление нелегальной деятельности на финансовом рынке
|
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников, рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг
|
2021
|
Банк России
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Минюст России
Минфин России
Минэкономразвития России
|
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В рамках мероприятия предполагается:
Разработка комплекса мер, направленных на обеспечение хранения информации о деятельности на финансовом рынке, в том числе предусматривающих ответственность за сокрытие, искажение и компрометацию информации, свидетельствующей о правонарушениях на финансовом рынке
|
|||||
7.8
|
Создание условий для присоединения к Расширенному многостороннему меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO EMMoU), наделение Банка России дополнительными полномочиями группы "А" в целях присоединения к IOSCO EMMoU
|
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников в части трансграничной деятельности, рост инвестиционной привлекательности и имиджа российского финансового рынка
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2021
|
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
|
7.9
|
Совершенствование применения информационно-аналитических систем при противодействии недобросовестным практикам
|
Повышение эффективности выявления и противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке
|
Организационно-технические мероприятия
|
2021
|
Банк России
МВД России
ФАС России
Росфинмониторинг
|
Развитие ситуационного центра:
- расширение использования данных репозитария и внебиржевых сделок
- развитие технологий (включая инструменты big data) автоматизированного мониторинга финансового рынка
- развитие механизма статистической экспертизы, в том числе с применением стохастического аппарата
- оценка возможности применения инструментария математического анализа в целях доказывания случаев применения недобросовестных практик
- построение механизма оперативного комплексного анализа операций участников финансового рынка
|
|||||
#7.10
|
Содействие развитию системы добросовестного поведения участников финансового рынка
|
Рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг, снижение транзакционных издержек участников финансового рынка
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019
|
В части организационно-технических мероприятий, разработки и внедрения кодекса добросовестного поведения участников финансового рынка, разработки рекомендаций для профессионального сообщества:
Банк России
СРО
|
Разработка и внедрение кодекса добросовестного поведения участников финансового рынка
|
|||||
Разработка и внедрение кодекса этики финансового аналитика
|
|||||
Разработка рекомендаций для профессионального сообщества
|
|||||
В части разработки и внедрения кодекса этики финансового аналитика:
Банк России
|
|||||
#7.11
|
Обеспечение справедливого ценообразования на организованном рынке
|
Рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг, повышение эффективности работы рыночных механизмов на финансовом рынке
|
Издание методических рекомендаций по формированию и применению критериев активности и ликвидности рынков
|
2021
|
Банк России
|
Организация мониторинга качества функционирования ценовых центров и администраторов финансовых индикаторов
|
|||||
Исключение возможности привлечения профессиональными участниками рынка ценных бумаг клиентов - физических лиц с целью исполнения обязанностей маркетмейкера на уровне нормативного акта Банка России
|
|||||
Раскрытие организаторами торговли агрегированной информации о сделках маркет-мейкеров на фондовом рынке (в частности, в отношении накопленной позиции - на периодической основе, в отношении агрегированных показателей об объеме сделок маркет-мейкера и его доли в торгах, времени поддержаний котировок - на ежегодной основе)
|
|||||
#7.12
|
Повышение прозрачности действий Банка России в целях укрепления доверия участников финансового рынка
|
Повышение доверия к регулятору
|
Организационно-технические мероприятия:
1. Стандартизация мер, применяемых Банком России за нарушения в области ПНИИИ/МР
2. Развитие диалога регулятора с участниками рынка:
(а) получение регулярной обратной связи от участников финансового рынка путем проведения опросов по интересующим темам
(б) проведение обучающих семинаров и тренингов по тематике противодействия недобросовестным практикам
|
2021
|
Банк России
|
8. Развитие международного взаимодействия
|
|||||
#8.1
|
Формирование архитектуры финансового рынка Евразийского экономического союза, в том числе посредством гармонизации законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
|
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, рост системной устойчивости, повышение качества и набора финансовых услуг, развитие конкуренции
|
Разработка проекта концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза
|
2019 - 2021 на постоянной основе
|
В части проектов соглашений и нормативных актов Банка России:
Банк России
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
|||||
Международные соглашения (в случае необходимости)
|
|||||
Федеральные законы Российской Федерации (в случае необходимости)
|
|||||
Нормативные и иные акты Банка России (в случае необходимости)
|
|||||
8.2
|
Разработка условий взаимного допуска брокеров и дилеров одного государства - члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторы торговли) других государств - членов Евразийского экономического союза
|
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, доступ российских эмитентов к дополнительным каналам привлечения долгосрочного финансирования, расширение условий для выхода российских участников финансового рынка на рынки государств - членов ЕАЭС
|
Проект соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства - члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторы торговли) других государств - членов Евразийского экономического союза
|
2019 - 2021
|
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
8.3
|
Разработка условий взаимного допуска (размещения и обращения) ценных бумаг на биржах (организаторах торговли) государств - членов Евразийского экономического союза
|
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, доступ российских эмитентов к дополнительным каналам привлечения долгосрочного финансирования, расширение условий для выхода российских участников финансового рынка на рынки государств - членов ЕАЭС
|
Проект соглашения о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах (организаторах торговли) в государствах - членах Евразийского экономического союза
|
2021
|
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
8.4
|
Формирование рынка аудиторских услуг Евразийского экономического союза, условий и требований к нему
|
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, рост системной устойчивости, развитие конкуренции, защита прав потребителей финансовых услуг, создание условий для выхода российских участников финансового рынка на рынки государств - членов ЕАЭС
|
Проект соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического пространства, международные соглашения в области взаимодействия государств - членов ЕАЭС
|
2019 - 2021
|
Минфин России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
с участием Банка России
|
8.5
|
Формирование условий для трансграничного обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза
|
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, рост системной устойчивости, повышение качества и набора финансовых услуг, защита прав потребителей финансовых услуг
|
Проект соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза
|
2019 - 2020
|
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
ФСБ России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
#8.6
|
Создание условий для формирования единого платежного пространства в рамках ЕАЭС
|
Создание условий для усиления экономических связей со странами ЕАЭС, повышения доступности финансовых услуг для потребителя
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019 - 2021
|
Банк России
совместно с центральными (национальными) банками стран ЕАЭС
|
8.7
|
Гармонизация регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности на пространстве ЕАЭС
|
Обеспечение доверия к финансовым услугам, повышение финансовой стабильности, применение специализированных средств криптографической защиты информации на пространстве Евразийского экономического союза
|
Межбанковские соглашения в области сотрудничества
|
2019 - 2021
|
В части межбанковских соглашений:
Банк России
ФСБ России
Минкомсвязь России
Минфин России
Минэкономразвития России
Иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Проект соглашения о применении средств криптографической защиты информации при осуществлении трансграничного обмена информацией
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
#8.8
|
Участие в проекте по созданию Фонда облигаций стран БРИКС
|
Развитие сотрудничества стран БРИКС на финансовом треке
|
Создание локального финансового механизма на рынке облигаций страны - участницы проекта
|
2021
|
В части концепции механизма и в случае потребности изменения нормативных актов Банка России:
Банк России
|
Повышение финансовой устойчивости экономик стран БРИКС за счет развития локальных рынков облигаций
|
|||||
При необходимости:
Федеральный закон
|
|||||
В случае потребности изменения федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
|||||
9. Совершенствование регулирования бюро кредитных историй
|
|||||
9.1
|
Повышения надежности идентификации сделок (договоров), учитываемых в БКИ, посредством внедрения их уникального идентификатора
|
Снижение количества ошибок в данных БКИ в отношении субъектов кредитной истории за счет повышения точности идентификации сделок и уточнения состава и порядка формирования передаваемых в БКИ сведений
|
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 542749-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О кредитных историях"
|
2019
|
В части сопровождения проекта федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
Банк России
|
В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
|||||
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
9.2
|
Совершенствование надзорных полномочий Банка России в отношении БКИ, повышение качества и достоверности данных БКИ
|
Предоставление БКИ возможности оказывать новые виды аналитических услуг финансовым организациям, повышение качества оказываемых БКИ услуг, рост качества оценки рисков заемщиков, снижение системных рисков, удешевление финансовых услуг для потребителя
|
Федеральный закон
|
2021
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
#9.3
|
Повышение качества и достоверности данных БКИ, в том числе за счет использования для скоринга данных социальных сетей и иных легальных источников
|
Возможность БКИ оказывать новые виды аналитических услуг финансовым организациям, рост качества оценки рисков заемщиков, повышение удовлетворенности населения за счет адресности услуг и справедливого ценообразования
|
Проект федерального закона
|
2021
|
Банк России
|
В случае признания целесообразным:
Доклад для общественных консультаций
|
|||||
10. Защита прав потребителей и инвесторов
|
|||||
#10.1
|
Введение института квалифицированных инвесторов для юридических лиц при приобретении сложных финансовых продуктов
|
Защита интересов инвесторов - юридических лиц, снижение рисков в деятельности юридических лиц
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2019
|
В части доклада в Правительство Российской Федерации:
Банк России
|
В случае признания целесообразным:
Федеральный закон
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
В части федерального закона:
Минфин России
|
|||||
10.2
|
Совершенствование системы защиты инвесторов - физических лиц на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля
|
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми продуктами и услугами, ограничение рисков потребителей, рост доверия к финансовому рынку
|
Федеральный закон
|
В части федерального закона:
2019
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
2019 - 2021
|
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
||||
#10.3
|
Развитие института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг
|
Снижение издержек граждан на защиту интересов, рост доверия граждан к финансовым инструментам, снижение количества споров на финансовом рынке
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2020
|
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
#10.4
|
Определение подходов к регулированию и надзору за трансграничным оказанием услуг иностранными финансовыми организациями
|
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников в части трансграничной деятельности, защита интересов потребителей финансовых услуг, снижение трансграничного арбитража
|
Доклад для общественных консультаций
|
2021
|
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
#10.5
|
Оценка целесообразности внедрения саморегулирования в банковском сегменте в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг
|
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми услугами, рост проникновения использования финансовых продуктов, оптимизация регуляторной нагрузки
|
Доклад для общественных консультаций и/или организационно-технические мероприятия
|
2019
|
Банк России
|
#10.6
|
Ограничение распространения информации о нелегальных услугах на финансовом рынке
|
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми услугами, рост доверия к финансовому рынку, рост проникновения использования финансовых продуктов; повышение защищенности потребителя от недобросовестных провайдеров услуг
|
Доклад для общественных консультаций
|
2019 - 2021
|
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России и/или базовые стандарты защиты прав потребителей финансовых услуг
|
|||||
10.7
|
Совершенствование системы регулирования и надзора, повышающее ответственность лиц, действующих в качестве агентов кредитных организаций (за исключением банковских платежных агентов (субагентов)) и некредитных финансовых организаций, за некачественную продажу финансовых продуктов
|
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми услугами, рост доверия к финансовому рынку, рост проникновения использования финансовых продуктов
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2020
|
В части доклада в Правительство Российской Федерации:
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
|
Нормативные акты Банка России (в том числе устанавливающие требования к содержанию базовых стандартов защиты прав потребителей финансовых услуг) и иные акты Банка России
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
#10.8
|
Совершенствование механизма медиации и досудебного урегулирования вопросов, связанных с обеспечением и защитой прав акционеров и инвесторов
|
Оценка возможности распространения подходов урегулирования споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг на споры, связанные с нарушением прав и законных интересов акционеров и инвесторов
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2021
|
Банк России
|
11. Повышение финансовой грамотности
|
|||||
&11.1
|
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017 - 2023 годов
(утв. Банком России, Минфином России 03.12.2018)
|
Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения
|
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты"
|
Сроки, соответствующие "дорожной карте"
|
Банк России
Минфин России
Минпросвещения России
Минобрнауки России
ПФР
Роспотребнадзор
|
Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения
|
|||||
&11.2
|
Реализация Перечня мероприятий Минобрнауки России и Банка России в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 - 2021 годы (План мероприятий от 18.04.2017 N ПМ-01-59/12)
|
Внедрение тематики финансовой грамотности во все уровни образования
|
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты"
|
Сроки, соответствующие "дорожной карте"
|
Банк России
Минпросвещения России
Минобрнауки России
|
11.3
|
Проведение обучающих мероприятий для субъектов МСП
|
Повышение финансовой грамотности субъектов МСП
|
Вебинары, очные семинары и конференции
|
2019 - 2021
|
Банк России
АО "Корпорация "МСП"
Минэкономразвития России
Фонд развития промышленности
|
12. Развитие инфраструктуры и совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка
|
|||||
#12.1
|
Обеспечение проведения оценки российской юрисдикции на соответствие Принципам для инфраструктур финансового рынка
|
Подтверждение соответствия российского регулирования инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем международным стандартам, рост доверия к российскому финансовому рынку и повышение его глобальной конкурентоспособности
|
Организационно-технические мероприятия
|
2021
|
Банк России
|
#12.2
|
Совершенствование регулирования центральных контрагентов
|
Рост доверия к российскому финансовому рынку, повышение глобальной конкурентоспособности национальных инфраструктурных организаций финансового рынка
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2020
|
Банк России
|
В рамках мероприятия предполагается:
1. Внедрение режимов восстановления финансовой устойчивости и урегулирования несостоятельности центральных контрагентов с целью обеспечения непрерывности оказания центральными контрагентами значимых для финансового рынка услуг
2. Оптимизация применяемых в отношении центральных контрагентов требований к ведению финансовой отчетности
3. Совершенствование применяемых в отношении центральных контрагентов требований к раскрытию информации с учетом международных стандартов раскрытия количественной информации о деятельности центральных контрагентов
|
|||||
#12.3
|
Совершенствование методологии макропруденциального стресс-тестирования
|
Своевременное выявление потенциальных системных рисков кредитных организаций и некредитных финансовых организаций на макроуровне
|
Доклад для общественных консультаций
|
2020
|
Банк России
|
13. Задачи по развитию банковского сектора
|
|||||
#13.1
|
Совершенствование надзорного инструментария за счет применения анализа бизнес-моделей кредитных организаций
|
Повышение превентивности надзора, выявление проблем в деятельности банков на ранних стадиях, повышение устойчивости финансовых организаций
|
Организационно-технические мероприятия
|
2020
|
Банк России
|
#13.2
|
Изменение подхода к формированию банками резервов на возможные потери с учетом залогов
|
Обеспечение финансовой устойчивости кредитных организаций, защита прав кредиторов и вкладчиков
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2021
|
Банк России
|
13.3
|
Поэтапное внедрение регулятивных подходов, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе Базелем III
|
Внедрение в банковское регулирование лучших международных стандартов оценки и регулирования рисков, практик и передовых технологий с целью обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и защиты интересов их кредиторов и вкладчиков
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2021
|
Банк России
|
14. Задачи по развитию рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов
|
|||||
#14.1
|
Пересмотр подходов к регулированию деятельности по учету прав на ценные бумаги
|
Анализ регуляторных и поведенческих барьеров, препятствующих развитию справедливой конкуренции в сфере учета прав на ценные бумаги
|
Доклад для общественных консультаций
|
2019
|
Банк России
|
В рамках мероприятия предполагается:
Сближение регуляторных моделей депозитариев и регистраторов
|
|||||
#14.2
|
Расширение определения инвестиционной деятельности за свой счет путем включения в периметр регулирования деятельности по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и других договоров со встроенным финансовым рычагом
|
Ограждение потребителей финансовых услуг от приобретения не подходящих им по профилю сложных и высокорискованных производных финансовых инструментов
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2019
|
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
В рамках мероприятия предполагается:
Установление более жесткого регулирования деятельности в розничном сегменте, где существует потребность в защите слабой стороны договора, и относительно либерального регулирования деятельности в коммерческом секторе, где подобные инструменты используются в предпринимательских целях, в том числе для управления рисками (ограничение публичного предложения сложных производных финансовых инструментов розничному сектору)
|
|||||
14.3
|
Установление в законодательстве универсальных правил сегрегации клиентских активов на всех уровнях посреднических взаимоотношений
|
Повышение защищенности интересов инвесторов в случае банкротства финансового посредника
|
Федеральный закон
|
2020
|
Минфин России
Минэкономразвития России
Банк России
|
#14.4
|
Развитие инструментов хеджирования
|
Рост удовлетворенности от пользования ПФИ, повышение возможностей субъектов экономики управлять рисками деятельности, рост проникновения финансовых услуг
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2020
|
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России (в случае подтверждения целесообразности по результатам проведенных Банком России консультаций)
|
|||||
В рамках мероприятия предполагается:
1. Устранение правовых неопределенностей в части разграничения ПФИ с иными видами договоров, расширения перечня базисных активов ПФИ, судебной защиты по требованиям из ПФИ с иностранными лицами
2. Устранение барьеров для заключения сложных договоров, содержащих элементы ПФИ
|
|||||
14.5
|
Реализация Российской Федерацией принятых на себя обязательств по реформированию рынка внебиржевых ПФИ в рамках "Группы двадцати" (централизованный клиринг и маржирование)
|
Рост удовлетворенности от пользования ПФИ, повышение возможностей субъектов экономики управлять рисками деятельности, рост проникновения финансовых услуг
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2019
|
В части доклада в Правительство Российской Федерации:
Банк России
Минфин России
Минэкономразвития России
|
Нормативные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В части нормативных актов Банка России и организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
|||||
15. Задачи по развитию страхового сектора
|
|||||
15.1
|
Совершенствование системы установления страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с учетом потребностей страхователей
|
Повышение ценовой и физической доступности ОСАГО
|
Федеральный закон
|
2019
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
ФАС России
с участием Банка России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Совершенствование условий договора ОСАГО с учетом потребностей страхователей
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
Повышение удовлетворенности потребителей страховых услуг
|
|||||
#15.2
|
Внедрение риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации, основанного на принципах Solvency II
|
Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций, защиты интересов потребителей страховых услуг
|
Федеральный закон
|
2021
|
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В рамках мероприятия предполагается:
1. Проведение количественных исследований с целью апробации и адаптации методологии расчета требований к капиталу в соответствии с принципами Solvency II
2. Подготовка нормативных актов Банка России
в отношении самостоятельной оценки страховыми компаниями рисков и платежеспособности (СОРП), оценки качества СОРП, указаний по расчету фактического и нормативного капитала, требований к надзорной отчетности
|
|||||
15.3
|
Создание условий для допуска филиалов иностранных страховых организаций на страховой рынок Российской Федерации, отраженных в Перечне специфических обязательств России по услугам (приложение II к Протоколу от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."), в том числе путем изменения законодательства Российской Федерации
|
Выполнение обязательств, принятых Российской Федерацией при присоединении к Всемирной торговой организации
|
Федеральный закон
|
2021
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
с участием Банка России
|
Нормативно-правовые акты ФНС России
|
|||||
Нормативные акты Банка России
|
|||||
Создание условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
|
|||||
В части нормативно-правовых актов
ФНС России:
ФНС России
|
|||||
Создание условий для развития конкуренции на российском рынке страхования
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
Повышение уровня защиты интересов потребителей страховых услуг
|
|||||
15.4
|
Реализация мер, направленных на развитие отдельных видов добровольного страхования
|
Расширение охвата страхованием
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации
|
2019 - 2021
|
В части нормативных правовых актов Российской Федерации:
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
с участием Банка России
|
Повышение качества и доступности страховых услуг
|
|||||
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Повышение удовлетворенности потребителей страховыми услугами
|
|||||
Развитие инструментов и источников формирования длинных финансовых ресурсов в национальной экономике
|
|||||
В части нормативных и иных актов Банка России:
Банк России
|
|||||
15.5
|
Проработка вопросов развития и интеграции информационных систем страховщиков и их объединений, содержащих сведения о страховании
|
Повышение уровня информационного взаимодействия на рынке страхования, информационной прозрачности
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2020
|
Минфин России
Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
с участием Банка России
|
Повышение удовлетворенности потребителей страховыми услугами
|
|||||
Повышение доступности страховых услуг
|
|||||
&15.6
|
Определение правовых условий для развития электронного документооборота между потребителями страховых услуг, страховщиками, страховыми посредниками
|
Устранение правовой неопределенности деятельности страховых посредников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
Федеральный закон
|
2019
|
Минфин России
Минэкономразвития России
при участии Банка России
|
В рамках мероприятия предполагается:
Допуск страховых посредников к заключению договоров страхования в электронном виде (пункт 01.01.002.005.001 Плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации")
|
|||||
Расширение области электронного взаимодействия в страховании
|
|||||
Расширение охвата страхованием
|
|||||
&15.7
|
Развитие взаимного страхования и повышение его востребованности у граждан и юридических лиц
|
Расширение охвата страхованием
|
Федеральный закон
|
2020
|
Минфин России
Минэкономразвития России
ФАС России
при участии Банка России
|
Повышение доступности страховых услуг
|
|||||
#15.8
|
Совершенствование механизмов противодействия страховому мошенничеству
|
Минимизация доли страхового мошенничества
|
Федеральный закон
|
2021
|
Банк России
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
|||||
Повышение уровня информационного взаимодействия на рынке страхования в целях противодействия страховому мошенничеству
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
Создание условий для повышения раскрываемости преступлений в сфере страхового и околострахового мошенничества
|
|||||
16. Задачи по развитию сектора коллективных инвестиций и доверительного управления
|
|||||
#16.1
|
Развитие потенциала финансирования экономического роста со стороны негосударственных пенсионных фондов
|
Увеличение срока размещения средств НПФ за счет введения права НПФ не переоценивать по рынку активы, удерживаемые до погашения, при определении стоимости чистых активов НПФ (в случае неизменности их кредитного качества)
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2019
|
Банк России
|
17. Задачи по развитию сектора микрофинансирования
|
|||||
#17.1
|
Развитие ломбардного рынка и рынка кредитной кооперации
|
Минимизация недобросовестных практик на ломбардном рынке и рынке кредитной кооперации
|
Проект федерального закона
|
2021
|
Банк России
|
Нормативные акты и иные Банка России
|
|||||
Повышение защиты прав пайщиков и их вовлеченности в деятельность КПК
|
В рамках мероприятия предполагается:
1. Повышение стабильности функционирования КПК, учет большего количества рисков в деятельности КПК, развитие принципов кооперативной общности и повышение ответственности членов КПК
2. Введение для ломбардов и КПК специальной процедуры допуска на финансовый рынок
3. Объединение индивидуальных условий займа с залоговым билетом, расширение разрешенных ломбардам видов деятельности
|
||||
Оптимизация регуляторной нагрузки на участников ломбардного рынка и рынка кредитной кооперации
|
|||||
#17.2
|
Совершенствование осуществления наличных денежных расчетов субъектов рынка микрофинансирования
|
Снижение издержек субъектов рынка микрофинансирования
|
Нормативные акты и иные Банка России
|
2019
|
Банк России
|
В рамках мероприятия предполагается:
Смягчение требований для КПК, СКПК, МФО и ломбардов, установленных Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов"
|
|||||
#17.3
|
Совершенствование системы надзора через СРО за субъектами рынка микрофинансирования
|
Повышение эффективности контроля профильного законодательства, осуществляемого СРО за своими членами
|
Доклад в Правительство Российской Федерации
|
2021
|
Банк России
|
18. Задачи по развитию платежных систем и платежной инфраструктуры
|
|||||
#18.1
|
Совершенствование и развитие функционала платежной системы Банка России
|
Внедрение новых платежных сервисов
|
Нормативные и иные акты Банка России
|
2021
|
Банк России
|
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
&18.2
|
Развитие Национальной системы платежных карт (НСПК)
|
Продвижение национальных платежных инструментов - карт Мир, развитие продуктов и сервисов платежной системы Мир (Мир Pay, Мир Accept, развитие программы лояльности и др.), повышение удовлетворенности пользователей карт Мир
|
В соответствии с "Планом мероприятий ("дорожной картой") АО НСПК по развитию ПС МИР ОПКЦ НСПК"
|
2019 - 2021
|
Банк России
НСПК
|
#18.3
|
Развитие системы передачи финансовых сообщений
|
Повышение качества и доступности платежных услуг
|
Организационно-технические мероприятия
|
2019 - 2021
|
Банк России
|
18.4
|
Создание возможности для завершения расчетов участников системно значимых платежных систем и инфраструктуры финансового рынка (центрального депозитария, центрального контрагента) по обязательствам, выраженным в валюте Российской Федерации, через платежную систему Банка России
|
Снижение расчетного риска, полное соответствие требованиям международного стандарта (принцип 9 стандарта Комитета по платежным системам и Международной организации комиссий по ценным бумагам "Принципы для инфраструктуры финансового рынка") и лучшей мировой практике
|
Федеральный закон
|
2020
|
В части федерального закона:
Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
Нормативные акты Банка России
|
|||||
Организационно-технические мероприятия
|
|||||
В части нормативных актов Банка России, организационно-технических мероприятий:
Банк России
|
Примечания:
По мероприятиям, предполагающим изменение федерального законодательства, ответственными в части принятия федеральных законов являются федеральные органы исполнительной власти.
Не выделены цветом мероприятия, реализуемые Банком России совместно с федеральными органами исполнительной власти.
Серым цветом выделены мероприятия, которые Банк России реализует самостоятельно.
Желтым цветом отмечены мероприятия, входящие в состав дорожных карт, отличных от "межведомственного" плана мероприятий по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов от 27.03.2019 N 2693п-П13.
По мероприятиям, по которым в графе "Форма реализации" указан федеральный закон, сроком реализации считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации. По мероприятиям, по которым в графе "Форма реализации" указан доклад в Правительство Российской Федерации, сроком реализации считать срок внесения проекта доклада в Правительство Российской Федерации. По мероприятиям, по которым в графе "Форма реализации" указан доклад для общественных консультаций, сроком реализации считать срок опубликования доклада для общественных консультаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
БКИ - бюро кредитных историй
ЕАЭС - Евразийский экономический союз
КПК - кредитные потребительские кооперативы
МФО - микрофинансовые организации
ПНИИИ/МР - противодействие недобросовестному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
ПФИ - производные финансовые инструменты
СКПК - сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
СРО - саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, если не указано иное
Субъекты МСП - субъекты малого и среднего предпринимательства
POS-терминалы - электронные терминалы, установленные в организациях торговли (услуг)