ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 апреля 2011 г. N 47-Т

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМ КЛИЕНТОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В целях организации надлежащей работы кредитных организаций, обслуживающих клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, направляем для использования в работе Рекомендации по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и статьи 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) при обслуживании платежных агентов, банковских платежных агентов (далее - Рекомендации).

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Ю.А. Чиханчин) согласовано.

Доведите настоящие Рекомендации до сведения кредитных организаций.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
С.М.ИГНАТЬЕВ

Приложение
к письму Банка России
от 07.04.2011 N 47-Т
"О направлении Рекомендаций кредитным
организациям, обслуживающим клиентов,
осуществляющих деятельность по
приему платежей физических лиц"

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 03.06.2009 N 103-ФЗ "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ"
И СТАТЬИ 13.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПЛАТЕЖНЫХ АГЕНТОВ,
БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ АГЕНТОВ

1. Пунктами 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ установлено, что платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и зачисления на него в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств.

Отдельный банковский счет, открываемый платежному агенту, является специальным банковским счетом <*>, который в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" подлежит открытию на балансовом счете N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент".

--------------------------------

<*> Письмо Банка России от 21 декабря 2009 года N 172-Т "Об открытии платежному агенту, банковскому платежному агенту отдельного банковского счета".

По сообщению территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций, имеются случаи осуществления платежными агентами операций по приему платежей физических лиц без использования отдельного банковского счета, открываемого платежному агенту на балансовом счете N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент" (далее - банковский счет N 40821), включая использование платежными агентами ранее открытых банковских счетов.

Осуществление платежными агентами операций по приему платежей физических лиц без использования банковского счета N 40821 нарушает требования пунктов 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ и создает условия для вовлечения кредитной организации в осуществление противоправной деятельности, что, в свою очередь, может свидетельствовать о недостатках в осуществлении кредитной организацией внутреннего контроля в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" и являться причиной возникновения у кредитной организации банковских рисков при обслуживании платежных агентов.

В целях управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации, при организации обслуживания платежных агентов кредитным организациям рекомендуется в рамках реализации принципа "знай своего клиента" <*> осуществить разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления операций по отдельным банковским счетам, открываемым платежным агентам, и мониторинга указанных операций.

--------------------------------

<*> Приложение 1 к Рекомендациям по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах, изложенным в письме Банка России от 30 июня 2005 года N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах".

В случае выявления кредитной организацией деятельности клиентов, имеющей признаки операций по приему платежей физических лиц, требования к которой установлены Законом N 103-ФЗ, кредитной организации рекомендуется получать у клиентов письменные пояснения о причинах неиспользования ими банковских счетов N 40821 для осуществления указанной деятельности, а также включать в договоры с платежными агентами условия, обязывающие их использовать для совершения операций по приему платежей физических лиц только банковские счета N 40821.

Кредитным организациям рекомендуется доводить до платежных агентов информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок приема платежей физических лиц, а также информацию о требованиях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. В целях реализации принципа "знай своего клиента" кредитной организации рекомендуется проводить мероприятия по выявлению случаев несоблюдения клиентами, осуществляющими деятельность по приему платежей, требований Закона N 103-ФЗ, в том числе в части осуществления указанной деятельности без использования отдельного банковского счета.

В рамках указанных мероприятий кредитным организациям рекомендуется:

осуществлять на постоянной основе сопоставление объема наличных денежных средств, внесенных на отдельный банковский счет платежного агента, и денежных средств, перечисленных в целях осуществления расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками;

анализировать выявленные расхождения сумм внесенных наличных денежных средств с суммами, перечисленными на осуществление расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками.

В связи с этим рекомендуется в ходе мониторинга уделять повышенное внимание операциям по банковским счетам N 40821 и осуществлять их анализ для оценки возможности отнесения к категории подозрительных операций, в частности, при отсутствии сведений, подтверждающих, что операции осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок приема платежей физических лиц.

Для достижения указанной цели рекомендуем включать в договоры, заключаемые кредитными организациями с платежными агентами, положения, предусматривающие обязанность платежных агентов предоставлять по запросам кредитных организаций документы и информацию, а также давать необходимые письменные пояснения, подтверждающие соответствие осуществляемых по банковским счетам N 40821 операций требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок приема платежей физических лиц.

Если при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля в отношении операций, совершаемых платежными агентами по банковскому счету N 40821, у кредитных организаций возникают подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, кредитным организациям следует направлять сведения об указанных операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. В соответствии со статьей 13.1 Закона о банках кредитная организация, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, обязана осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 Закона о банках и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В связи с этим кредитным организациям рекомендуется в рамках реализации принципа "знай своего клиента" осуществить разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления контроля за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 Закона о банках и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со статьей 13.1 Закона о банках несоблюдение банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией с таким банковским платежным агентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В связи с этим кредитным организациям рекомендуется в заключаемых с банковскими платежными агентами договорах об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц предусматривать порядок (процедуры) их расторжения в случае несоблюдения банковскими платежными агентами порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кредитным организациям рекомендуется доводить до банковских платежных агентов информацию о правилах осуществления расчетов в Российской Федерации, установленных Банком России, требованиях статьи 13.1 и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.