ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 сентября 1993 г. N 14-4/295

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО
ОБОРОТА

Центральный банк Российской Федерации в соответствии с принятым постановлением Совета директоров (протокол от 08.02.93 N 3/3) поручал Главным управлениям (Национальным банкам) обеспечить неукоснительное выполнение коммерческими банками требований по организации налично-денежного оборота и устранения недостатков в этих вопросах.

Однако имеющиеся материалы свидетельствуют о нарушении предприятиями, учреждениями и организациями действующего законодательства по вопросам ведения кассовых операций и организации налично-денежного оборота.

До настоящего времени не всеми коммерческими банками пересмотрены и установлены на 1993 год лимиты остатка касс, порядок и сроки сдачи выручки находящимся на обслуживании клиентам.

Вместо усиления контроля за осуществлением хозяйственными структурами расчетов по своим обязательствам в безналичном порядке отдельные банки производят выдачу им наличных денег в крупных суммах для оплаты товарно-материальных ценностей, приобретаемых у других юридических лиц. При этом нередко денежная наличность выдается банками за счет предоставления хозорганам кредитов на эти цели. В этих условиях не обеспечивается выполнение требований п. 4 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.92 N 2167-1 "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации" о систематической проверке учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями кассовой дисциплины.

Нарушение установленного действующим законодательством порядка ведения кассовых операций и расчетов в хозяйстве приводит к необоснованному увеличению потребности в наличных деньгах, а, следовательно, дополнительным расходам на их производство, транспортировку, хранение и пересчет. Кроме того, это может

привести к задержкам налично-денежных расчетов с населением.

Данные отчетности о кассовых оборотах банков (сим. 53) свидетельствуют о значительном росте в январе - августе 1993 года выдач наличных денег из касс банков на цели, связанные с обслуживанием хозяйственных расходов предприятий, организаций и учреждений, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения".

Так, в республике Дагестан выдачи из касс банков на указанные выше цели увеличились против соответствующего периода прошлого года в 87 раз, при этом в текущем году 74,4% кассового расхода области покрывается эмиссией, в Тюменской области соответственно 83 раза и 72,2%, Курганской - 54 раза и 39,4%, Орловской - 95 раз и 33,8%, Калужской - 60 раз и 30,8%, Коми республике - 87 раз и 49,1%, Карельской - 51 раз и 40 процентов.

Банки без обоснованности расходов беспрепятственно выдают предприятиям, организациям наличные деньги в крупных суммах на покупку горюче-смазочных материалов. Полученные таким образом в банке наличные деньги отдельные структуры использовали на оптовые закупки бензина у других хозорганов с целью последующей его перепродажи либо направляли на иные, не связанные с приобретением ГСМ цели.

Учреждениями банков бесконтрольно осуществляется выдача наличных денег хозяйственным структурам на закупки сельскохозяйственной продукции. Как показали последующие проверки целевого использования полученных на закупки сельхозпродукции у населения средств, проведенные отдельными территориальными управлениями, наличные деньги выдавались банками организациям, которые не имеют права на ведение таких закупок, и вовлекались последними в расчеты с другими хозорганами за материалы, продукцию, товары.

Повышенные требования на денежную наличность предъявляются хозорганами для расчетов за приобретаемую сельхозпродукцию и другие товары у физических и юридических лиц государств рублевой зоны и других государств ближнего и дальнего зарубежья.

В целях предотвращения необоснованного ввоза и вывоза из Российской Федерации валюты России необходимо учитывать, что Банк России по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации установил предельные суммы разрешенных к ввозу и вывозу наличных рублей гражданам, резидентам и нерезидентам Российской Федерации для государств рублевой зоны и Украины до 500 тыс. рублей, для других государств ближнего и дальнего зарубежья - до 100 тыс. рублей. При этом юридические лица, имеющие договорные отношения с юридическими лицами государств рублевой зоны, обязаны производить свои расчеты как в качестве покупателя, так и в качестве поставщика, только в безналичном порядке.

В связи с изложенным Центральный банк Российской Федерации поручает:

- рассмотреть состояние работы по вопросам организации налично-денежного оборота в регионе и принять неотложные меры к устранению имеющихся недостатков в организации безналичных расчетов в учреждениях банков всех уровней и бесперебойному обеспечению денежной наличностью расчетов с населением;

- при инспектировании коммерческих банков обращать серьезное внимание на выполнение учреждениями банков обязанностей по контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, а также за выполнением Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.06.93 N 626, которым установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами - 500 тыс. рублей, все расчеты свыше этой суммы должны производиться только в безналичном порядке. О неудовлетворительном состоянии работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций предприятиями и организациями информировать соответствующие Главы администраций регионов и правоохранительные органы.

Для сведения сообщаем, что Банком России разработан проект "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", который в ближайшее время будет рассмотрен на Совете директоров. Кроме того, по сообщению Комитета Верховного Совета Российской Федерации по законодательству, во втором чтении принят проект Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", которым определены меры ответственности должностных лиц предприятий и организаций, а также учреждений банков за невыполнение правил ведения кассовых операций и обязанностей по контролю за их соблюдением.

Первый заместитель
Председателя Центрального банка
Российской Федерации
А.В.ВОЙЛУКОВ