ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА
И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

ПИСЬМО
от 2 ноября 2007 г. N 12-1-5/2601

О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ АРБ

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел предложения и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля для кредитных организаций разрабатываются с учетом рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Рекомендации Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма изложены в приложении к письму Банка России от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с пунктом 2.1 указанного письма Банка России программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатываются кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом настоящих Рекомендаций, а также с учетом характера и основных направлений деятельности кредитной организации, клиентской базы и уровня типичных банковских рисков.

Содержащиеся в Рекомендациях положения представляют собой адресованные кредитным организациям рекомендации Банка России по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 7 Закона о противодействии в части необходимости использования Рекомендаций кредитными организациями. Таким образом, полнота применения Рекомендаций должна определяться кредитной организацией самостоятельно в зависимости от особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, учитывая при этом требования Закона о противодействии. Аналогичная позиция нашла свое отражение в пункте 2.1 Информационного письма Банка России от 29.11.2002 N 2 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

В этой связи считаем, что разработка и принятие Банком России единого нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень требований по содержанию правил внутреннего контроля, во-первых, выходит за рамки компетенции Банка России, определенной законом, а во-вторых, не будет отвечать требованиям Закона о противодействии, предъявляемым к организации внутреннего противолегализационного контроля в кредитных организациях.

Одновременно информируем, что в настоящее время Банком России разрабатывается проект письма, в котором предполагается дать дополнительные разъяснения территориальным учреждениям Банка России и кредитным организациям о порядке применения писем Банка России, содержащих рекомендации для кредитных организаций.

Директор Департамента
Е.И.ИЩЕНКО