ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 декабря 2003 г. N 12-1-4/4587

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
БАНКА РОССИИ ОТ 20.02.2001 N 134-П

Департамент валютного регулирования и валютного контроля сообщает следующее.

При получении от банка извещения, направленного в соответствии с пунктом 2.1.3 Положения Банка России "О порядке проведения расчетов в иностранной валюте, основанных на зачете взаимных требований между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, осуществляющими их агентское обслуживание" N 134-П от 20.02.2001 (далее - Положение N 134-П), Министерство финансов Российской Федерации (территориальный орган валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации) проводит проверку расчетов Судовладельца и Агента, основанных на зачете взаимных требований, за отчетный и предшествующий отчетному кварталы.

На основании пункта 1.2 Положения N 134-П расчеты, основанные на зачете взаимных требований в связи с расходами Судовладельца, не указанными в Приложении 1 к указанному Положению, осуществляются только при наличии у Судовладельца разрешения Банка России на проведение таких валютных операций.

Если в результате проверки, проведенной Министерством финансов Российской Федерации (территориальным органом валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации), будет выявлено, что Судовладелец осуществлял расчеты, не указанные в Приложении 1 к Положению N 134-П, и у него нет соответствующего разрешения Банка России на их проведение, то Судовладелец должен быть в установленном порядке привлечен к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Что касается удержания иностранным банком комиссионного вознаграждения, то в соответствии с банковской практикой услуги, предоставляемые банком по переводу денежных средств, оплачиваются клиентом.

В связи с этим, по мнению Департамента, в случае, если условиями экспортного контракта оплата банковских расходов возлагается на экспортера, то удержание иностранным банком суммы комиссии и связанных с переводом расходов этого банка при осуществлении перевода иностранной валюты в Российскую Федерацию по экспортному контракту является обоснованным недополучением экспортером-резидентом части выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Аналогичной позиции придерживается ГТК России в своих "Методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)", прилагаемых к письму от 30.09.2002 N 01-06/39049. В частности, в Методических рекомендациях указано, что не могут быть признаны правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факты незачисления валютной выручки от экспорта товаров, связанные с оплатой банковских расходов и комиссий, в случае, если их оплата за счет экспортера предусмотрена внешнеторговым договором.

Заместитель директора
Департамента
В.В.ЧИСТЮХИН