4. ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2019 ГОДУ И 2020 - 2022 ГОДАХ

4. ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2019 ГОДУ И 2020 - 2022 ГОДАХ

Операционная цель и система управления ликвидностью банковского сектора

Банк России оказывает влияние на экономику и инфляцию, устанавливая уровень ключевой ставки. Отправной точкой для формирования всех процентных ставок в экономике являются ставки межбанковского рынка, поэтому операционная цель денежно-кредитной политики Банка России заключается в поддержании однодневных ставок МБК вблизи ключевой ставки Банка России. Необходимым условием для ее достижения является формирование ситуации с ликвидностью, при которой банки располагают объемом денежных средств, достаточным для выполнения обязательных резервных требований и проведения клиентских платежей. Если в результате изменения спроса на наличные деньги, операций по бюджетному каналу или иных факторов остаток средств на корреспондентских счетах банков оказывается выше или ниже этого уровня, Банк России, соответственно, абсорбирует или предоставляет необходимые им средства с помощью своих операций.

Система управления ликвидностью банковского сектора включает в себя обязательные резервные требования, которые формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенный объем средств на корреспондентских счетах в Банке России, аукционы и операции постоянного действия по предоставлению и абсорбированию ликвидности. Минимальная (максимальная) ставка, по которой кредитные организации могут привлечь средства у Банка России (разместить в нем избыточную ликвидность) на аукционах, равна ключевой ставке Банка России. Ключевая ставка является центром процентного коридора Банка России, границы которого формируют ставки по операциям постоянного действия. В таком виде система управления ликвидностью банковского сектора существует с конца 2013 года <1>. В последующие годы повышались ее технологичность и удобство использования кредитными организациями.

--------------------------------

<1> Информация о системе управления ликвидностью банковского сектора представлена на официальном сайте Банка России в разделе "Денежно-кредитная политика", http://www.cbr.ru/DKP/about_monetary_policy/monetary_policy_framework/.

Достижение операционной цели денежно-кредитной политики

В 2019 г. однодневные ставки МБК находились преимущественно в нижней половине процентного коридора, вблизи ключевой ставки Банка России (рис. 4.1). За январь - сентябрь 2019 г. среднее абсолютное отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки (спред) снизилось и составило 18 б.п. (среднее за 2018 г. - 29 б.п.). В конце 2018 г. сокращению спреда препятствовало изменение структуры операций участников денежного рынка, которое произошло в сентябре. Отдельные банки нарастили заимствования в Банке России и в органах бюджетной системы и в связи с этим сократили спрос на денежном рынке. При этом другие участники рынка не сразу адаптировались к изменению рыночной структуры и не увеличили объем предложения на депозитных аукционах Банка России, что приводило к формированию временного избытка ликвидности на счетах банков. В конце 2018 - начале 2019 г. на фоне снижения кредитов постоянного действия в Банке России спрос крупных кредитных организаций на рублевую ликвидность на рынке повысился. По мере стабилизации размера профицита ликвидности и сближения величины предложения банков на депозитных аукционах с устанавливаемыми Банком России лимитами происходило сужение спреда рыночных ставок к ключевой ставке. В дальнейшем в условиях сохранения профицита ликвидности и при отсутствии значительных единовременных притоков ликвидности отрицательный спред рыночных ставок к ключевой ставке, по оценкам Банка России, в среднем не будет превышать 25 базисных пунктов.

СТАВКИ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
(в % годовых)
Рис. 4.1

--------------------------------

<*> Вмененная ставка по обратному валютному свопу Банка России = ставка размещения рублей - ставка заимствования валюты + LIBOR

(с 19.12.2016: ключевая ставка - 1 п.п. - (LIBOR + 1.5 п.п.) + LIBOR = ключевая ставка - 2.5 п.п.).

Источник: расчеты Банка России.

Факторы формирования и прогноз ликвидности

В 2019 г. в банковском секторе сохранялся структурный профицит ликвидности. Это означает, что на счетах кредитных организаций в Банке России денежных средств было больше, чем им необходимо для выполнения обязательных резервных требований и проведения платежей, и Банк России проводил аукционы по абсорбированию ликвидности. После увеличения в 2018 г. с 2,6 до 3,0 трлн руб. за январь - сентябрь 2019 г. структурный профицит снизился до 2,9 трлн рублей. В целом по итогам года ожидается его дальнейший рост до 3,6 - 3,9 трлн рублей.

В 2018 г. значимым источником притока ликвидности были меры Банка России по финансовому оздоровлению отдельных кредитных организаций. При этом бюджетные операции по итогам 2018 г. в отличие от предыдущих лет сформировали отток ликвидности в связи с временной приостановкой покупок Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила (рис. 4.2). Несмотря на это, структурный профицит на начало 2019 г. сформировался выше прогноза Банка России, представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. Это было связано в том числе с тем, что Федеральное казначейство и бюджеты субъектов Российской Федерации снизили к концу года объем средств, размещенных в банках на депозитах и по договорам репо, в меньшей степени, чем ожидалось Банком России.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
(накопленным итогом, трлн руб.)
Рис. 4.2

--------------------------------

<*> Без учета операций по размещению средств на банковских счетах в кредитных организациях.

<**> С учетом купонных выплат.

<***> Валютные интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке не проводились с 28.07.2015.

<****> Без учета операций по депозитам, репо и своп Федерального казначейства и операций Минфина России с ОФЗ, включая операции Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, расчеты по операциям Банка России "валютный своп" по продаже долларов США за рубли и прочие операции.

Источник: Банк России.

Еще одним фактором отклонения сложившегося уровня профицита от прогнозного было опережающее выполнение банками усреднения обязательных резервов в декабре 2018 г., что привело к снижению остатков средств на их корреспондентских счетах и соответствующему росту депозитов овернайт в Банке России в конце года. В предпосылки прогноза ликвидности и денежной программы Банком России была заложена равномерная траектория выполнения усреднения обязательных резервов кредитными организациями.

В 2019 г. Банк России возобновил регулярные операции и приступил к проведению отложенных в 2018 г. покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации бюджетного правила. При фактической цене на нефть марки Urals выше базовой цены эти операции компенсируют отток ликвидности за счет крупных налоговых платежей клиентов со счетов банков на бюджетные счета в Банке России в части дополнительных нефтегазовых бюджетных доходов. В 2019 г. отложенные покупки валюты формировали приток средств в банки. Эти операции осуществляются равномерно с февраля 2019 года. В январе - мае 2019 г. бюджетные операции приводили преимущественно к оттоку ликвидности и сокращению профицита, поскольку бюджетные доходы в этот период не в полной мере были компенсированы расходами и покупкой валюты, а также в связи с дальнейшим размещением ОФЗ Минфином России. В июне - сентябре значительный приток средств сформировался в результате роста задолженности банков по операциям Федерального казначейства. Снижение временно свободных остатков бюджетных средств на едином счете федерального бюджета в Банке России и увеличение размещения средств в банки способствует сглаживанию влияния бюджетных операций на потребность банковского сектора в ликвидности. Так, для проведения в конце года запланированных бюджетных расходов Федеральное казначейство может снизить объем размещения средств в банковские депозиты. В целом эти операции будут иметь нейтральное влияние на ликвидность банковского сектора и не приведут к значительному росту профицита в этот период.

На трехлетнем горизонте ожидается сохранение профицита ликвидности. По оценкам Банка России, к концу 2019 г. он составит 3,6 - 3,9 трлн рублей. В дальнейшем на фоне проведения отложенных покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации бюджетного правила в базовом сценарии ожидается рост структурного профицита ликвидности. Так, профицит ликвидности банковского сектора в базовом сценарии составит 5,0 трлн руб. к концу 2022 г., в сценарии с высокими ценами на нефть - 4,6 трлн рублей. Данные оценки рассчитаны исходя из основных параметров макроэкономического прогноза Банка России и с учетом бюджетных проектировок Минфина России. Банк России и далее будет абсорбировать избыточные средства с помощью депозитных аукционов и размещения купонных облигаций Банка России (КОБР). Это позволит поддерживать ставку МБК вблизи ключевой ставки и формировать денежно-кредитные условия, необходимые для поддержания годовой инфляции вблизи 4%.

Управление ликвидностью банковского сектора

В условиях профицита ликвидности банковского сектора Банк России, как и ранее, использовал в качестве основных операций денежно-кредитной политики депозитные аукционы на срок 1 неделя <2> (рис. 4.3). При этом в 2019 г. объем привлекаемых на них средств несколько снизился. Так, в 2018 г. средний объем привлечения средств на недельных депозитных аукционах составил 2,2 трлн руб., а в январе - сентябре текущего года - около 1,5 трлн рублей. Это связано как с сезонным снижением профицита ликвидности в первой половине года, так и с увеличением объема размещения КОБР на срок 3 месяца. Банк России выпускает эти облигации с целью абсорбировать устойчивую часть избыточной ликвидности на более длинные сроки. В 2018 г. средний объем КОБР в обращении <3> был равен 1,1 трлн руб., а в январе - сентябре 2019 г. - 1,5 трлн руб., что составляет около половины общего объема абсорбируемой ликвидности. В связи с ожидаемым во второй половине 2019 г. временным снижением профицита и меньшей потребностью в абсорбировании устойчивой части избытка ликвидности Банк России с июля по август 2019 г. сокращал объем размещения КОБР. Одновременно в июле - сентябре банки увеличили свой спрос на депозиты Федерального казначейства, что привело к росту структурного профицита ликвидности. В этих условиях Банк России повышал лимиты на депозитных аукционах. К концу 2019 г. выпуск КОБР будет снова увеличен пропорционально росту профицита ликвидности.

--------------------------------

<2> Основными операциями по управлению ликвидностью банковского сектора являются аукционы на срок 1 неделя. В условиях структурного профицита ликвидности это депозитные аукционы. Такие операции используются для оперативного управления ликвидностью банковского сектора. В дополнение к основным операциям Банк России использует среднесрочные операции. В случае структурного профицита это купонные облигации Банка России. С их помощью Банк России абсорбирует устойчивую часть структурного избытка, снижая объем требований по депозитам, который кредитным организациям необходимо еженедельно пролонгировать.

<3> По номинальной стоимости с учетом накопленного купонного дохода.

СТРУКТУРА ОПЕРАЦИЙ БАНКА РОССИИ <*>
(трлн руб.)
Рис. 4.3

--------------------------------

<*> Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.

<**> Валютный своп по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.

<***> Специализированные инструменты рефинансирования Банка России, кредиты, предоставленные Банком России в рамках безотзывных кредитных линий, операции "валютный своп" по продаже Банком России долларов США и евро за рубли.

Источник: Банк России.

Учитывая постепенную адаптацию банков к сформировавшимся притокам ликвидности и более активное их участие в основных операциях Банка России по абсорбированию, в 2019 г. снизилась частота проведения Банком России аукционов "тонкой настройки". Они проводились преимущественно в последние дни периодов усреднения обязательных резервов с целью уменьшить отклонение краткосрочных ставок МБК от ключевой ставки.

За исключением конца 2018 г., кредитные организации не предъявляли регулярного спроса на операции Банка России по предоставлению ликвидности. Эти инструменты были востребованы лишь отдельными банками при росте их потребности в ликвидности вследствие краткосрочных дисбалансов, которые не могли быть урегулированы с помощью операций на межбанковском рынке.

В январе - сентябре 2019 г. объем средств, который кредитные организации должны были за период усреднения поддерживать на корреспондентских счетах, составил в среднем около 2,3 трлн руб. (дополнительно 0,6 трлн руб. банки поддерживали на специальных счетах для хранения обязательных резервов, средства на которых банкам не доступны для текущих расчетов). С апреля 2019 г. вступило в силу решение Банка России об уточнении состава резервируемых обязательств кредитных организаций и снижении нормативов обязательных резервов по отдельным видам обязательств. Данное решение было направлено на повышение прозрачности и унификацию порядка расчета величины обязательных резервов. В состав резервируемых обязательств кредитных организаций были включены все долгосрочные обязательства кредитной организации, обязательства кредитной организации перед международными финансовыми организациями, а также перед государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ". Для компенсации увеличения суммы обязательных резервов одновременно были снижены на 0,25 п.п., до 4,75%, нормативы обязательных резервов по отдельным видам обязательств. В связи с этим влияние указанных решений на ликвидность банковского сектора было нейтральным.

С июля 2019 г. с целью дестимулирования роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций Банк России повысил на 1 п.п. нормативы обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций - до 8,00%. В результате совокупный объем обязательных резервов кредитных организаций (включая средства на специализированных счетах) увеличился на 35 млрд рублей.

Оптимизация процедуры проведения операций Банка России

Банк России в 2019 г. продолжил повышать технологичность и удобство использования банками операций Банка России.

С 23 января 2019 г. обмен электронными документами с кредитными организациями в рамках депозитных и кредитных (в части стандартных инструментов рефинансирования) операций был переведен на личные кабинеты (в соответствии с указанием Банка России от 3.11.2017 N 4600-У <1>). Перечень документов, обмен которыми осуществляется только в электронном виде, также был расширен. С 3 июня 2019 г. извещения о предоставлении кредитов, уведомления об изменении процентных ставок по предоставленным кредитам, а также уведомления об изменении состава предмета залога по кредиту направляются Банком России в кредитные организации только в электронном виде через личные кабинеты.

--------------------------------

<1> Указание Банка России от 3.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета".

С 15 апреля 2019 г. Банк России продлил с 19:00 до 20:25 по московскому времени время приема заявлений на получение кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам. Данная мера расширит возможности кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью в период урегулирования регулярного сеанса платежной системы Банка России. Период урегулирования был введен в действие со второго полугодия 2018 г. и длится с 20:00 до 21:00 по московскому времени. В это время осуществлять платежи могут только банки и клиринговые организации по отдельным операциям. Это позволяет банкам после проведения всех клиентских платежей оценить свою позицию по ликвидности к концу операционного дня и привлечь или разместить средства на межбанковском рынке или в Банке России.

В начале 2020 г. планируется перевести на электронный документооборот через личные кабинеты взаимодействие с кредитными организациями в рамках обмена информацией по нерыночным активам.

В начале 2019 г. запущена Система быстрых платежей (СБП), предусматривающая осуществление перевода денежных средств между физическими лицами, являющимися клиентами кредитных организаций - участников СБП, а также в пользу юридических лиц в оплату товаров (работ, услуг) в режиме реального времени (24/7/365) с использованием упрощенных идентификаторов. Банк России выполняет функции расчетного центра СБП. Функции операционного центра и платежного клирингового центра СБП выполняет АО "НСПК".

С 2020 г. Банк России планирует предоставить банкам возможность использовать внутридневные кредиты и кредиты овернайт для обеспечения расчетов в сервисе быстрых платежей в ночное время, в выходные и праздничные дни. Это позволит исключить ситуации, когда для бесперебойного проведения операций в сервисе быстрых платежей банки вынуждены поддерживать избыточный запас ликвидности на своих корреспондентских счетах в Банке России, не обусловленные мотивом выполнения обязательных резервных требований.

Целевая схема по обязательным резервным требованиям

Банк России продолжает работу над совершенствованием механизма обязательного резервирования - повышением его технологичности, простоты для кредитных организаций и минимизацией операционных ошибок с их стороны. В ближайшие годы Банк России планирует реализовать следующие основные изменения в порядке формирования кредитными организациями обязательных резервов.

- Отказ от представления кредитными организациями в Банк России специальных отчетов о размере обязательных резервов. Расчет величины обязательных резервов кредитных организаций будет осуществляться Банком России по данным балансов кредитных организаций, а также иных отдельных форм отчетности, представляемых кредитными организациями в Банк России. По итогам расчета Банк России будет направлять в кредитные организации информацию о суммах обязательных резервов, подлежащих депонированию на счетах для хранения обязательных резервов, и суммах обязательных резервов, подлежащих поддержанию путем выполнения кредитными организациями обязанности по усреднению обязательных резервов.

- Установление обязанности использования механизма усреднения обязательных резервов для всех кредитных организаций.

- Изменение периодичности перерасчета с кредитными организациями по обязательным резервам, подлежащим депонированию на счетах для хранения обязательных резервов. При сохранении ежемесячного регулирования Банком России размера обязательных резервов изменение остатка средств на счете по учету обязательных резервов будет осуществляться 1 раз в год, а величина усредняемых обязательных резервов будет меняться (расти или снижаться в зависимости от динамики резервируемых обязательств и с учетом постоянного остатка средств на счете по учету обязательных резервов) ежемесячно.

Приложения