ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2015 г. N 33-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
ПЕРЕВОЗКИ, ИНКАССАЦИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения единства подходов к организации и осуществлению кредитными организациями, Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (далее - подразделение инкассации) операций по перевозке, инкассации наличных денег, а также содействия эффективному исполнению требований Положения Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации".

1.2. Настоящими Методическими рекомендациями рекомендуется руководствоваться подразделению инкассации при организации работы по осуществлению перевозки, инкассации наличных денег, в том числе разработке внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на предотвращение и затруднение нанесения ущерба от противоправных действий, а также при выполнении инкассаторскими работниками операций по перевозке, инкассации наличных денег.

1.3. Для выполнения операций по перевозке, инкассации наличных денег подразделению инкассации рекомендуется поддерживать постоянное взаимодействие с:

руководителями подразделений Банка России, кредитных организаций, организаций и их службами безопасности;

территориальными правоохранительными органами;

линейными отделами МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

администрацией железных дорог - филиалов ОАО "Российские железные дороги", аэропортов, морских и речных портов и службами безопасности указанных организаций;

управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

органами государственной власти и местного самоуправления.

1.4. Подразделению инкассации целесообразно определить вероятные риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки, инкассации наличных денег, разработать план мероприятий по их нивелированию и согласовать его с территориальными органами МВД России, линейными отделами МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и органами местного самоуправления.

При взаимодействии с территориальными органами МВД России, линейными отделами МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте подразделению инкассации рекомендуется проработать вопрос о проведении учений по подготовке инкассаторских работников по порядку их действий в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций с участием представителей указанных правоохранительных органов.

Глава 2. Рекомендации по дополнительному оборудованию спецавтомобилей, предназначенных для перевозки, инкассации наличных денег

Спецавтомобиль, предназначенный для перевозки, инкассации наличных денег, может быть оснащен:

навигационно-мониторинговыми системами с выведением сигнала в организацию, с которой подразделением инкассации заключен договор на оказание охранных услуг, либо подразделение собственной службы безопасности, либо дежурному инкассаторскому работнику;

средствами тревожной сигнализации;

средствами видеорегистрации;

проблесковым маячком бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом;

прикрепленным к полу сейфом (металлическим ящиком) или грузовым отсеком для хранения наличных денег;

другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности бригады инкассаторских работников и сохранности перевозимых, инкассируемых наличных денег.

На спецавтомобиль могут наноситься цветографические схемы, надписи и графическая информация, соответствующие ГОСТ Р 52508-2005 "Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам и надписям".

Глава 3. Рекомендации по организации работы инкассаторских работников

3.1. Для осуществления перевозки, инкассации наличных денег в состав бригады инкассаторских работников рекомендуется включать следующих инкассаторских работников:

инкассаторского работника, управляющего спецавтомобилем, на котором осуществляется перевозка, инкассация наличных денег (далее - водитель);

инкассаторского работника, осуществляющего прием в кредитной организации, подразделении кредитной организации, организации (далее - объект) наличных денег (далее - инкассатор-сборщик);

инкассаторского работника, осуществляющего сопровождение и охрану наличных денег во время их перевозки, инкассации (далее - инкассатор-охранник).

При этом одного из них рекомендуется назначать старшим бригады инкассаторских работников (далее - старший бригады).

В целях недопущения сговора, потери бдительности и злоупотребления служебным положением на маршруте передвижения спецавтомобиля и бригады инкассаторских работников (далее - маршрут передвижения) рекомендуется периодически изменять состав бригады инкассаторских работников, осуществляющих перевозку, инкассацию наличных денег, по одному и тому же маршруту передвижения.

3.2. При осуществлении перевозки, инкассации наличных денег инкассаторским работникам не рекомендуется:

вступать в контакт с посторонними лицами;

допускать посторонних лиц к спецавтомобилю и перевозимым, инкассируемым наличным деньгам;

перевозить и использовать в спецавтомобиле посторонние грузы, предметы, вещества и др., а также личные вещи, не относящиеся к перевозке, инкассации наличных денег;

самостоятельно отклоняться от маршрута передвижения, если это не вызвано необходимостью объезда возникших препятствий;

осуществлять перевозку, инкассацию наличных денег без использования средств индивидуальной защиты;

оставлять без личного присмотра или передавать другим лицам оружие, средства индивидуальной защиты, средства радиосвязи, перевозимые, инкассируемые наличные деньги;

использовать в личных целях спецавтомобиль, средства радиосвязи, имущество и другие технические средства;

вести посторонние переговоры и передавать, в том числе с использованием средств радиосвязи, какие-либо сведения о перевозимых, инкассируемых наличных деньгах, другую информацию, которая может быть использована для совершения противоправных действий в отношении бригады инкассаторских работников;

выполнять какие-либо посторонние поручения или несвойственные им функции, а также любым иным образом отвлекаться от выполнения прямых обязанностей по перевозке, инкассации наличных денег;

пользоваться личными средствами связи.

Глава 4. Рекомендации по порядку действий при подготовке к выезду на маршрут передвижения

4.1. Для осуществления перевозки, инкассации наличных денег по маршруту передвижения рекомендуется оценить объем работы и сложность выполнения операций по перевозке, инкассации наличных денег. При определении объема работы целесообразно учитывать количество мест, размеры и весовые характеристики перевозимых, инкассируемых наличных денег. При определении сложности выполнения операций по перевозке, инкассации наличных денег рекомендуется, принимая во внимание оперативную (криминогенную) обстановку на маршруте передвижения, учитывать время суток (дневное, ночное) выполнения перевозки, инкассации наличных денег; характер местности; месторасположение здания, в котором располагается объект; условия подъезда к объекту; особенности парковки спецавтомобиля; условия прохода к помещению по приему-передаче наличных денег; наличие поста охраны объекта, тревожной сигнализации на объекте и другие условия.

4.2. При подготовке к выезду на маршрут передвижения рекомендуется осуществлять проверку:

технического состояния спецавтомобиля, достаточности количества топлива для следования по маршруту передвижения, исправности оборудованных в спецавтомобиле средств сигнализации, радиосвязи, переговорных устройств, средств видеорегистрации и навигационно-мониторинговых систем, дверей, замков, дополнительных запирающихся устройств и замков сейфа (металлического ящика) или замков грузового отсека (устройства-накопителя) спецавтомобиля, наличия медицинской аптечки, средств пожаротушения и запасных колес;

получения бригадой инкассаторских работников средств радиосвязи, оружия, бронежилетов и других средств, обеспечивающих безопасность бригады инкассаторских работников и сохранность наличных денег.

4.3. Перед выездом на маршрут передвижения целесообразно проводить медицинский осмотр инкассаторских работников в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Решение о допуске инкассаторских работников к осуществлению перевозки, инкассации наличных денег рекомендуется принимать по результатам медицинского осмотра.

4.4. Дежурному инкассаторскому работнику целесообразно проводить инструктаж бригады инкассаторских работников. При проведении инструктажа бригаде инкассаторских работников рекомендуется сообщить сведения о расположении объекта, месте остановки спецавтомобиля, расположении помещения по приему-передаче наличных денег, об оперативной (криминогенной) обстановке на маршруте передвижения, другие сведения, необходимые для совершения перевозки, инкассации наличных денег.

Глава 5. Рекомендации по порядку действий инкассаторских работников, осуществляющих перевозку, инкассацию наличных денег

5.1. Непосредственно перед выездом бригады инкассаторских работников на маршрут передвижения средства радиосвязи целесообразно привести в рабочее состояние, проверить их готовность к работе и старшему бригады сообщить дежурному инкассаторскому работнику о начале движения.

5.2. На маршруте передвижения бригаде инкассаторских работников рекомендуется по возможности соблюдать периодичность и время заездов на объекты, а также установленный маршрут передвижения. В случае невозможности соблюдения периодичности и времени заездов, необходимости изменения маршрута передвижения целесообразно передать указанную информацию дежурному инкассаторскому работнику.

Во время движения спецавтомобиля рекомендуется закрывать и блокировать двери спецавтомобиля изнутри, хранить перевозимые, инкассируемые наличные деньги в сейфе (металлическом ящике) или грузовом отсеке (устройстве-накопителе) спецавтомобиля.

5.3. При прибытии бригады инкассаторских работников на объект старшему бригады рекомендуется сообщить об этом дежурному инкассаторскому работнику с применением средств радиосвязи.

Водителю целесообразно останавливать спецавтомобиль как можно ближе к зданию объекта с учетом обеспечения максимально возможного наблюдения за прилегающей территорией и входом в здание объекта, а также возможности экстренного беспрепятственного начала движения спецавтомобиля, в том числе для прикрытия инкассаторских работников в случае нападения на них.

Из спецавтомобиля рекомендуется первым выходить инкассатору-охраннику и выполнять следующие действия:

оценить окружающую обстановку и определить путь следования от спецавтомобиля до входа в здание объекта;

убедиться, что входная дверь в здание объекта не заперта;

при наличии звонка, домофона на здании объекта сообщить посредством указанных устройств о прибытии инкассаторских работников и занять позицию, позволяющую одновременно обозревать прилегающую территорию и путь следования от спецавтомобиля до входа в здание объекта;

убедившись в отсутствии подозрительных лиц, сообщить с применением средств радиосвязи инкассатору-сборщику о возможности выхода из спецавтомобиля, продолжить осуществлять контроль за окружающей обстановкой и находиться в состоянии готовности к отражению возможного нападения.

После получения сообщения инкассатора-охранника, инкассатору-сборщику рекомендуется выйти из спецавтомобиля и войти в здание объекта в сопровождении инкассатора-охранника.

Во время движения инкассаторских работников от спецавтомобиля до здания объекта (от здания объекта до спецавтомобиля) водителю рекомендуется наблюдать за перемещением указанных работников и за окружающей обстановкой. Водителю целесообразно оценивать окружающую обстановку также во время нахождения инкассаторских работников в здании объекта. При возникновении каких-либо подозрений водителю рекомендуется сообщить об этом инкассатору-охраннику с применением средств радиосвязи.

При движении к помещению по приему-передаче наличных денег инкассаторским работникам рекомендуется:

осуществлять контроль за действиями окружающих лиц,

оценивать особенности планировки здания объекта, которые могут способствовать возможному нападению (смежные коридоры, открытые и приоткрытые двери, лестничные марши, лифты и другие);

находиться в состоянии готовности отреагировать на возможные чрезвычайные ситуации и принять решительные меры по обеспечению защиты собственной жизни и здоровья, а также сохранности наличных денег.

Перед осуществлением приема-передачи наличных денег инкассатору-охраннику целесообразно осмотреть помещение по приему-передаче наличных денег на предмет отсутствия в нем посторонних лиц, возможности закрытия указанного помещения изнутри, непросматриваемости указанного помещения снаружи.

Во время передачи инкассатору - сборщику наличных денег дверь помещения по приему-передаче наличных денег рекомендуется закрыть изнутри. Инкассатору-охраннику целесообразно находиться снаружи возле входа в указанное помещение. При необходимости, с учетом условий обслуживания, инкассатор-охранник может принять решение о нахождении в помещении по приему-передаче наличных денег совместно с инкассатором-сборщиком.

После окончания приема-передачи наличных денег инкассатору-охраннику рекомендуется сообщить с применением средств радиосвязи водителю о готовности к выходу из здания объекта и выйти после подтверждения водителем возможности безопасного движения инкассаторских работников к спецавтомобилю.

До посадки инкассаторских работников в спецавтомобиль инкассатору-охраннику целесообразно занять позицию, позволяющую одновременно обозревать прилегающую территорию и путь следования от здания объекта до спецавтомобиля. Инкассатору-охраннику рекомендуется осуществлять посадку в спецавтомобиль последним.

5.4. При осуществлении операций по загрузке, изъятию наличных денег из программно-технического средства в случае отсутствия помещения, предназначенного для совершения указанных операций, инкассатору-охраннику целесообразно наблюдать за окружающей обстановкой и действиями лиц, находящихся вблизи программно-технического средства.

Глава 6. Рекомендации по перевозке наличных денег на воздушных судах, железнодорожным и водным транспортом

6.1. Перевозка наличных денег бригадой инкассаторских работников может осуществляться на воздушных судах, железнодорожным, водным транспортом, а также другими видами транспорта. При перевозке наличных денег рекомендуется применять транспорт прямого назначения.

При осуществлении перевозки наличных денег на воздушных судах, железнодорожным, водным транспортом, а также другими видами транспорта (далее - транспорт) рекомендуется разрабатывать технологические схемы совершения операций на конкретном виде транспорта с учетом местных условий.

Бригаде инкассаторских работников не рекомендуется перевозить вместе с наличными деньгами посторонние грузы, предметы, вещества и др.

Перевозку наличных денег транспортом рекомендуется осуществлять в сопровождении дополнительной бригады инкассаторских работников (далее - бригада сопровождения). Бригаде сопровождения целесообразно сопровождать бригаду инкассаторских работников, по возможности, непосредственно к транспорту (к входу на режимную территорию аэропорта).

Размещение бригады инкассаторских работников, погрузку наличных денег в транспорт целесообразно производить до общей посадки пассажиров, а выгрузку - после выхода из него всех пассажиров.

При каждом перемещении наличных денег во время их перевозки на транспорте целесообразно производить подсчет количества мест с наличными деньгами с проверкой целостности их упаковки, наличия сопроводительных документов.

Во время движения транспорта бригаде инкассаторских работников рекомендуется осуществлять постоянное наблюдение за наличными деньгами и не допускать к ним других пассажиров транспорта.

На время движения транспорта старшим бригады может устанавливаться дежурство. При каждой смене дежурства инкассаторским работникам целесообразно проверять количество мест с наличными деньгами, целостность их упаковки, наличие сопроводительных документов.

Во время движения транспорта инкассаторским работникам не рекомендуется оставлять свое место без разрешения старшего бригады. Старшему бригады при оставлении своего места рекомендуется информировать об этом инкассаторского работника, несущего дежурство. В отсутствие старшего бригады рекомендуется выполнять его обязанности инкассаторскому работнику, несущему дежурство.

По прибытии в пункт назначения также рекомендуется обеспечить сопровождение бригады инкассаторских работников бригадой сопровождения непосредственно от транспорта (выхода с режимной территории аэропорта).

6.2. При перевозке наличных денег железнодорожным и водным транспортом рекомендуется:

бригаде инкассаторских работников располагаться в отдельном купе (каюте);

закрывать изнутри дверь в купе (каюту);

не допускать в купе (каюту) посторонних лиц;

допускать в купе (каюту) отлучившихся инкассаторских работников по условному сигналу, установленному старшим бригады;

в случае задержки отправления железнодорожного и водного транспорта бригаде инкассаторских работников ожидать отправления указанного транспорта в спецавтомобиле бригады сопровождения.

6.3. При перевозке наличных денег воздушным транспортом подразделению инкассации рекомендуется заключить договор со службой авиационной безопасности аэропорта, в котором предусмотреть:

порядок допуска бригады инкассаторских работников (в том числе их досмотра) на режимную территорию аэропорта до (от) воздушного судна и сопровождения бригады инкассаторских работников службой авиационной безопасности;

порядок провоза бригадой инкассаторских работников оружия, патронов, наличных денег;

в случае задержки вылета воздушного судна бригаде инкассаторских работников рекомендуется ожидать вылет в спецавтомобиле бригады сопровождения или в специальной комнате аэропорта.

Глава 7. Рекомендации по порядку действий инкассаторских работников, осуществляющих перевозку, инкассацию наличных денег, при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций

7.1. Во внутренних организационно-распорядительных документах рекомендуется предусмотреть перечень чрезвычайных и нештатных ситуаций при перевозке, инкассации наличных денег и порядок действий инкассаторских работников в случае их возникновения.

При определении порядка действий инкассаторских работников в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций целесообразно исходить из следующего:

инкассаторским работникам рекомендуется не превышать пределов необходимой обороны;

расстановку приоритетов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: первостепенным является защита жизни и здоровья инкассаторских работников, затем - сохранность перевозимых, инкассируемых наличных денег, далее - сохранность спецавтомобиля и другого имущества.

В случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций при перевозке, инкассации наличных денег о случившемся и своем местонахождении бригаде инкассаторских работников целесообразно сообщать дежурному инкассаторскому работнику.

7.2. Порядок действий инкассаторских работников в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций при перевозке, инкассации наличных денег может предусматривать следующее.

7.2.1. В случае нападения на спецавтомобиль, инкассаторских работников при их движении к спецавтомобилю либо при осуществлении вложения или изъятия наличных денег в спецавтомобиль, программно-техническое средство, либо на объекте:

дежурному инкассаторскому работнику, получившему информацию о нападении, рекомендуется передать указанную информацию в органы внутренних дел и вызвать на место происшествия наряд полиции;

бригаде инкассаторских работников рекомендуется принять меры к отражению нападения таким образом, чтобы обеспечить защиту собственной жизни и здоровья, а также сохранность перевозимых, инкассируемых наличных денег.

При нападении на спецавтомобиль целесообразно осуществлять передвижение спецавтомобиля таким образом, чтобы уйти из-под обстрела или обойти препятствия, искусственно созданные нападающими, не подвергая опасности жизнь и здоровье инкассаторских работников, а также других участников дорожного движения.

При нападении на инкассаторских работников при их движении к спецавтомобилю либо при осуществлении вложения или изъятия наличных денег в спецавтомобиль, программно-техническое средство, либо на объекте инкассатору-сборщику целесообразно занять такую позицию, чтобы не оказаться между инкассатором-охранником и нападающими, а также принять все возможные меры для сохранения перевозимых, инкассируемых наличных денег, не подвергая свою жизнь опасности. Водителю рекомендуется использовать спецавтомобиль как средство прикрытия инкассаторских работников, при этом предоставляя возможность отражения нападения инкассатору-охраннику.

7.2.2. В случае возникновения возгорания, неисправности в спецавтомобиле рекомендуется получить от дежурного инкассаторского работника информацию о резервном спецавтомобиле, который направлен на помощь, убедиться в соответствии сведений, сообщенных дежурным инкассаторским работником (номер спецавтомобиля, данные прибывших на помощь работников и др.), реальным обстоятельствам.

При возгорании спецавтомобиля целесообразно остановить спецавтомобиль и выйти из него, заблокировав доступ, сообщить о возгорании на единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и предпринять попытки своими силами с помощью средств пожаротушения и подручных средств устранить возгорание.

При возникновении неисправности спецавтомобиля рекомендуется не покидать спецавтомобиль до приезда резервного спецавтомобиля, при его подъезде перегрузить перевозимые, инкассируемые наличные деньги в резервный спецавтомобиль и продолжать следовать в соответствии с установленным маршрутом передвижения или действовать согласно полученным указаниям дежурного инкассаторского работника.

7.2.3. В случае невозможности продолжить установленный маршрут передвижения (перекрытие трассы, затор, стихийное бедствие, военный или полицейский кордон и др.) по согласованию с дежурным инкассаторским работником целесообразно изменить маршрут передвижения.

7.2.4. В случае нарушения или полного отсутствия связи с дежурным инкассаторским работником рекомендуется:

перейти на запасной вариант связи (другие частоты, запасная рация и др.);

продолжая следовать по установленному маршруту передвижения, на следующем объекте по маршруту передвижения связаться посредством телефонной связи с дежурным инкассаторским работником и действовать согласно полученным от него указаниям.

7.2.5. В случае остановки спецавтомобиля сотрудником Государственной инспекции безопасности дорожного движения инкассаторским работникам рекомендуется:

не открывать двери, не покидать спецавтомобиль и незамедлительно сообщить об этом дежурному инкассаторскому работнику;

общаться с сотрудником Государственной инспекции безопасности дорожного движения посредством переговорного устройства "улица - салон";

обратить внимание на наличие у сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения номерного нагрудного жетона, форменной одежды и обуви, головного убора МВД России, жезла регулировщика, по возможности запомнить данные сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения, особенности его действий.

Глава 8. Рекомендации по перевозке ценностей

При осуществлении перевозки наличной иностранной валюты, ценных бумаг, монет из драгоценных металлов, драгоценных металлов, камней и изделий из них, платежных и расчетных документов, пластиковых карт и других ценностей подразделению инкассации рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.

Глава 9. Заключительные положения

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

Первый заместитель
Председателя Банка России
Г.И.ЛУНТОВСКИЙ