Глава 6. Организация и координация проверок по отдельным направлениям деятельности поднадзорных организаций

Глава 6. Организация и координация проверок по отдельным направлениям деятельности поднадзорных организаций

6.1. Межрегиональный центр инспектирования координирует организацию и проведение межрегиональной проверки поднадзорной организации с учетом следующих особенностей.

Координация осуществляется в том числе в ходе предпроверочной подготовки, проведения проверки и обсуждения ее результатов в порядке, определенном нормативными и иными актами Банка России. Координация осуществляется во взаимодействии в том числе:

с профильными подразделениями центрального аппарата Банка России, территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими функции контроля и надзора за поднадзорными организациями и (или) в сфере их деятельности (далее - профильное территориальное учреждение Банка России) (согласно компетенции);

с межрегиональными центроми инспектирования, осуществляющими инспекционную деятельность Банка России на территории субъектов Российской Федерации, где расположены проверяемые структурные подразделения поднадзорной организации и (или) другая поднадзорная организация, кредитная организация (ее филиал) (в случае проведения проверок поднадзорной организации и другой поднадзорной организации и (или) кредитной организации (ее филиала), скоординированных в том числе по сроку проведения, проверяемому периоду и (или) тематике (далее - скоординированные проверки));

с координатором Главной инспекции, определяемым при необходимости руководителем Главной инспекции (лицом, его замещающим), уполномоченным руководителем Главной инспекции (лицом, его замещающим) заместителем руководителя Главной инспекции и обеспечивающим проведение скоординированных проверок (далее - координатор Главной инспекции), и (или) со структурным подразделением (структурными подразделениями) Главной инспекции, осуществляющим (осуществляющими) мониторинг организации и проведения скоординированных проверок;

с Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России и с территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, в части проверок некредитных финансовых организаций по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;

с Главным управлением безопасности и защиты информации Банка России и с территориальными учреждениями Банка России (при участии Главного управления безопасности и защиты информации Банка России) в том числе в части проверок поднадзорных организаций по вопросу соблюдения требований к обеспечению защиты информации, по вопросу применения информационных технологий;

с Департаментом допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России в части проверок микрофинансовых компаний по основанию, предусмотренному абзацем двенадцатым пункта 4.1 настоящей Инструкции.

При этом обеспечиваются:

подготовка предложений об уточнении типа проверки, вида проверки, вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода и срока проведения проверки, иных вопросов, требующих координации при организации и проведении проверки, или их согласование (в том числе в случае привлечения к участию в проверке поднадзорной организации работников других структурных подразделений Банка России);

организация взаимодействия межрегиональных центров инспектирования, в том числе с территориальными учреждениями Банка России, надзорными группами, включая надзорные группы, формируемые в соответствии с Положением Банка России от 22 декабря 2014 года N 447-П "О кураторах страховых организаций", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2015 года N 37236 (далее - Положение Банка России N 447-П), Указанием Банка России от 25 октября 2013 года N 3089-У "О порядке осуществления надзора за банковскими группами", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 года N 30897, 24 декабря 2014 года N 35352 (далее - надзорная группа), а также с ответственным работником (ответственными работниками) профильного подразделения центрального аппарата Банка России, профильного территориального учреждения Банка России (согласно компетенции), включая куратора поднадзорной организации, назначаемого в поднадзорную организацию в соответствии с Положением Банка России N 447-П, Указанием Банка России от 11 августа 2017 года N 4488-У "Об организации и осуществлении в Банке России деятельности кураторов некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка" и иными нормативными актами Банка России, уполномоченного представителя Банка России, руководителя группы уполномоченных представителей Банка России и (или) членов группы уполномоченных представителей Банка России, назначаемых в поднадзорные организации в соответствии с частью 4.1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 904; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4357; 2016, N 1, ст. 23, ст. 47; 2017, N 30, ст. 4456; 2018, N 24, ст. 3399; N 31, ст. 4861; "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 3 августа 2018 года) и иными федеральными законами, Указанием Банка России от 21 июня 2017 года N 4426-У "О порядке назначения уполномоченного представителя Банка России в центральный контрагент, осуществления и прекращения им своей деятельности, а также о порядке представления центральным контрагентом информации и документов о деятельности центрального контрагента уполномоченному представителю Банка России", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2017 года N 47493, и иными нормативными актами Банка России, наблюдателя поднадзорной организации, назначаемого в поднадзорную организацию в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ и иными федеральными законами, Указанием Банка России от 12 марта 2015 года N 3590-У "О порядке назначения наблюдателей Банка России в негосударственный пенсионный фонд и порядке осуществления ими своих полномочий", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 года N 36827, и иными нормативными актами Банка России (в случае их назначения) (далее - ответственный работник дистанционного надзора);

предоставление и использование для целей организации и проведения межрегиональной проверки необходимых документов (информации), полученных в порядке, определенном нормативными и иными актами Банка России;

подготовка при необходимости предложений о привлечении к проведению проверки работников других структурных подразделений Банка России.

6.2. Проверки некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций в связи с обращениями иностранного регулятора финансового рынка проводятся по решению Совета директоров Банка России или на основании решений руководства Банка России.

Рассмотрение обращения иностранного регулятора финансового рынка и подготовка материалов для принятия решения Советом директоров Банка России или руководством Банка России о проведении проверки некредитной финансовой организации, саморегулируемой организации осуществляются Главной инспекцией совместно с Департаментом страхового рынка Банка России и Департаментом финансовой стабильности Банка России (в случае если обращение иностранного регулятора финансового рынка касается вопросов, относящихся к сфере страхового рынка) либо с иными профильными подразделениями центрального аппарата Банка России (согласно компетенции) и Департаментом противодействия недобросовестным практикам Банка России (в случае если обращение иностранного регулятора финансового рынка касается вопросов, относящихся к иным сферам финансового рынка).

6.3. Проверки поднадзорных организаций в связи с обращениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении проверок поднадзорных организаций (далее - обращение федерального органа) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проводятся на основании решений руководства Банка России.

6.3.1. Профильное подразделение центрального аппарата Банка России рассматривает обращение федерального органа, поступившее в профильное подразделение центрального аппарата Банка России либо в заинтересованное подразделение центрального аппарата Банка России, в территориальное учреждение Банка России, и в случае целесообразности проведения проверки поднадзорной организации направляет в Главную инспекцию в установленном порядке поступившее обращение федерального органа (его копию) и информационное сообщение об обращении федерального органа, подготовленное с учетом мнений структурных подразделений Банка России, к компетенции которых относятся изложенные в обращении федерального органа вопросы, и содержащее:

абзац утратил силу. - Указание Банка России от 12.07.2019 N 5198-У;

предложение о проведении проверки поднадзорной организации для включения в проект Плана (далее - предложение в проект Плана) или предложение о внесении изменений в План, или предложение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации;

иную информацию, в том числе необходимую для принятия решения о проведении проверки поднадзорной организации.

6.3.2. Главная инспекция, получившая обращение федерального органа, запрашивает мнение профильного подразделения центрального аппарата Банка России (согласно компетенции) относительно поступившего обращения федерального органа и устанавливает срок его представления.

Профильное подразделение центрального аппарата Банка России направляет в Главную инспекцию в установленный Главной инспекцией срок информационное сообщение об обращении федерального органа, подготовленное с учетом мнений структурных подразделений Банка России, к компетенции которых относятся изложенные в обращении федерального органа вопросы, и содержащее:

обоснование нецелесообразности проведения проверки поднадзорной организации (с учетом оценки возможности рассмотрения содержащейся в обращении федерального органа информации о деятельности поднадзорной организации в рамках дистанционного надзора) либо предложение в проект Плана или предложение о внесении изменений в План, или предложение о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации;

иную информацию, в том числе необходимую для принятия решения о проведении проверки поднадзорной организации.

6.3.3. Утратил силу с 1 ноября 2019 года. - Указание Банка России от 30.10.2019 N 5302-У.

6.3.4. Главная инспекция рассматривает информационное сообщение профильного подразделения центрального аппарата Банка России об обращении федерального органа и подготавливает материалы для принятия руководством Банка России решения о проведении проверки поднадзорной организации.

При рассмотрении указанных документов (информации) Главная инспекция при необходимости запрашивает в том числе у направившего их структурного подразделения Банка России дополнительные документы (информацию), уточняющие сведения, необходимые для принятия руководством Банка России решения о проведении проверки поднадзорной организации, и устанавливает срок их представления.

6.3.5. При необходимости проверка поднадзорной организации в связи с обращением федерального органа проводится работниками Главной инспекции или с их участием:

без предварительного уведомления профильного подразделения центрального аппарата Банка России, профильного территориального учреждения Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;

без участия работников профильного подразделения центрального аппарата Банка России, профильного территориального учреждения Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

6.4. На основании решений о проведении проверок фондов-участников с участием служащих Агентства в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 9 и частью 4 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ Главная инспекция координирует организацию и проведение указанных проверок с учетом особенностей, определенных настоящим пунктом.

6.4.1. Главная инспекция в установленном порядке направляет:

в Агентство и Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России - информацию о примерной дате начала и примерной дате завершения проверки фонда-участника с участием служащих Агентства, включенной в План, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее получения от генерального инспектора Главной инспекции, но не менее чем за 25 рабочих дней до примерной даты начала проверки фонда-участника с участием служащих Агентства, включенной в План;

в Агентство - информацию о примерной дате начала и примерной дате завершения внеплановой проверки фонда-участника с участием служащих Агентства не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении внеплановой проверки фонда-участника.

6.4.2. Генеральный инспектор Главной инспекции при организации проверки фонда-участника направляет в установленном порядке в Главную инспекцию информацию (информационное сообщение) о примерной дате начала и примерной дате завершения:

проверки фонда-участника с участием служащих Агентства, включенной в План, - не позднее 30 рабочих дней до примерной даты ее начала;

внеплановой проверки фонда-участника - в установленный Главной инспекцией срок.

6.4.3. Для подготовки задания на проведение проверки фонда-участника (дополнения к заданию на проведение проверки фонда-участника) и поручения на проведение проверки фонда-участника (дополнения к поручению на проведение проверки фонда-участника) Главная инспекция направляет в установленном порядке генеральному инспектору Главной инспекции:

полученные от Агентства сведения о служащих Агентства, привлекаемых к участию в проверке фонда-участника (фамилия, имя и отчество (при наличии), должность), и перечень вопросов, подлежащих проверке;

сведения о проверяемом периоде, сроках проведения проверки фонда-участника.

Главная инспекция устанавливает генеральному инспектору Главной инспекции срок и порядок представления в Главную инспекцию поручения на проведение проверки фонда-участника (дополнения к поручению на проведение проверки фонда-участника) (их копий).

6.4.4. Главная инспекция не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения от Агентства сведений о служащих Агентства, привлекаемых к участию в проверке фонда-участника, и перечня вопросов, подлежащих проверке, направляет в установленном порядке в структурное подразделение Банка России, направившее мотивированное ходатайство о привлечении к участию в проверке фонда-участника служащих Агентства:

сведения о служащих Агентства, привлекаемых к участию в проверке фонда-участника (фамилию, имя и отчество (при наличии), должность), и перечень вопросов, подлежащих проверке, или дополнение к распоряжению на проведение проверки фонда-участника - для подготовки дополнения к поручению на проведение проверки фонда-участника и дополнения к заданию на проведение проверки фонда-участника;

уведомление о получении от Агентства мотивированного отказа от участия в проверке фонда-участника, проводимой без участия служащих Агентства.