5. Оценка компоненты "Социальная ответственность"

5. Оценка компоненты "Социальная ответственность"

Оценку компоненты "Социальная ответственность" рекомендуется осуществлять с учетом организационно-правовой формы, масштаба и отраслевой специфики деятельности организации. Для оценки каждого из элементов компоненты рекомендуется определить перечень критериев оценки, позволяющих сформировать профессиональное суждение о подходах объекта оценки к организации тех или иных процедур (практик) и их практической реализации.

При оценке элементов компоненты "Социальная ответственность" рассматриваются:

- документальная часть - анализ внутренних документов (регламентов, положений, политик и так далее), результаты которого будут свидетельствовать о наличии и качестве базиса для вынесения профессионального суждения о степени реализации в той или иной организации ключевых принципов социальной ответственности на уровне формального закрепления процессов;

- практическая часть - анализ того, как на практике в организации реализуются установленные во внутренних документах процедуры (практики), в том числе количественная оценка фактических показателей деятельности.

5.1. Система мотивации персонала

В рамках элемента рекомендуется оценивать существующую в организации систему мотивации сотрудников (как материальной, так и нематериальной), способствующую повышению производительности труда и сохранению численности сотрудников. В рамках оценки необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации, в частности Трудового кодекса Российской Федерации.

При оценке элемента рекомендуется обращать внимание на организационно-правовую форму, вид деятельности организации. Например, для производственных организаций важным критерием может быть наличие программ укрепления здоровья и медицинского обслуживания. Применительно к финансовым организациям рекомендуется учитывать наличие, частоту проведения и разновидность программ профессионального обучения. Рекомендуется учитывать примерный перечень базовых критериев.

Перечень 5.1.1. Критерии оценки
Во внутренних документах, определяющих порядок формирования заработной платы, премирования и доплат, четко определены критерии и периодичность этих выплат
Наличие программ добровольного медицинского страхования (ДМС) и других форм медицинского обслуживания для работников, а также иных программ укрепления здоровья (например, фитнес-центр и прочее)
Наличие программ повышения квалификации и программ профессионального обучения работников и (или) программ субсидирования обучения
Наличие иных социальных программ (организация и (или) оплата питания, корпоративные детские сады для детей сотрудников и (или) денежная компенсация на оплату детского сада (яслей), программы материальной помощи, программы корпоративного кредитования, жилищного и транспортного обеспечения и прочее)

В рамках оценки основных элементов социального пакета для сотрудников организации целесообразно также обращать внимание на надежность и репутацию страховой компании (наличие рейтинга надежности, отсутствие негативной информации в СМИ и прочее), с которой организация заключает договоры; разновидность и объем проведенных обучающих программ (с привлечением сторонних организаций) и прочее. Среди количественных базовых критериев целесообразно учитывать элементы по перечню 5.1.2 (оценки стоит также проводить в разбивке по возрастным группам, полу и регионам).

Перечень 5.1.2. Критерии оценки
Соотношение работников, работающих по срочным и бессрочным трудовым договорам
Общее количество и процент новых работников, принятых на работу за отчетный период
Средний размер заработной платы в организации (за исключением топ-менеджмента и с учетом средней по отрасли/региону)
Доля работников, охваченных программами добровольного медицинского страхования (ДМС) и другими формами медицинского обслуживания для работников за последний календарный год (в процентах)
Доля работников, прошедших образовательные программы (например, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и т.п.) за последний календарный год (в процентах)
Доля работников, обратившихся и получивших иные социальные льготы и компенсации организации за последний календарный год (в процентах)
Общая численность и показатели текучести кадров за отчетный период

5.2. Политика равенства

В рамках элемента рекомендуется оценивать политику организации, направленную на обеспечение равного отношения к сотрудникам вне зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного, семейного, социального и должностного положения, места жительства, наличия инвалидности, политических или иных убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Целесообразно учитывать, руководствуется ли организация документами, принятыми Международной организацией труда, Всеобщей декларацией прав человека и иными. Рекомендуется учитывать примерный перечень базовых критериев.

Перечень 5.2.1. Критерии оценки
Организация публикует в открытом доступе информацию о гендерном балансе (соотношение мужчин и женщин по категориям сотрудников), о составе совета директоров и других показателях, а также разъяснение о гендерной динамике и политике
Наличие и описание мер, принятых организацией в отчетный период, для устранения случаев дискриминации (при наличии)
Наличие механизмов и (или) каналов реагирования и решения этических вопросов (нарушения прав человека, трудового законодательства, кодекса корпоративной этики, конфликта интересов) для работников, клиентов, контрагентов

Кроме того, необходимо учитывать примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемой в организации политики равенства.

Перечень 5.2.2. Критерии оценки
Состав руководящих органов общества с указанием распределения по каждой из следующих категорий (в процентах):
- пол;
- возрастная группа: до 35 лет, 35 - 50 лет, старше 50 лет.
Доля работников с указанием распределения по каждой из следующих категорий (в процентах):
- пол;
- возрастная группа: до 35 лет, 35 - 50 лет, старше 50 лет.
Общее количество случаев дискриминации в сфере труда (по количеству вступивших в силу решений суда) за отчетный период

5.3. Охрана труда

При оценке организации охраны труда целесообразно обращать внимание на регламентацию и периодичность проводимых организацией мероприятий по защите жизни и здоровья сотрудников от воздействия неблагоприятных факторов. Организация охраны труда должна соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям с целью исключения или максимального сокращения производственных заболеваний, травм, несчастных случаев на производстве. При оценке наличия службы по охране труда или должности соответствующего специалиста рекомендуется обращать внимание на вид деятельности организации и численность сотрудников. Отсутствие в организации формализованной системы охраны труда (инструктажей, стандартов и прочего), равно как и отсутствие практики организации охраны труда, является одним из определяющих факторов, понижающих оценку по компоненту "Социальная ответственность", особенно в организациях производственного комплекса.

Перечень 5.3.1. Критерии оценки
Утверждены внутренние документы, определяющие порядок организации охраны труда
Создана служба по охране труда (в том числе утвержден (утверждены) внутренний документ/должностные инструкции с описанием функций службы охраны труда или функций специалиста по охране труда)
Обеспечен доступ к информации по охране труда всем работникам организации
Регулярно проводятся тренинги/инструктажи по охране труда на рабочем месте, покрывающие характерные для данной организации риски для жизни и состояния здоровья работников

Примером количественных факторов может быть расчет следующих показателей:

Перечень 5.3.2. Критерии оценки
Доля пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с временной потерей трудоспособности (на 1000 чел.)
Доля пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с причинением тяжкого вреда здоровью (на 1000 чел.)
Доля пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (на 1000 чел.)
Доля пострадавших в результате несчастных случаев, не связанных с производством, с временной потерей трудоспособности (на 1000 чел.)
Доля пострадавших в результате несчастных случаев, не связанных с производством, с причинением тяжкого вреда здоровью (на 1000 чел.)
Доля пострадавших в результате несчастных случаев, не связанных с производством, со смертельным исходом (на 1000 чел.)
Количество и размер предписаний/штрафов органов контроля (надзора) (при наличии)

При анализе количественных факторов предлагается дополнительно учитывать временную составляющую изменений значений показателей.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда рост количества несчастных случаев на производстве может быть вызван улучшением системы регистрации подобных инцидентов, тогда как фактические потери рабочего времени и иных ресурсов в результате нетрудоспособности персонала могут снижаться с течением времени по причине улучшения техники безопасности.

5.4. Взаимодействие с обществом/третьими лицами

В рамках элемента рекомендуется оценивать приверженность организации принципу социальной ответственности вовне ее структуры. Например, вовлеченность оцениваемого лица в решение социальных проблем регионов присутствия и осуществления деятельности (объемы финансирования программ и проектов, влияющих на качество жизни в регионах, включая инвестиции в инфраструктуру, здравоохранение, образование, спорт, поддержку коренных малочисленных народов, благотворительность и прочее), взаимодействие с контрагентами, также ориентированными на экологическое, социальное и корпоративное развитие. Рекомендуется учитывать примерный перечень базовых критериев.

Перечень 5.4.1. Критерии оценки
Взаимодействие с обществом
Осуществление инвестиций в развитие общественного пространства/участие в социальных проектах регионов присутствия (включая инвестиции в инфраструктуру, здравоохранение, образование, спорт и другое)
Осуществление благотворительной деятельности
Взаимодействие с клиентом/поставщиком
Наличие внутренних документов, регламентирующих стандарты качества и безопасность продукции
Организация производит (оказывает) потенциально опасную для потребителя продукцию (услуги)
Наличие негативных практик при продажах товаров и услуг (предложение одного продукта/услуги под видом другого продукта/услуги (мисселинга), неэтичной рекламы и т.п.)
Сотрудничество с поставщиками с высоким уровнем социальной/экологической ответственности или высоким уровнем корпоративного управления

Для оценки практической части данного элемента целесообразно рассчитывать объемы социальных инвестиций по отношению к выручке организации; количество проведенных благотворительных и иных программ за определенный период времени; долю категорий товаров и услуг (в процентах), оказывающих минимально негативное воздействие на здоровье и безопасность; количество поставщиков, которые определены как имеющие минимальное фактическое и потенциальное негативное социальное воздействие; долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства от общего объема закупок организации и т.д.