5. Оценка компоненты "Социальная ответственность"
Оценку компоненты "Социальная ответственность" рекомендуется осуществлять с учетом организационно-правовой формы, масштаба и отраслевой специфики деятельности организации. Для оценки каждого из элементов компоненты рекомендуется определить перечень критериев оценки, позволяющих сформировать профессиональное суждение о подходах объекта оценки к организации тех или иных процедур (практик) и их практической реализации.
При оценке элементов компоненты "Социальная ответственность" рассматриваются:
- документальная часть - анализ внутренних документов (регламентов, положений, политик и так далее), результаты которого будут свидетельствовать о наличии и качестве базиса для вынесения профессионального суждения о степени реализации в той или иной организации ключевых принципов социальной ответственности на уровне формального закрепления процессов;
- практическая часть - анализ того, как на практике в организации реализуются установленные во внутренних документах процедуры (практики), в том числе количественная оценка фактических показателей деятельности.
5.1. Система мотивации персонала
В рамках элемента рекомендуется оценивать существующую в организации систему мотивации сотрудников (как материальной, так и нематериальной), способствующую повышению производительности труда и сохранению численности сотрудников. В рамках оценки необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации, в частности Трудового кодекса Российской Федерации.
При оценке элемента рекомендуется обращать внимание на организационно-правовую форму, вид деятельности организации. Например, для производственных организаций важным критерием может быть наличие программ укрепления здоровья и медицинского обслуживания. Применительно к финансовым организациям рекомендуется учитывать наличие, частоту проведения и разновидность программ профессионального обучения. Рекомендуется учитывать примерный перечень базовых критериев.
Перечень 5.1.1. Критерии оценки
|
Во внутренних документах, определяющих порядок формирования заработной платы, премирования и доплат, четко определены критерии и периодичность этих выплат
|
Наличие программ добровольного медицинского страхования (ДМС) и других форм медицинского обслуживания для работников, а также иных программ укрепления здоровья (например, фитнес-центр и прочее)
|
Наличие программ повышения квалификации и программ профессионального обучения работников и (или) программ субсидирования обучения
|
Наличие иных социальных программ (организация и (или) оплата питания, корпоративные детские сады для детей сотрудников и (или) денежная компенсация на оплату детского сада (яслей), программы материальной помощи, программы корпоративного кредитования, жилищного и транспортного обеспечения и прочее)
|
В рамках оценки основных элементов социального пакета для сотрудников организации целесообразно также обращать внимание на надежность и репутацию страховой компании (наличие рейтинга надежности, отсутствие негативной информации в СМИ и прочее), с которой организация заключает договоры; разновидность и объем проведенных обучающих программ (с привлечением сторонних организаций) и прочее. Среди количественных базовых критериев целесообразно учитывать элементы по перечню 5.1.2 (оценки стоит также проводить в разбивке по возрастным группам, полу и регионам).
Перечень 5.1.2. Критерии оценки
|
Соотношение работников, работающих по срочным и бессрочным трудовым договорам
|
Общее количество и процент новых работников, принятых на работу за отчетный период
|
Средний размер заработной платы в организации (за исключением топ-менеджмента и с учетом средней по отрасли/региону)
|
Доля работников, охваченных программами добровольного медицинского страхования (ДМС) и другими формами медицинского обслуживания для работников за последний календарный год (в процентах)
|
Доля работников, прошедших образовательные программы (например, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и т.п.) за последний календарный год (в процентах)
|
Доля работников, обратившихся и получивших иные социальные льготы и компенсации организации за последний календарный год (в процентах)
|
Общая численность и показатели текучести кадров за отчетный период
|
5.2. Политика равенства
В рамках элемента рекомендуется оценивать политику организации, направленную на обеспечение равного отношения к сотрудникам вне зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного, семейного, социального и должностного положения, места жительства, наличия инвалидности, политических или иных убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Целесообразно учитывать, руководствуется ли организация документами, принятыми Международной организацией труда, Всеобщей декларацией прав человека и иными. Рекомендуется учитывать примерный перечень базовых критериев.
Перечень 5.2.1. Критерии оценки
|
Организация публикует в открытом доступе информацию о гендерном балансе (соотношение мужчин и женщин по категориям сотрудников), о составе совета директоров и других показателях, а также разъяснение о гендерной динамике и политике
|
Наличие и описание мер, принятых организацией в отчетный период, для устранения случаев дискриминации (при наличии)
|
Наличие механизмов и (или) каналов реагирования и решения этических вопросов (нарушения прав человека, трудового законодательства, кодекса корпоративной этики, конфликта интересов) для работников, клиентов, контрагентов
|
Кроме того, необходимо учитывать примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемой в организации политики равенства.
Перечень 5.2.2. Критерии оценки
|
Состав руководящих органов общества с указанием распределения по каждой из следующих категорий (в процентах):
- пол;
- возрастная группа: до 35 лет, 35 - 50 лет, старше 50 лет.
|
Доля работников с указанием распределения по каждой из следующих категорий (в процентах):
- пол;
- возрастная группа: до 35 лет, 35 - 50 лет, старше 50 лет.
|
Общее количество случаев дискриминации в сфере труда (по количеству вступивших в силу решений суда) за отчетный период
|
5.3. Охрана труда
При оценке организации охраны труда целесообразно обращать внимание на регламентацию и периодичность проводимых организацией мероприятий по защите жизни и здоровья сотрудников от воздействия неблагоприятных факторов. Организация охраны труда должна соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям с целью исключения или максимального сокращения производственных заболеваний, травм, несчастных случаев на производстве. При оценке наличия службы по охране труда или должности соответствующего специалиста рекомендуется обращать внимание на вид деятельности организации и численность сотрудников. Отсутствие в организации формализованной системы охраны труда (инструктажей, стандартов и прочего), равно как и отсутствие практики организации охраны труда, является одним из определяющих факторов, понижающих оценку по компоненту "Социальная ответственность", особенно в организациях производственного комплекса.
Перечень 5.3.1. Критерии оценки
|
Утверждены внутренние документы, определяющие порядок организации охраны труда
|
Создана служба по охране труда (в том числе утвержден (утверждены) внутренний документ/должностные инструкции с описанием функций службы охраны труда или функций специалиста по охране труда)
|
Обеспечен доступ к информации по охране труда всем работникам организации
|
Регулярно проводятся тренинги/инструктажи по охране труда на рабочем месте, покрывающие характерные для данной организации риски для жизни и состояния здоровья работников
|
Примером количественных факторов может быть расчет следующих показателей:
Перечень 5.3.2. Критерии оценки
|
Доля пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с временной потерей трудоспособности (на 1000 чел.)
|
Доля пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с причинением тяжкого вреда здоровью (на 1000 чел.)
|
Доля пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (на 1000 чел.)
|
Доля пострадавших в результате несчастных случаев, не связанных с производством, с временной потерей трудоспособности (на 1000 чел.)
|
Доля пострадавших в результате несчастных случаев, не связанных с производством, с причинением тяжкого вреда здоровью (на 1000 чел.)
|
Доля пострадавших в результате несчастных случаев, не связанных с производством, со смертельным исходом (на 1000 чел.)
|
Количество и размер предписаний/штрафов органов контроля (надзора) (при наличии)
|
При анализе количественных факторов предлагается дополнительно учитывать временную составляющую изменений значений показателей.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда рост количества несчастных случаев на производстве может быть вызван улучшением системы регистрации подобных инцидентов, тогда как фактические потери рабочего времени и иных ресурсов в результате нетрудоспособности персонала могут снижаться с течением времени по причине улучшения техники безопасности.
5.4. Взаимодействие с обществом/третьими лицами
В рамках элемента рекомендуется оценивать приверженность организации принципу социальной ответственности вовне ее структуры. Например, вовлеченность оцениваемого лица в решение социальных проблем регионов присутствия и осуществления деятельности (объемы финансирования программ и проектов, влияющих на качество жизни в регионах, включая инвестиции в инфраструктуру, здравоохранение, образование, спорт, поддержку коренных малочисленных народов, благотворительность и прочее), взаимодействие с контрагентами, также ориентированными на экологическое, социальное и корпоративное развитие. Рекомендуется учитывать примерный перечень базовых критериев.
Перечень 5.4.1. Критерии оценки
|
Взаимодействие с обществом
|
Осуществление инвестиций в развитие общественного пространства/участие в социальных проектах регионов присутствия (включая инвестиции в инфраструктуру, здравоохранение, образование, спорт и другое)
|
Осуществление благотворительной деятельности
|
Взаимодействие с клиентом/поставщиком
|
Наличие внутренних документов, регламентирующих стандарты качества и безопасность продукции
|
Организация производит (оказывает) потенциально опасную для потребителя продукцию (услуги)
|
Наличие негативных практик при продажах товаров и услуг (предложение одного продукта/услуги под видом другого продукта/услуги (мисселинга), неэтичной рекламы и т.п.)
|
Сотрудничество с поставщиками с высоким уровнем социальной/экологической ответственности или высоким уровнем корпоративного управления
|
Для оценки практической части данного элемента целесообразно рассчитывать объемы социальных инвестиций по отношению к выручке организации; количество проведенных благотворительных и иных программ за определенный период времени; долю категорий товаров и услуг (в процентах), оказывающих минимально негативное воздействие на здоровье и безопасность; количество поставщиков, которые определены как имеющие минимальное фактическое и потенциальное негативное социальное воздействие; долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства от общего объема закупок организации и т.д.