1. Введение

1. Введение

Общественный интерес к быстрорастущему рынку ESG-рейтингов <1> (публичных оценок экологических, социальных и экономических характеристик организации, финансового продукта или финансового инструмента) обусловлен несколькими причинами. Во-первых, ESG-рейтинги являются неотъемлемой частью политики перехода к низкоуглеродной экономике. Они позволяют оценить степень воздействия организаций на окружающую среду, а также подверженность самих организаций внешним рискам. Надежность и доверие к ESG-рейтингам являются необходимыми условиями их учета при принятии управленческих и инвестиционных решений. Кроме того, актуализация ESG-рейтингов во времени служит оценкой того, насколько принятые решения себя оправдали.

--------------------------------

<1> ESG Ratings.

Во-вторых, ESG-рейтинги помимо перехода к низкоуглеродной экономике охватывают широкий круг вопросов, связанных с экономическим ростом, занятостью, равенством и иными вопросами устойчивого развития. ESG-рейтинги часто сравнивают с классическими кредитными рейтингами, однако потенциальное влияние ESG-рейтингов гораздо больше. Непротиворечивость, достоверность и своевременность ESG-рейтингов являются необходимыми условиями для будущего устойчивого роста российской экономики и глобальной экономики в целом.

В-третьих, присвоение ESG-рейтингов сопровождается некоторыми проблемами, решение которых призвано защитить права потребителей на финансовом рынке. Как для рейтингования в целом, так и для ESG-рейтингов характерны проблемы независимости, прозрачности, конфликта интересов. На методологическом уровне для эффективного применения ESG-рейтингов необходимо проработать их определение, минимальный набор факторов, сопоставимость и единую рейтинговую шкалу. Решение перечисленных задач позволит сохранить уверенность как пользователей ESG-рейтингов, так и самих рейтингуемых лиц в присвоенных оценках.

Наконец, ESG-рейтинги являются инструментом коммуникации с международным рынком. Они обеспечивают доступ к внешним рынкам и конкурентоспособность российской экономики. Определенная часть рейтингуемых лиц из России уже имеет ESG-рейтинги, присвоенные за рубежом. Публичность, наглядность и сравнимость ESG-рейтингов позволяют создать общую систему координат с внешнеэкономическими партнерами, качественные ESG-рейтинги призваны поддерживать и укреплять позиции на международном рынке

Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) в 2021 году опубликовала доклад, посвященный ESG-рейтингам и ESG-данным <2>. IOSCO понимает под ESG-рейтингами широкий спектр рейтинговых продуктов, которые выражают мнение об организации, финансовом инструменте, продукте, ESG-профиле, или характеристиках компании, или подверженности ESG-рискам (климатическим или окружающей среды), или влиянии на общество и окружающую среду, которые формируются с использованием ранжирования рейтинговых категорий вне зависимости от того, называет ли их рейтингами поставщик услуг. Под ESG-данными (ESG Data Products) IOSCO понимает широкий перечень данных, которые предлагаются для оценки ESG в целом или отдельных факторов в отношении организации, финансового инструмента, продукта, ESG-профиля, или характеристик компании, или подверженности ESG-рискам (климатическим или окружающей среды), или влияния на общество и окружающую среду вне зависимости от того, называет ли их ESG-данными поставщик услуг.

--------------------------------

<2> Environmental, Social and Governance (ESG) Ratings and Data Products Providers. Final Report N FR09/21. The International Organization of Securities Commissions, 2021. https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD690.pdf.

Анализируя состояние рынка ESG-рейтингов и ESG-данных, IOSCO отмечает необходимость регулирования рынка ESG-рейтингов и наблюдения за ним. В ряде юрисдикций, включая Японию, Индию, Европейский союз и Великобританию, рассматриваются варианты повышения качества оценок, в том числе возможность принятия нормативных актов, регулирующих рейтинги устойчивого развития. Готовящимися изменениями в Принципы корпоративного управления "Группы двадцати"/ОЭСР <3> отмечается важность ESG-рейтингов и индексов, так как они способны оказывать значительное влияние на политику компаний в области корпоративного управления и устойчивого развития через методологии присвоения рейтинга и включения в индекс. По этой причине методологии должны быть прозрачными и общедоступными для клиентов и участников рынка. Это особенно важно, когда ESG-рейтинги и индексы используются для целей государственного регулирования. Кроме того, ОЭСР отмечает, что метрики и методологии, используемые для оценки ESG, разнообразны. Методологии ESG-рейтингов (далее - методологии) могут различаться в зависимости от того, как собираются данные, какие источники информации используются (публичное раскрытие, вопросники или данные третьих лиц), как обрабатывается собранная информация, как взвешиваются количественные или качественные факторы и как устанавливаются подкатегории метрик <4>.

--------------------------------

<3> Организация экономического сотрудничества и развития.

<4> См. рабочий доклад ОЭСР Institutional Investors and Stewardship. 2022 год.

С учетом развития аналогичных тенденций на отечественном рынке Банк России подготовил настоящие рекомендации в целях повышения качества методологии и развития практики присвоения ESG-рейтингов. Следование настоящим рекомендациям позволит сделать присвоение ESG-рейтингов более объективным и независимым. Содержание настоящих рекомендаций гармонизировано с рекомендациями Банка России по раскрытию нефинансовой информации (информационное письмо Банка России от 12.07.2021 N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ").

Целью настоящих рекомендаций является гармонизация ESG-рейтингов. Она предполагает обеспечение наглядности ESG-рейтингов, их прозрачности и сопоставимости между собой. Для гармонизации ESG-рейтингов Банк России считает необходимым решить ряд методологических проблем, включая унификацию определения ESG-рейтингов, установление минимального набора элементов, введение единой рейтинговой шкалы для всех лиц, присваивающих ESG-рейтинги. Настоящие рекомендации распространяются на рейтинги, не являющиеся кредитными рейтингами, а также другие публичные оценки устойчивого развития.

В настоящих рекомендациях под ESG-рейтингом (рейтингом устойчивого развития) понимается выраженное публично независимое внешнее мнение о профиле рейтингуемого лица (организации или эмитента) - количественных и качественных характеристиках его деятельности в области устойчивого развития - на дату присвоения ESG-рейтинга, а также об управлении и подверженности рейтингуемого лица рискам устойчивого развития на горизонте от одного года до трех лет. В ESG-рейтинге необходимо совмещать как оценку потенциального воздействия рейтингуемого лица на окружающую среду и общество, так и оценку подверженности рейтингуемого лица рискам устойчивого развития на обозначенном горизонте. В рамках концепции двойной существенности оба вида оценки обладают взаимным влиянием <5>. Вклад отдельных рисков устойчивого развития в ESG-рейтинг может быть идентифицирован на основе раскрытия информации об ESG-элементах.

--------------------------------

<5> Концепция "двойной существенности" резюмирует ценность раскрытия информации об учете организацией ESG-факторов и связанных с ними рисков и возможностей и их влияния на финансовые результаты общества, а также информации о воздействии организации на внешний мир - окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу и экономику (информация в области устойчивого развития). Согласно данной концепции ESG-факторы, риски и возможности, связанные с указанными факторами, могут с высокой вероятностью привести к изменению финансовых показателей, поэтому соответствующие вопросы находятся прежде всего в фокусе внимания акционеров и инвесторов. Вместе с тем воздействие общества на окружающую среду (в том числе на климат), социальную сферу и экономику, деятельность общества в области достижения целей устойчивого развития имеет значение для существенно более широкого круга заинтересованных лиц, которые также могут оказывать существенное влияние на создание обществом долгосрочной стоимости. В международной практике используется термин double materiality. См.: Report on Sustainability-related Issuer Disclosures. Final Report. OICU-IOSCO. The International Organization of Securities Commissions. June 2021. https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD678.pdf; Communication from the European Commission. Guidelines on reporting climate-related information, 17.06.2019, C(2019) 4490 final https://ec.europa.eu/finance/docs/policy/190618-dimate-related-information-reporting-guidelines_en.pdf.

Настоящие рекомендации предназначены для следующих целевых аудиторий:

- Кредитные рейтинговые агентства как основные участники ESG-рынка.

- Прочие лица, не относящиеся к кредитным рейтинговым агентствам, которые также оказывают услуги по оценке устойчивого развития.

- Финансовые организации, непублично оценивающие клиентов. Для внутренних целей своей деятельности они могут применять настоящие рекомендации или их отдельные положения.

- Рейтингуемые лица, которым необходимо понимать критерии их оценки и перспективы улучшения деятельности.

Субъектом методологии выступают юридические лица как наиболее массовый сегмент ESG-рейтингов. Настоящие рекомендации не предназначены для оценки органов государственной власти, органов местного самоуправления или финансовых инструментов. Настоящие рекомендации содержат модельную методологию и могут быть использованы в качестве руководства для лиц, оказывающих услуги по оценке устойчивого развития, разработки ими собственных методологий.