ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 18 октября 2021 г. N ИН-015-34/79

О ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ

Банк России в связи с поступающими обращениями операторов инвестиционных платформ по вопросам, связанным с деятельностью по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, информирует о следующем.

1. Об обеспечении равенства прав инвесторов при изменении, расторжении и прекращении договора инвестирования

Банк России отмечает, что условия инвестирования являются равными для всех инвесторов, принявших одно инвестиционное предложение.

Также Банк России информирует, что в целях обеспечения защиты прав инвесторов изменение и расторжение договора инвестирования, а также прекращение обязательств, возникших из договора инвестирования, по соглашению сторон возможно при условии достижения согласия между лицом, привлекающим инвестиции, с одной стороны, и всеми инвесторами, присоединившимися к договору инвестирования путем принятия соответствующего инвестиционного предложения, с другой стороны.

2. О режиме номинального счета оператора инвестиционной платформы

Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об инвестиционных платформах) установлен режим номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы для осуществления деятельности по организации привлечения инвестиций. В частности, в соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 13 Закона об инвестиционных платформах по указанию оператора инвестиционной платформы может совершаться такая операция, как перечисление предусмотренных правилами инвестиционной платформы сумм вознаграждения оператору инвестиционной платформы при перечислении иных денежных сумм в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об инвестиционных платформах.

Банк России обращает внимание, что указанная операция может осуществляться только при совершении операций, предусмотренных пунктом 1 и 2 указанной нормы, что исключает возможность ее совершения вне связи с указанными операциями, например, при поступлении денежных средств на номинальный счет.

3. Об использовании оператором инвестиционной платформы нескольких номинальных счетов

Частью 8 статьи 13 Закона об инвестиционных платформах установлено, что при инвестировании денежные средства инвесторов, находящиеся на номинальном счете и предназначенные для инвестирования, перечисляются на банковский счет лица, привлекающего инвестиции в порядке и срок, которые предусмотрены правилами инвестиционной платформы, при этом такой срок не может превышать трех дней со дня прекращения действия инвестиционного предложения. При этом Закон об инвестиционных платформах не содержит положений, ограничивающих количество номинальных счетов, которые оператор инвестиционной платформы может использовать для осуществления своей деятельности, а также не ограничивает оператора инвестиционной платформы в возможности перечисления денежных средств с различных номинальных счетов в рамках процесса заключения одного договора инвестирования на основании одного инвестиционного предложения.

Вместе с тем Банк России отмечает, что с учетом реального характера договора инвестирования (часть 1 статьи 13 Закона об инвестиционных платформах) использование двух и более номинальных счетов, на которых находятся денежные средств инвесторов, принявших одно инвестиционное предложение, для перечисления денежных средств таких инвесторов на банковский счет лица, привлекающего инвестиции, создает дополнительные риски. В частности, при использовании двух и более номинальных счетов, в особенности открытых в разных банках, возникает риск не единовременного поступления денежных средств на счет лица, привлекающего инвестиции, что может привести к спорам между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, о дате возникновения обязательств из договора инвестирования, корректности расчета процентов за пользование займом, дате исполнения лицом, привлекающим инвестиции, своих обязательств по договору инвестирования и иным существенным для всех участников данных правоотношений вопросам.

В связи с изложенным Банк России рекомендует при организации своей деятельности создавать условия, при которых одно инвестиционное предложение может быть принято инвесторами за счет их денежных средств, находящихся на одном номинальном счете оператора инвестиционной платформы.

4. О требованиях к лицам, привлекающим инвестиции

Статьей 14 Закона об инвестиционных платформах установлены требования к лицам, привлекающим инвестиции. Банк России отмечает, что обеспечение соблюдения данных требований относится к зоне ответственности оператора инвестиционной платформы.

В связи с этим рекомендуем операторам инвестиционных платформ предпринимать необходимые разумные меры для проверки лиц, привлекающих инвестиции, а также лиц, с которыми оператор инвестиционной платформы намеревается заключить договор об оказании услуг по привлечению инвестиций, например, запрашивать справки об отсутствии судимости и иные меры.

5. О заключении иных договоров с использованием инвестиционной платформы

Банк России обращает внимание на положения статьи 5 Закона об инвестиционных платформах, устанавливающие закрытый перечень способов инвестирования с использованием инвестиционных платформ. Инвестирование иными способами, а также заключение договоров, не являющихся договорами инвестирования, в порядке, установленном частью 1 статьи 13 Закона об инвестировании, невозможно.

Вместе с тем отмечаем, что положениями части 1 статьи 10 Закона об инвестиционных платформах установлен запрет на совмещение оператором инвестиционной платформы своей деятельности с иной деятельностью финансовых организаций, за исключением видов деятельности, предусмотренных части 2 указанной статьи. При этом Закон об инвестиционных платформах не ограничивает право оператора инвестиционной платформы осуществлять деятельность, которая не является деятельностью финансовых организаций.

Таким образом, Банк России полагает, что оператор инвестиционной платформы вправе использовать техническую инфраструктуру инвестиционной платформы для содействия заинтересованным лицам в заключении иных договоров (например, договоров уступки права требования, договоров поручительства и иных). При этом заключение указанных договоров осуществляется в соответствии с общими требованиями гражданского законодательства, включая требования к соблюдению формы договора.

6. Об особенностях инвестирования физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами

Частью 1 статьи 7 Закона об инвестиционных платформах установлено, что оператор инвестиционной платформы может предоставить возможность физическому лицу инвестировать в течение одного года денежные средства с использованием этой инвестиционной платформы с учетом инвестирования такого физического лица в тот же период с использованием иных инвестиционных платформ, в сумме не более 600 тысяч рублей.

Банк России обращает внимание, что указанное правило применяется в отношении общей суммы денежных средств, инвестированных физическим лицом в течение календарного года, то есть суммы, на которую инвестор принимал инвестиционные предложения, на основании которых были заключены договоры инвестирования с его участием в указанный период, в том числе договоры инвестирования, обязательства по которым исполнены.

7. О предоставлении информации о лице, привлекающем инвестиции, и его инвестиционном предложении

Банк России отмечает отсутствие единообразия при исполнении операторами инвестиционных платформ требований, установленных частью 2 статьи 15 Закона об инвестиционных платформах.

Положениями указанной нормы установлено, что оператор инвестиционной платформы обязан предоставить в инвестиционной платформе всем инвесторам информацию о лицах, привлекающих инвестиции, и об их инвестиционных предложениях, за исключением закрытых инвестиционных предложений <1>. При этом указанная информация о закрытом инвестиционном предложении предоставляется в инвестиционной платформе только лицам, которым адресовано такое инвестиционное предложение.

--------------------------------

<1> Под закрытым инвестиционным предложением, в соответствии с положениями части 3 статьи 13 Закона об инвестиционных платформах понимается инвестиционное предложение о привлечении инвестиций путем привлечения займов, размещения акций непубличных акционерных обществ либо облигаций без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации проспекта облигаций.

В связи с изложенным Банк России обращает внимание, что информация о лице, привлекающем инвестиции, и о его закрытом инвестиционном предложении должна предоставляться исключительно инвесторам, которым адресовано такое закрытое инвестиционное предложение, и не должна предоставляться инвесторам, которым оно не адресовано, а также лицам, не являющимся инвесторами.

8. Об участии иностранных лиц в отношениях по привлечению инвестиций с использованием инвестиционных платформ

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России рекомендует в договорах об оказании услуг по содействию в инвестировании указывать на право, применимое к отношениям, возникающим из таких договоров.

Также Банк России рекомендует в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 4 Закона об инвестиционных платформах включать в правила инвестиционной платформы требование о том, что инвестиционное предложение должно содержать указание на право, применимое к отношениям из договора инвестирования.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Заместитель Председателя Банка России
В.В.ЧИСТЮХИН