ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 11 марта 2003 г. N 22

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Раздел I. Вопросы по применению Положения Банка России
"О порядке проведения юридическими лицами - резидентами
валютных операций, связанных с осуществлением прямых
инвестиций в страны Содружества Независимых
Государств" N 142-П от 05.07.2001
(далее - Положение N 142-П)

1. Вправе ли уполномоченный банк осуществить перевод средств в иностранной валюте в уведомительном порядке в рамках осуществления прямой инвестиции в соответствии с Положением N 142-П в случае, если инвестор не может представить заключение независимой аудиторской фирмы о проведении оценки стоимости долей участия в уставном капитале создаваемой коммерческой организации - нерезидента?

Пункт 2.1.1 Положения N 142-П содержит перечень документов, представляемых юридическими лицами - инвесторами в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), осуществляющий расчетное обслуживание, при проведении в уведомительном порядке прямых инвестиций, в числе которых значится заключение независимой аудиторской фирмы о проведении оценки стоимости приобретаемых инвестором акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации, созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ.

В случае, если до создания (регистрации) коммерческой организации - нерезидента независимая аудиторская фирма может произвести только предполагаемую оценку стоимости приобретаемых инвестором акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации - нерезидента, при наличии в числе представленных инвестором документов, перечисленных в пункте 2.1.1 Положения N 142-П, заключения независимой аудиторской фирмы, в котором дана предварительная оценка вышеуказанного имущества, уполномоченный банк вправе осуществить перевод средств в иностранной валюте в рамках прямой инвестиции.

Если инвестор-резидент для проведения валютной операции, связанной с осуществлением прямой инвестиции в коммерческие организации, создаваемые или зарегистрированные на территории страны, являющейся участницей СНГ, не может представить вышеуказанные заключения независимой аудиторской фирмы, уполномоченный банк не вправе осуществить перевод средств в иностранной валюте в соответствии с Положением N 142-П.

2. Возможно ли осуществление инвестиционной операции в уведомительном порядке в случае, если сумма прямой инвестиции, указанная инвестором-резидентом в заявке, не соответствует сумме прямой инвестиции, указанной в представленном заключении независимой аудиторской фирмы?

Если сумма прямой инвестиции, указанная в заключении независимой аудиторской фирмы, не соответствует сумме прямой инвестиции, указанной в заявке на приобретение инвестором акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации - нерезидента, например, в связи с тем, что сумма прямой инвестиции определена по итогам проведения международных торгов (тендера), то расхождение между суммами оценки объекта инвестиций, указанными в заявке и в заключении независимой аудиторской фирмы, не может рассматриваться в соответствии с пунктом 2.1.5 Положения N 142-П как замечание к оформлению представленных документов и, соответственно, не является основанием для отказа подписания заявки и возврата документов инвестору на основании пункта 2.2.4 Положения N 142-П.

3. Возможно ли осуществление прямой инвестиции в соответствии с Положением N 142-П при представлении инвестором-резидентом заключения об оценке стоимости приобретаемого имущества, выданного не аудиторской фирмой, а организацией, осуществляющей оценочную деятельность, если по законодательству страны, в которую осуществляется прямая инвестиция, аудиторские фирмы, созданные и зарегистрированные на территории этой страны, не могут осуществлять оценочную деятельность и не имеют полномочий по выдаче заключений о проведении оценки стоимости имущества?

При выполнении требований пункта 2.1.1 Положения N 142-П, касающихся представления инвестором в уполномоченный банк (филиал), осуществляющий расчетное обслуживание по прямой инвестиции, в числе необходимых документов заключения независимой аудиторской фирмы о проведении оценки стоимости приобретаемых инвестором акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации - нерезидента, следует учитывать особенности национального законодательства, регулирующего оценочную и аудиторскую деятельность, действующего на территории страны, являющейся участницей СНГ.

В случае, если по действующему законодательству страны, в которую осуществляется прямая инвестиция, аудиторские фирмы не могут осуществлять деятельность по оценке стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов, инвестор-резидент вправе представить в уполномоченный банк (филиал) заключение об оценке стоимости указанного имущества, выданное осуществляющей оценочную деятельность организацией, созданной и зарегистрированной на территории этой страны.

Уполномоченный банк вправе принять заключение об оценке стоимости указанного имущества, выданное организацией, осуществляющей оценочную деятельность, если инвестор представит документы, подтверждающие, что аудиторские фирмы не осуществляют функции, связанные с оценочной деятельностью.

Раздел II. Прочие вопросы
по применению валютного законодательства

4. Какой код основания покупки следует указывать при покупке иностранной валюты для оплаты импортируемых товаров по договорам, подпадающим под систему таможенно-банковского валютного контроля, если с момента таможенного оформления товара прошло более 90 дней?

В соответствии с пунктом 5 Указания Банка России "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 383-У от 20.10.1998 (далее - Указание N 383-У) покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке осуществляется резидентом на основании его Поручения на покупку, которое должно содержать вид основания (код и наименование) для осуществления операций покупки иностранной валюты на валютном рынке в соответствии с перечнем Приложения 2 к вышеуказанному Указанию.

При определении резидентом кода основания покупки иностранной валюты для платежей по договорам об импорте товаров критерием является не срок совершения валютной операции, связанной с оплатой импортируемого товара, а квалификация платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию как подпадающих или не подпадающих под систему таможенно-банковского валютного контроля в установленном порядке.

В связи с этим при покупке иностранной валюты для оплаты импортируемых товаров по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, подпадающим под систему таможенно-банковского валютного контроля, в Поручении на покупку указывается код "11" независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления товаров до даты платежа.

При покупке иностранной валюты для оплаты импортируемых товаров по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, не подпадающим под систему таможенно-банковского валютного контроля, в Поручении на покупку указывается код "12".

5. Какой код основания покупки должен быть указан при покупке иностранной валюты для оплаты основного долга и процентов по финансовому кредиту, предоставленному резиденту нерезидентом на срок менее 180 дней в случае, если кредит не был погашен по истечении 180 дней и в кредитное соглашение не были внесены соответствующие изменения?

При осуществлении покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для оплаты основного долга по финансовому кредиту, предоставленному резиденту нерезидентом на срок менее 180 дней, в случае, если указанный кредит не был погашен по истечении 180 дней и в кредитное соглашение не были внесены соответствующие изменения, в соответствии с Приложением 2 к Указанию N 383-У в Поручении на покупку указывается код основания покупки иностранной валюты "14". При покупке иностранной валюты для выплаты процентов по указанному кредиту в Поручении на покупку указывается код основания покупки иностранной валюты "15".

6. Возможно ли внесение уполномоченным банком исправлений в паспорта сделок по экспортным и импортным контрактам и Сведения о договоре, если при оформлении указанных документов клиентом допущены ошибки или опечатки?

В случае обнаружения уполномоченным банком опечаток или ошибок технического характера в паспорте сделки (ПС, ПСи), представленном клиентом банка в соответствии с требованиями пунктов 3.2 совместной Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" N 86-И, N 01-23/26541 от 13.10.1999 и совместной Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" N 91-И, N 01-11/28644 от 04.10.2000, служащий уполномоченного банка, осуществляющий контроль за оформлением указанных документов, может самостоятельно внести соответствующие исправления, которые не меняют существа сделки и условий Контракта в подписанный клиентом (Экспортером или Импортером) паспорт сделки.

Аналогичным образом служащий уполномоченного банка вправе поступить при обнаружении опечаток или ошибок технического характера в Сведениях о договоре, оформленных в порядке, установленном Инструкцией Банка России "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года" N 83-И от 28.06.1999.

Внесенные исправления не требуют подтверждения клиентом уполномоченного банка, но должны быть заверены подписью ответственного лица уполномоченного банка и печатью, используемой для целей валютного контроля.

7. Необходимо ли уполномоченному банку при открытии клиенту-брокеру специального брокерского счета в иностранной валюте в целях осуществления расчетов с третьими лицами по сделкам с ценными бумагами параллельно открывать транзитный валютный счет для предварительного зачисления поступающей иностранной валюты?

В соответствии с письмом Банка России "О применении Постановления ФКЦБ России от 22.09.2000 N 18" N 34-Т от 01.03.2001 отдельные банковские счета, открываемые клиентам-брокерам для обособленного учета на них денежных средств клиентов, поступивших брокеру во исполнение заключенного с клиентом в соответствии с законодательством договора, открываются в общеустановленном порядке.

Таким образом, при открытии клиенту-брокеру специального брокерского счета в иностранной валюте для зачисления средств третьих лиц по сделкам с ценными бумагами уполномоченный банк параллельно открывает ему транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме всех поступлений в иностранной валюте.

8. В соответствии с Положением Банка России "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62 от 25.06.1997 (далее - Положение N 62) выдается ли уполномоченным банком Справка ф. 0406007 при возмещении командируемому лицу собственных средств, использованных в период командировки за пределы Российской Федерации на командировочные расходы?

В случае, если для оплаты командировочных расходов в период командировки за пределы Российской Федерации командируемым лицом были использованы собственные средства в иностранной валюте и по возвращении из командировки указанные расходы возмещаются ему Клиентом, Справка ф. 0406007 может быть оформлена на имя этого физического лица на сумму выдаваемых ему средств в иностранной валюте при условии представления Клиентом в уполномоченный банк Отчета, предусмотренного пунктом 6.4 Положения N 62.

9. В случае переноса или продления сроков служебной командировки за пределы Российской Федерации как должна оформляться в соответствии с Положением N 62 Заявка Клиента, являющаяся основанием для снятия наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов в уполномоченных банках и покупки в уполномоченных банках дорожных чеков (далее - Заявка)?

В случае, если служебная командировка за пределы Российской Федерации откладывается, Клиент в соответствии с пунктом 6.12 Положения N 62 в срок, не превышающий даты представления Отчета, указанный в графе 12 Заявки, представляет в уполномоченный банк новую Заявку на сумму наличной иностранной валюты, дорожных чеков, полученных Клиентом ранее на основании предыдущей Заявки.

При этом новая Заявка оформляется аналогично первой Заявке с учетом следующих особенностей. В соответствии с Приложением 1 к Положению N 62 в новой Заявке делается отметка о дате и номере предыдущей Заявки, в графе 4 указываются дата и номер нового приказа о командировании, а в графе 12 проставляется новая дата представления Отчета, которая рассчитывается уполномоченным банком от даты представления новой Заявки.

Представления Отчета по предыдущей Заявке в данном случае не требуется.

Указанный порядок оформления и представления Заявки может быть применен и в случае продления срока служебной командировки за пределы Российской Федерации. При этом в графе 4 новой Заявки указываются дата и номер приказа о продлении срока служебной командировки.

В случае переноса Клиентом сроков служебной командировки за пределы Российской Федерации после представления в уполномоченный банк Заявки, но до выдачи уполномоченным банком клиенту иностранной валюты (дорожных чеков) на основании указанной Заявки Клиент также оформляет новую Заявку в порядке, предусмотренном пунктом 6.12 Положения N 62, с учетом настоящих разъяснений. При этом выдача Клиенту иностранной валюты (дорожных чеков) осуществляется уполномоченным банком на основании новой Заявки.

Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.