ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 31 марта 2022 года

БАНК РОССИИ ВВЕДЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ И ОТЛОЖИТ РЯД
РЕГУЛЯТОРНЫХ НОВАЦИЙ

Банк России реализует следующие дополнительные меры поддержки кредитных организаций, в том числе в целях стимулирования кредитования:

- Банк России увеличит с 10 до 50 млн рублей величину ссуд субъектов МСП, кредитный риск по которым может определяться на основе внутрибанковских показателей кредитоспособности без использования официальной отчетности и оценки финансового положения заемщика. Это позволит снизить операционную нагрузку на банки и облегчит выдачу таких кредитов.

- Для ссуд, выданных в рамках правительственных программ субсидирования <1>, планируется снизить риск-вес по оборотному кредитованию системообразующих предприятий (по ссудам I и II категорий качества, при ежемесячной выплате процентов и ежеквартальном погашении основного долга):

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 17 марта 2022 года N 393 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли"; Постановление Правительства РФ от 17 марта 2022 года N 375 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности".

- до 20% по части, обеспеченной гарантией ВЭБ.РФ;

- до 85% по части, не обеспеченной гарантией ВЭБ.РФ, если заемщик не относится к инвестиционному классу, и до 65%, если относится (данная норма также будет действовать и в случае, когда банк не на финализированном, а на стандартном подходе) <2>.

--------------------------------

<2> Глава 2 Инструкции Банка России от 29 ноября 2019 года N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией".

Планируется, что льгота будет действовать один год с даты выдачи кредита и распространится на кредиты, предоставленные до 31 декабря 2022 года включительно.

Поскольку процесс получения гарантий ВЭБ.РФ может занять какое-то время, для ускорения процесса выдачи таких кредитов в течение первых трех месяцев с даты выдачи кредита будет действовать льготный риск-вес 50%.

Также Банк России на период до 31 декабря 2022 года включительно воздержится от применения мер <3> в связи с нарушением нормативов максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21) в отношении требований в валюте к НКО НКЦ (АО), НКО АО НРД в части незавершенных расчетов, связанных с задержками в перечислении денежных средств контрагентами-нерезидентами, в том числе международными центрами расчетов, в условиях действия мер ограничительного характера.

--------------------------------

<3> В соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Соответствующие послабления будут реализованы в ближайшее время.

Кроме того, Банк России принял решение отложить реализацию ряда регуляторных новаций, запланированных на 2022 год, в частности:

- внедрение норматива концентрации крупных кредитных рисков на одного контрагента (группу связанных контрагентов) (Н30);

- обязательный переход банков с универсальной лицензией на финализированный подход к оценке кредитного риска при расчете обязательных нормативов;

- реализацию концепции регулирования иммобилизованных активов, в том числе требований по соблюдению риск-чувствительного лимита;

- установление дифференцированных надбавок к нормативам достаточности капитала системно значимых кредитных организаций.

Это облегчит адаптацию банков к сложившейся экономической ситуации, а также снизит операционные издержки, которые бы потребовались на их реализацию. По мере нормализации ситуации Банк России будет оценивать, в какой степени и в какие сроки данное регулирование целесообразно реализовывать.