ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 25 ноября 2024 года
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БАНКОВ В 2025 ГОДУ:
ЗАВЕРШЕНИЕ, ВРЕМЕННОЕ ПРОДЛЕНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ В РЕГУЛИРОВАНИЕ
Банк России планирует не продлевать отдельные меры поддержки, заканчивающие действие в 2024 году, так как они выполнили свою антикризисную роль. Банк России продолжит встраивать в регулирование те решения, которые учитывают уроки кризиса и национальную специфику банковского сектора.
Меры, которые планируется не продлевать:
- Возможность применять при расчете нормативов концентрации <1> в отношении заемщиков под санкциями льготный риск-вес (50%) и не объединять их в группу связанных заемщиков <2>. Мера действует с 2018 года и позволила банкам, готовым работать с заемщиками под санкциями, несмотря на риск вторичных санкций, кредитовать их. К настоящему времени ситуация изменилась. Наличие у заемщика санкционного статуса уже не оказывает существенного влияния на принятие банками решения о финансировании.
--------------------------------
<1> Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7); норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21); норматив максимального размера крупных кредитных рисков банковской группы (Н22); норматив максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25), далее, при совместном упоминании, - нормативы концентрации.
<2> Абзац 8 пункта 6.6 и абзац 9 пункта 6.7 Инструкции Банка России от 29.11.2019 N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией" (далее - Инструкция N 199-И).
Для адаптации к отмене указанной льготы с 01.01.2025 планируется разрешить банкам:
- не рассчитывать нормативы Н6, Н7 и Н25 в отношении дочерних консолидируемых лизинговых и факторинговых организаций при выполнении ими требований к прозрачности финансирования и оценке рисков конечных заемщиков;
- для нормативов концентрации считать риск по обеспеченной части кредитного требования не на заемщика, а на гаранта либо поручителя, если риск-вес по такому обеспечению ниже или равен риск-весу кредитов, выданных самому заемщику;
- не считать риск концентрации по требованиям в рублях, если есть гарантия (поручительство) ВЭБ.РФ <3>, АО "ДОМ.РФ" <4>, при этом в расчет нормативов концентрации банки продолжат включать прямые требования к ВЭБ.РФ, АО "ДОМ.РФ".
--------------------------------
<3> Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
<4> Акционерное общество "ДОМ.РФ".
- Возможность не ухудшать оценку ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера (УОКХ), если финансовое положение, качество обслуживания долга, качество обеспечения заемщиков (контрагентов) - юридических лиц, в отношении которых введены санкции, ухудшилось из-за введенных санкций. Мера вводилась в 2018 году, чтобы облегчить рефинансирование внешнего долга санкционных заемщиков, и позволила им адаптироваться к изменившимся условиям. Ее отмена не окажет большого влияния на обязательные нормативы кредитных организаций (КО).
- Возможность для КО включать в капитал замещающие субординированные облигации, выпущенные до 31.12.2024 взамен аналогичных субординированных еврооблигаций <5>. Мера действовала более года, и те КО, которым это требовалось, обменяли свои субординированные еврооблигации на локальные выпуски без негативного влияния на капитал и нормативы достаточности капитала.
--------------------------------
<5> В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.07.2022 N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации", российские юридические лица, в том числе КО, были обязаны исполнить обязательства перед владельцами еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем размещения замещающих облигаций.
- Возможность использовать зафиксированные на 01.02.2022 рейтинги кредитоспособности международных кредитных рейтинговых агентств (КРА) для расчета показателя краткосрочной ликвидности и, соответственно, норматива краткосрочной ликвидности <6>, поскольку в порядке их расчета предусмотрена <7> возможность использования рейтингов национальных КРА.
--------------------------------
<6> Норматив краткосрочной ликвидности Н26 (Н27).
<7> Указание Банка России от 10.01.2024 N 6667-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 мая 2014 года N 421-П "О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")".
Меры, которые планируется <8> временно продлить, в том числе с модификацией:
--------------------------------
<8> В том числе с учетом обсуждаемого продления специальных полномочий Банка России на принятие таких решений, установленных Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 14.03.2022 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- По 31.12.2025 - право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию <9>, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
--------------------------------
<9> Аналогичное решение планируется и в отношении некредитных финансовых организаций (НФО), лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке (ЛОПУФР).
- По 31.12.2025 - обязанность КО <10> раскрывать финансовую отчетность с изъятиями в части чувствительных к санкционному риску данных. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности банков. Одновременно для повышения прозрачности рынка капитала планируется отмена права КО - эмитентов полностью не раскрывать МСФО-отчетность (с сохранением изъятий в части чувствительных к санкционному риску данных). Такой подход позволит поддерживать баланс интересов между потребностями рынка в информации и необходимостью ограничивать риски для банков и их клиентов от санкционного давления.
--------------------------------
<10> За исключением небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов (КО - ЦК) и КО - центрального депозитария, которые как инфраструктурные организации финансового рынка применяют решение Совета директоров Банка России от 26.12.2023, а также специальные постановления Правительства Российской Федерации.
- По 31.12.2025 - возможность для КО при кредитовании бизнеса в новых субъектах Российской Федерации при надлежащем контроле за рисками не учитывать отдельные регуляторные требования <11> и применять для определенной категории ссуд <12> и УОКХ минимальный резерв в размере 1%, а также снизить его вплоть до нуля при наличии надежного обеспечения <13>. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков, ведущих бизнес в новых субъектах. Банк России продолжит анализировать практики кредитования в новых субъектах и оценивать необходимость дальнейшей настройки регулирования.
--------------------------------
<11> Например, при отсутствии исторической отчетности заемщиков для оценки их финансового положения (ФП); при наличии формальных признаков возможного отсутствия реальной деятельности у заемщика, зарегистрированного в новом субъекте, если КО признает его деятельность реальной; возможность (независимо от оценки ФП) оценивать качество обслуживания долга по ссуде как хорошее до наступления сроков платежей, установленных кредитным договором, или при реструктуризации ссуды.
<12> Например, по ссудам на пополнение оборотных средств, исполнение государственных и муниципальных контрактов, заемщикам - застройщикам жилья, на создание или развитие производства на территории новых субъектов Российской Федерации.
<13> Обеспечение I категории качества в соответствии с главой 6 Положения Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности".
- По 31.12.2025 - возможность досрочного прекращения обязательств КО по субординированным инструментам перед лицами из недружественных стран при их выделении вместе с заблокированными активами специальному юридическому лицу.
- По 31.12.2026 - действие порядка, в соответствии с которым Банк России согласовывает перечень имущества и обязательств в целях проведения банками под санкциями реорганизации в форме выделения юридического лица <14>.
--------------------------------
<14> Срок меры синхронизирован со сроком в Федеральном законе от 08.08.2024 N 263-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах".
Меры, которые встраиваются в регулирование, а до интеграции могут быть продлены, в том числе модифицированы:
- Рассрочка по 2032 год для КО (БГ <15>) <16> по формированию резервов по невозмещаемым заблокированным активам <17> (НЗА). В конце 2024 года резерв по НЗА должен будет составить не менее 20%, а к концу 2025 года - 30%. В 2032 году резерв должен быть сформирован в размере 100%. Для КО - РД и НКО - ЦК подходы по резервированию встраиваются в регулирование, которое начнет действовать с 01.01.2025 <18>.
--------------------------------
<15> Банковская группа.
<16> Кроме КО - расчетных депозитариев (КО - РД) и небанковских КО - центральных контрагентов (НКО - ЦК).
<17> С которыми из-за санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских компаний ограничено совершение операций или сделок и у КО отсутствуют способы и механизмы их возмещения.
<18> Указание Банка России от 30.09.2024 N 6879-У "О порядке формирования небанковскими кредитными организациями - центральными контрагентами, кредитными организациями - расчетными депозитариями резервов на возможные потери по заблокированным требованиям".
- Возможность для КО при оценке рисков заемщиков-военнослужащих и членов их семей, а также субъектов МСП <19>, учредителями которых являются военнослужащие, принимать решения о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, категории качества обеспечения и ссуд, прочих активов и УОКХ.
--------------------------------
<19> Субъекты малого и среднего предпринимательства.
- Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России <20> в целях оценки прозрачности структуры собственности <21> КО. В дальнейшем планируется установить перечень юрисдикций в нормативном акте Банка России, в частности для оценки прозрачности структуры собственности КО, определения порядка установления корреспондентских отношений с иностранными банками, определения порядка формирования резервов для покрытия возможных потерь. Компетенцию Банка России по установлению нормативным актом такого перечня предполагается закрепить на уровне закона.
--------------------------------
<20> Аналогичное решение планируется при оценке лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) НФО, а также и для признания соответствия негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
<21> При оценке показателя значительности влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ3), предусмотренного главой 5 Указания Банка России от 03.04.2017 N 4336-У "Об оценке экономического положения банков" и главой 6 Указания Банка России от 11.06.2014 N 3277-У "О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".
- Возможность применения риск-веса 75% при расчете нормативов достаточности капитала и концентрации по требованиям к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории Республики Крым / города Севастополя. В дальнейшем решение будет встроено в новую редакцию Инструкции по расчету нормативов <22> и синхронизировано со сроком действия льготы для заемщиков, зарегистрированных в новых субъектах Российской Федерации, - по 30.06.2028.
--------------------------------
<22> Инструкция N 199-И.
- Возможность включения ссуд (требований, УОКХ) МСП до 100 млн рублей (сейчас - до 50 млн рублей <23>) в портфель однородных ссуд (требований, УОКХ) при оценке финансового положения заемщика как среднее, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности для поддержки кредитования МСП и упрощения процедуры портфельной оценки таких ссуд (требований, УОКХ).
--------------------------------
<23> Решение Совета директоров Банка России от 22.12.2023, Указание Банка России от 26.06.2023 N 6465-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 23 октября 2017 года N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".
- Дифференциация поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций (РГО) по категориям качества обеспечения, учитываемого в целях минимизации размера формируемых резервов, в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минэкономразвития России N 763 <24>. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков МСП.
--------------------------------
<24> Приказ Минэкономразвития России от 28.11.2016 N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности".