ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 20 ноября 2023 года

МЕРЫ
ПОДДЕРЖКИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
В 2024 ГОДУ: ЗАВЕРШЕНИЕ И ВРЕМЕННОЕ ПРОДЛЕНИЕ

Банк России принял решение не продлевать ряд послаблений в отношении инфраструктурных организаций финансового рынка <1> (далее при совместном упоминании - ИОФР), которые по плану заканчивают свое действие в 2023 году. Анализ практики применения введенных послаблений позволяет констатировать, что принятые Банком России меры сгладили негативный эффект введенных недружественными иностранными государствами ограничений, а также позволили ИОФР адаптироваться к новым условиям.

--------------------------------

<1> Организаторы торговли, клиринговые организации, НКО-ЦК, НКО-ЦД, депозитарии, специализированные депозитарии, держатели реестра владельцев ценных бумаг, операторы информационных систем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы, операторы обмена цифровых финансовых активов, операторы инвестиционных платформ, операторы финансовых платформ и кредитные рейтинговые агентства.

В связи с этим Банк России планирует продлить только те послабления, по которым сохраняются факторы, ранее обусловившие их введение. При этом Банк России продолжит интегрировать в регулирование временные решения, которые учитывают влияние блокировки активов, уроки кризиса и специфику российского финансового рынка.

Меры, которые завершают свое действие:

- Неприменение мер воздействия в отношении организатора торговли товарами:

-- за несоблюдение требования по уведомлению Банка России о нестандартных сделках (заявках) в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ <2> через удаленный терминал Банка России при направлении указанных уведомлений посредством личного кабинета (в отношении торговых систем) <3>;

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<3> Учтено в регулировании: Указание Банка России от 27.09.2023 N 6544-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 14 сентября 2020 года N 5549-У и приложение 1 к Положению Банка России от 17 октября 2014 года N 437-П".

-- за нарушение срока предоставления информации в Банк России о существенных отклонениях параметров торгов при предоставлении указанной информации не позднее рабочего дня, следующего за днем их выявления.

- Неприменение мер воздействия к депозитариям, оказывающим услуги по учету прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, в случае их несоответствия требованиям к сроку осуществления депозитарной деятельности <4>.

--------------------------------

<4> Приказ ФСФР России от 23.03.2010 N 10-19/пз-н "Об утверждении Требований к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации".

- Допустимость однократного направления специализированными депозитариями уведомлений о выявлении нарушений в деятельности УК ПИФ, выразившихся в невозможности определения УК ПИФ стоимости чистых активов ПИФ, которая явилась причиной приостановления выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев.

- Возможность для депозитариев и держателей реестра владельцев ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями, постепенно дисконтировать стоимость заблокированных активов в целях расчета собственных средств <5>.

--------------------------------

<5> Учтено в регулировании: Указание Банка России от 09.10.2023 N 6570-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 22 марта 2019 N 5099-У" (находится на государственной регистрации в Минюсте России).

Меры, которые планируется продлить по 31.12.2024:

- Право ИОФР не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию (в том числе в составе финансовой отчетности), включая сведения о структуре собственности и составе акционеров (участников) ИОФР, об аффилированных лицах ИОФР, членах органов управления и иных должностных лицах ИОФР, существенных условиях реорганизации ИОФР. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности ИОФР, а также информации о выпусках ценных бумаг ИОФР.

- Право не раскрывать операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы, а также лицами, выпускающими цифровые финансовые активы, чувствительную к санкционным рискам информацию о бенефициарном владельце лица, выпускающего цифровые финансовые активы.

- Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России, при оценке лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) ИОФР.

- Неприменение мер в отношении депозитариев за нарушение установленного законодательством Российской Федерации <6> срока осуществления зачисления (списания) ценных бумаг исключительно при расхождениях с вышестоящими иностранными депозитариями.

--------------------------------

<6> Подпункт 2 пункта 11 статьи 8.5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

- Порядок передачи российскими юридическими лицами, имеющими обязательства, связанные с еврооблигациями, денежных средств держателям еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, без привлечения иностранных организаций.

- Порядок действий депозитариев при погашении еврооблигаций, в том числе в случае исполнения в полном объеме обязательств по еврооблигациям Российской Федерации, а также по корпоративным еврооблигациям в связи с выпуском замещающих облигаций.

- Специальный порядок выплаты доходов по облигациям российских и дружественных эмитентов, выпущенных по российскому праву, без задействования иностранных учетных институтов.

- Специальный порядок выплаты дивидендов по акциям российских акционерных обществ акционерам и держателям депозитарных расписок на акции без задействования иностранных учетных институтов.

- Временные требования к деятельности депозитариев в части учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов в дружественных иностранных депозитариях, не соответствующих критериям, установленным нормативными актами Банка России <7>.

--------------------------------

<7> Подпункт 1.2 пункта 1 Указания Банка России от 11.11.2019 N 5311-У "О критериях, которым должна соответствовать организация, осуществляющая учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц, в целях эмиссии российских депозитарных расписок, и которым должна соответствовать иностранная организация, осуществляющая учет прав на ценные бумаги, в которой депозитарию открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, в целях учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов в случае их публичного размещения и (или) публичного обращения в Российской Федерации".

- Временные требования к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов.

- Возможность ИОФР использовать для целей нормативных актов Банка России и нормативных правовых актов ФСФР России, наряду с использованием сведений информационных агентств "Блумберг" (Bloomberg) и "Рефинитив" (Refinitiv), сведения, предоставленные НКО АО НРД, АО "Интерфакс", ООО "Сбондс.ру", а при отсутствии необходимых сведений у НКО АО НРД, АО "Интерфакс", ООО "Сбондс.ру" - сведения, предоставленные иными организациями, на основании мотивированного решения соответствующей некредитной финансовой организации.