ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ
ОТ 28.12.2015 N 526-П "ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА "ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)
ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО
СТРАХОВАНИЯ" (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ N 526-П)

N вопроса
Вопрос
Разъяснения Банка России
1
Будут ли со стороны Банка России в дальнейшем предприняты шаги по унификации перечня обязательных раскрытий в квартальной отчетности?
Для целей подготовки квартальной отчетности Положение N 526-П ссылается на положения МСФО 34 "Промежуточная отчетность", согласно которому организации самостоятельно определяют объем существенной информации к раскрытию.
Банк России не планирует определять перечень обязательных примечаний, представляемых в промежуточной отчетности.
В соответствии с пунктом 15 МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н, предприятие должно включить в свою промежуточную финансовую отчетность объяснения событий и операций, которые являются значительными для понимания изменений в финансовом положении и результатах деятельности организации, произошедших с даты окончания последнего годового отчетного периода.
То есть, количество раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется конкретными обстоятельствами, которые индивидуальны для каждой организации.
Установление обязательного перечня раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций одинаковым образом приведет к нарушению требований МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" для некоторых из них, в то время как для других - к увеличению объема подлежащей раскрытию информации.
2
При составлении отчетности за 2017 год потребует ли Банк России предоставление ОСВ (оборотно-сальдовая ведомость) на едином плане счетов за 2016 год в качестве сравнительной информации, учитывая тот факт, что в 2016 году страховые организации осуществляли переход на новые ИТ-системы, в связи с чем ОСВ за 2016 год не может быть доступной к получению?
Положением N 526-П предоставление Банку России оборотно-сальдовой ведомости не предусмотрено.
3
Сравнительная информация в отчетности за 2017 год - в каком объеме она будет презентована?
Будут ли распространяться требования, аналогичные МСФО (IFRS) 1 "Первое применение", к отчетности за 2017 год?
Должны ли будут страховщики раскрывать информацию, связанную с переходом от РСБУ к новым требованиям стандартов?
В отношении отчетности за 2017 год, а также промежуточных (квартальных) отчетностей за любой из периодов 2017 года, а также отчетности на 31.12.2016 - будут ли требоваться сравнения РСБУ и ОСБУ данных (особенно важно в отношении статей капитала).
Нужна ли трансформационная таблица входящих остатков на 2016 год по РСБУ в новые отраслевые стандарты, а также по сравнительным данным за 2016 год имеет ли место и на какую дату изменение учетной политики?
В соответствии с пунктом 1.3 Положения N 526-П, вступающего в силу с 01.01.2017, по всем суммам, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, страховщик должен представить сопоставимую сравнительную информацию за предыдущий отчетный период.
В соответствии с пунктом 10.1 Положения N 526-П страховщики при составлении отчетности руководствуются МСФО и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации. Страховщик самостоятельно определяет порядок подготовки сравнительной информации, не противоречащий отраслевым стандартам бухгалтерского учета, утвержденным нормативными актами Банка России, с учетом требований раздела "Сравнительная информация" МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
Отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, утвержденными нормативными актами Банка России, сравнение данных бухгалтерского учета, подготовленных в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России и данных бухгалтерского учета, подготовленных в соответствии с отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, утвержденными нормативными актами Банка России, не предусмотрено.
Положением N 526-П предоставление Банку России трансформационной таблицы входящих остатков на 2016 год не предусмотрено.
Согласно пунктам 2.2, 2.4, 2.5 Положения N 526-П страховыми организациями в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность включаются примечания, в том числе, примечание 4 "Принципы учетной политики, важные бухгалтерские оценки и профессиональные суждения в применении учетной политики". В данном примечании некредитные финансовые организации (далее - НФО) раскрывают учетную политику, применяемую НФО с 01.01.2017.
4
Планируется ли переходный период в отношении применения ОСБУ?
Будет ли выпущен отраслевой стандарт по первому применению ОСБУ и первому составлению отчетности по ОСБУ и какие-либо разъяснения (методические указания) по этому вопросу?
Когда и в какой форме должен быть сделан перенос остатков - должно ли это было быть сделано на начало 2016 года, чтобы остатки тестовой отчетности были входящими остатками для отчетности 2017 года или нет?
Переходный период в отношении применения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для НФО не планируется.
Банком России подготовлено информационное письмо от 06.12.2016 N ИН-01-18/86 "О переходе с 1 января 2017 года на новый План счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета", которое размещено на официальном сайте Банка России для сведения НФО, содержащее подходы в отношении перехода на План счетов бухгалтерского учета и отраслевые стандарты для НФО в части подготовки отчетности, переноса остатков на счета Плана счетов бухгалтерского учета, переоценки остатков по балансовым счетам для НФО, которые переходят на План счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета с 01.01.2017.
Согласно разъяснениям данного информационного письма входящие остатки на 01.01.2017, сформированные в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России по ведению бухгалтерского учета, должны быть перенесены на счета Плана счетов бухгалтерского учета в НФО и соответствовать данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год.
При переносе остатков НФО рекомендуется руководствоваться Информационным письмом Банка России от 05.07.2016 N ИН-01-18/50 "О соответствии Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Плана счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях".
5
Смогут ли некредитные финансовые организации и каким образом в ближайшей перспективе формировать "Отчет о движении денежных средств" косвенным методом? Это принципиальная новация, однако, форма "Отчета о движении денежных средств" в стандарте по отчетности приведена только для прямого метода?
Использование косвенного метода при составлении отчета о потоках денежных средств Положением N 526-П не предусмотрено.
МСФО поощряет использование прямого метода представления денежных потоков, что прямо указано в пункте 19 МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств", введенного в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н. Прямой метод предоставляет информацию, которая может быть полезной для оценки будущих денежных потоков и которая недоступна в случае использования косвенного метода.
6
Должны ли страховые организации предоставить отдельный комплект отчетности за квартал или указанную информацию можно раскрыть в одном комплекте отчетности?
Согласно требованиям Положения N 526-П в рамках квартальной отчетности "Отчет о финансовых результатах" и примечания к нему предоставляются накопительным итогом за отчетный период и отдельно за квартал.
Страховщик включает в состав отчетности за первое полугодие отчетного года две формы отчета о финансовых результатах: за период с 1 января по 30 июня отчетного года и за период с 1 апреля по 30 июня отчетного года, а также необходимое количество примечаний, расшифровывающих статьи отчета о финансовых результатах.
Страховщик включает в состав отчетности за девять месяцев отчетного года две формы отчета о финансовых результатах: за период с 1 января по 30 сентября отчетного года и за период с 1 июля по 30 сентября отчетного года, а также необходимое количество примечаний, расшифровывающих статьи отчета о финансовых результатах.
7
Согласно Положению N 526-П обороты по символам 52801 и 53802 включаются в строку ОФР "Прочие доходы" и "Прочие расходы" соответственно. Однако в сборке Примечания N 57 "Прочие доходы и расходы" ссылки на указанные символы отсутствуют. Таким образом, при невключении оборотов по указанным символам в Примечание N 57 будет формироваться расхождение между итоговыми показателями в Примечании и показателями в ОФР.
Вопрос: В каких Примечаниях и по каким статьям указанных Примечаний должны отражаться доходы и расходы, отраженные по символам 52801 "Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году" и 53802 "Расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году"? Должна ли страховая организация разносить выявленные доходы и расходы прошлых лет по статьям ОФР, по которым отражаются текущие доходы и расходы такого же типа? Может ли страховая организация отразить общую сумму выявленных доходов и расходов прошлых лет в статьях ОФР "Прочие доходы" и "Прочие расходы", а в Примечаниях раскрыть их в качестве "Прочих доходов" и "Прочих расходов"?
Проектом указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования" (далее - проект указания) символ 52801 добавлен в строку "Прочие доходы" таблицы 57.1 "Прочие доходы", а символ 53802 добавлен в строку "Прочие расходы" таблицы 57.2 "Прочие расходы" примечания 57 приложения 14 к Положению 526-П.
Указанием Банка России N 4178-У от 07.11.2016 "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций" определено:
Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются в ОФР по соответствующим символам исходя из их экономического содержания, а в случае невозможности такого отнесения - по символу 52801.
Расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются в ОФР по соответствующим символам исходя из их экономического содержания, а в случае невозможности такого отнесения - по символу 53802.
8
Согласно Положениям Банка России стабилизационный резерв формируется в учете, но не отражается в отчетности. Каким образом должен быть учтен стабилизационный резерв в отчетности? В составе нераспределенной прибыли?
Стабилизационный резерв не отражается в отчетности, так как не соответствует критериям признания обязательств.