ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 5 мая 2015 года
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА
РОССИИ ОТ 11.06.2014 N 422-П "О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ БАНКОМ
РОССИИ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ
ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМОЙ"
Может ли для целей признания платежной системы национально значимой считаться установленным контроль в отношении оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, являющихся кредитными организациями, со стороны граждан Российской Федерации, в случае, если они имеют право распоряжаться большинством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) такого оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, но при этом указанный контроль не может быть определен в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность"?
Пункт 1 части 13 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) относит к критериям национальной значимости платежной системы установление Российской Федерацией, Банком России или гражданами Российской Федерации (далее - контролирующие лица) прямого или косвенного контроля в отношении оператора платежной системы и операторов услуг платежной инфраструктуры (далее - контролируемые лица).
В отношении контролируемых лиц, не являющихся кредитными организациями, для целей определения факта установления контроля Положением Банка России от 11.06.2014 N 422-П "О порядке признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой" (далее - Положение N 422-П) предусмотрены критерии, основанные, в том числе, на наличии у контролирующих лиц в совокупности прав распоряжаться большинством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) таких контролируемых лиц.
В отношении контролируемых лиц, являющихся кредитными организациями, пунктом 1.3 Положения N 422-П предусмотрено, что контроль признается установленным, если он может быть определен в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (далее - МСФО 10).
Вместе с тем, в отдельных случаях в силу раздробленной структуры уставного капитала у ряда контролируемых лиц - кредитных организаций отсутствуют контролирующие лица в соответствии с МСФО 10 (при этом большинством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) указанных контролируемых лиц, распоряжаются граждане Российской Федерации).
В таких случаях для определения факта установления контроля является допустимым использовать критерии, предусмотренные подпунктами 1.2.1 - 1.2.3 пункта 1.2 Положения Банка России N 422-П в отношении контролируемых лиц, не являющихся кредитными организациями, а именно учитывать наличие у граждан Российской Федерации в совокупности прав распоряжаться большинством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).
Указанный подход не противоречит положениям части 13 статьи 22 Закона о НПС.